Истоки бурятского экосознания

10 марта 2019, 01:36 1642 0 Автор: Золотая Орда

Истоки бурятского экосознания

фото: Б. Баяр, а также из открытых источников

Жизнь наших предков на лоне природы, в степи, выработали у нас, былых номадов, особое экологическое и философское восприятие жизни. Даже обувь с загнутыми носками была создана нашими предками для того, чтобы сберечь травяной покров степей.

Жизнь проходила под Вечным Синим Небом (Мунхэ Хухэ Тэнгэрийн доро). Днем они смотрели в бескрайние степи, а ночью - на звезды, так рождались наши протяжные песни и эпосы. О родине, о родимой земле, о героях...

Истоки бурятского экосознания

А когда охотники становились в круг (зэгэтэ аба) и загоняли в него ровно столько животных, сколько нужно было для пропитания, работали такие понятия как «брать не более, чем надо» и «абал».

Эти принципы гармоничного сосуществования с природой, частью которой номады считали себя, вошли в плоть и кровь нашего народа. Может поэтому, наши души очень остро воспринимают нарушение экологии Циркумбайкалья в результате техногенного развития, браконьерства и незаконных рубок леса. Ведь природа так хрупка и все теперь зависит от нас самих, от потомков тех, кого родила эта благодатная Мать-Земля.

Истоки бурятского экосознания

Исторические причины нашего столь трепетного и чуткого отношения к вопросам экологии

Отношение кочевников к земле существенным образом отличается от отношения к ней земледельцев.

Земля не являлась собственностью кочевника (предметом купли-продажи), а следовательно, не было к ней потребительского отношения. Земля для номада имела исключительно сакральный статус, как условие его существования.

У бурят нельзя было даже просто так втыкать в землю острые предметы, чертить ее, нельзя было ломать деревья, осквернять водоемы.

Именно Мать-Земля давала кочевнику «Табан хушуу мал» – пять драгоценностей кочевого народа, от которых зависела жизнь и достаток наших предков, давала все необходимое, начиная от еды и заканчивая крышей над головой.

В «пятерку драгоценностей» входят: верблюд, лошадь, бык, коза и овца.

Верблюд считается неприкосновенным посланником высшего божества – Неба; конь символизирует свободу и пространство; бык (корова) – силу и молоко; коза - легкость, крепкое здоровье, дружбу; овца - тепло, гармонию, плодородие.

Истоки бурятского экосознания

Земле, природе, горам, лесам, водоемам буряты придают исключительно божественный смысл.

Наш народ ощущал себя неотъемлемой частью кругооборота природы, он никогда не противопоставлял себя ей, не считал себя ее хозяином в смысле европейской пирамидальной иерархии ценностей, на вершине которой всегда был безудержный потребитель, собственник, богач, человек-царь.

Кочевники считают себя органичной частью Матери - Земли, Отца – Неба, природы, что обусловливает трепетное к ней отношение.

В системе ценностей бурятского народа особое положение занимает Байкал, как сердце, колыбель нашего народа.

Все ныне существующие бурятские рода и племена берут свое начало и происхождение с местности вокруг Байкала.

Эта священная для бурят земля называется Баргуджин-Токум и географически охватывает территорию всего Циркумбайкалья – колыбели бурятского народа.

Буряты действительно считают, что Байкал - их божественный предок, которого они призваны оберегать и защищать. Представление о Байкале, как колыбели бурятского народа, питается целым комплексом космогонических мифов и преданий о Буха-нойон бабае, Гэсэре и других.

Истоки бурятского экосознания

Доктрина бурятского пространства – это не собственность, а экологическая идеология

Кочевое скотоводство использует только естественный растительный покров земли. У кочевников нет необходимости «вскрывать» землю. В номадном хозяйствовании не существуют потребительские интересы на землю, которая никогда не была частной собственностью кочевников в западном понимании. Кочевники относились к земле не как к своей собственности, а как всеобщему благу, или основе жизни. Отсюда бережное отношение к земле, природе.

Следует отметить, что из отношения к земле проистекает и характер отношения к собственности. Если потребительское отношение к земле аграрных обществ (с собственностью на землю и ее недра) порождает беспредельное стремление к богатству, выкачиванию из них благ, то бережное отношение к земле и подвижный образ жизни (при отсутствии земельной собственности) порождают умеренное стремление к собственности, делается упор на духовные знания эрдэм-бэлиг.

Умеренное отношение к собственности, тем самым не несло в себе остроты того классового антагонизма, которое было характерно для классических земледельческих обществ.

У кочевых народов фактически не было рабовладения по западному образцу, крепостничества и капиталистической эксплуатации. Отсюда вытекает принцип свободного человека.

Особые условия жизнедеятельности кочевников, характеризующиеся более свободными и менее зависимыми от классовой эксплуатации жизненными условиями существования, выработали «степной» либерализм и принципы «кочевой демократии».

Свобода существует в кочевничестве как необходимое, обусловленное жизненными реалиями, состояние. Она формируется в связи с особенностями условий жизни и производственной деятельности кочевников. Поэтому свобода для кочевника - это не цель, а норма его жизни.

Истоки бурятского экосознания

Главные моральные качества у кочевников – это самостоятельность, уверенность в своих силах и самоутверждение, которые проистекают из их жизненной специфики. Вместе с тем у кочевников проявляются моральные неприятия к потребительству, алчности и грубости мышления.

Вспыльчивость и импульсивность в действиях обусловлена тем, что жизнь кочевника в течение тысячелетий напрямую зависела от природных перепадов. Недельный дзуд мог оставить номада без его главного богатства и источника существования - скота. Этим в значительной степени обусловлена природная импульсивность номада, а также внимательность к предсказаниям, гаданиям, склонность к азарту.

Таким образом, истоки бурятского либерализма, умеренного отношения к собственности, богатству, бережного отношения к природе, неравнодушие к вопросам экологии, Байкалу, были обусловлены жизнью наших предков, с наследием которых мы должны считаться и понимать.

Они являются неотъемлемыми моральными и этическими ценностями нашего народа.

Истоки бурятского экосознания

Источник : zolord.ru

Реклама

Комментарии ()

    Написать комментарий

    Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены символом *

    Похожие материалы
    Цыбен Жамцарано: история жизни
    261 0
    Цыбен Жамцарано: история жизни

    Сложившаяся ситуация направила некоторых бурятских интеллигентов на поиск других путей своей свободы.

    16 февраля 2024
    Казахстан выбрал Улус Джучи – осколок Великой Монголии, в качестве великого государства прообраза
    603 0
    Казахстан выбрал Улус Джучи – осколок Великой Монголии, в качестве великого государства прообраза

    Казахстанские историки намерены развернуть большую исследовательскую работу по изучению Улуса Джучи.

    13 января 2024
    Последний набег Золотой Орды на Москву
    543 0
    Последний набег Золотой Орды на Москву

    Окрепшее Московское княжество, пользуясь распрями и смутой среди монгольских ханов, вот уже с 1395 года не платит дань. Но всё изменилось в 1408 году.

    21 декабря 2023
    Древние компоненты и недавняя экспансия в сердце Евразии: новые данные о филогении Y-хромосом из Центральной Азии
    1564 0
    Древние компоненты и недавняя экспансия в сердце Евразии: новые данные о филогении Y-хромосом из Центральной Азии

    Откуда возникли разные отцовские линии в Центральной Азии за последнюю тысячу лет, которые привели к увеличению населения и заложили основу её современного населения.

    15 августа 2023
    О начальном этапе происхождения тюрков и их ДНК
    173 0
    О начальном этапе происхождения тюрков и их ДНК

    Где находится изначальная родина тюрков? Кем были древние тюрки, монголоидами или европеоидами?

    22 февраля 2024
    Цыбен Жамцарано: история жизни
    261 0
    Цыбен Жамцарано: история жизни

    Сложившаяся ситуация направила некоторых бурятских интеллигентов на поиск других путей своей свободы.

    16 февраля 2024
    «Центральная Азия: от века империй до наших дней»
    238 0
    «Центральная Азия: от века империй до наших дней»

    Колониальный порядок Российской империи в Туркестане.

    12 февраля 2024
    Борьба Чингисхана за образование Великого Монгольского государства
    286 0
    Борьба Чингисхана за образование Великого Монгольского государства

    Чингисхан преодолел тяжёлый путь вооружённой борьбы для объединения монгольских племён.

    11 февраля 2024
    Статьи
    Екатерина II как воплощение Белой Тары: обожествляли ли буряты Романовых?
    302 0
    Екатерина II как воплощение Белой Тары: обожествляли ли буряты Романовых?

    Николай Цыремпилов - ассоциированный профессор Назарбаев университета, на основе сопоставления и анализа документальных, нарративных и фольклорных источников на бурятском, русском и тибетском языках внёс ясность в этот вопрос.

    05 февраля 2024
    Статьи
    Бурятские шахматы «шатар»: история, правила и современность
    446 0
    Бурятские шахматы «шатар»: история, правила и современность

    Буряты жадно любят эту игру, в которой побеждает преимущество интеллекта.

    31 января 2024