Проект укрупнения регионов снова в повестке
20 марта 2019, 22:27 2396 0
картинка: Сноб.ру
Тема укрупнения регионов снова оказалась в повестке после утверждения правительством Стратегии пространственного развития страны, сообщает сегодня «ФедералПресс».
Как ранее писал «ФедералПресс», все субъекты федерации распределены на 12 макрорегионов. Взаимодействовать они будут не по административным, а по экономическим законам:
сильный помогает слабому.
Федеральные округа как политические центры Кремля в территориях сохранятся.
По этой схеме перекройка карты страны уже производилась не единожды. Так, в 2005 году был ликвидирован Коми-Пермяцкий автономный округ. Его объединили с Пермской областью. В результате слияния образован Пермский край.
Далее, в 2007 году, Таймырский и Эвенкийский автономные округа, которые были чрезмерно дотационные, вошли в состав Красноярского края (по мнению экспертов, федеральный бюджет на этом неплохо сэкономил, а сами территории получили новое дыхание и развитие).
В том же 2007 году объединились Камчатская область и Корякский автономный округ. Тем самым был образован Камчатский край. Чуть позже Усть-Ордынский Бурятский автономный округ вошел в Иркутскую область, а Читинская область и Агинский Бурятский автономный округ объединились в Забайкальский край.
Уже несколько лет зреет идея слияния Амурской области и Еврейского автономного округа. Итогом такого объединения может стать регион с численностью жителей всего около миллиона человек (сейчас в Амурской области проживает всего 793 тысячи человек, в Еврейском АО - около 160 тысяч).
Эксперты говорят о возможном объединении Красноярского края, Хакасии и Тывы. Есть и варианты более глобального объединения. Например, Красноярского края и Иркутской области. А также так называемый «Байкальский проект», куда входят Бурятия и Забайкальский край.
Архангельской области и Ненецкому автономному округу также прочат слияние, как и Алтайскому краю и Республике Алтай (либо с созданием одного региона из двух, либо с присоединением к Кемеровской области). Псковская область может влиться в Ленинградскую.
Озвучиваются предложения по созданию объединенного субъекта из Смоленской, Брянской, Калужской и Орловской областей. При слиянии численность населения составит порядка 3,9 - 4 млн человек.
Отдельный регион может получиться из Чувашии, Мордовии и Марий Эл (кстати, лоббистом этой идеи выступает спикер Совфеда Валентина Матвиенко). В новом субъекте при таком раскладе будет проживать около 2,7 млн человек. Но здесь тоже возможны вариации: объединение может коснуться Коми, Удмуртии, Кировской области с выходом на СМПчерез Архангельск, считает политолог Илья Гращенков.
Все регионы, которые в перспективе могут попасть под слияние, не слишком благополучны с точки зрения миграционных процессов - численность жителей сокращается везде. В случае с Центральной Россией это объясняется близостью московской агломерации.
Но есть другие примеры: на Урале Курганская область может войти в состав Тюменской. Таким образом, число жителей Тюменской области вырастет на 834 тысячи человек и превысит 4,5 миллиона.
Перспективы трансформации
Об идее укрупнения регионов на своей ежегодной пресс-конференции еще в декабре 2012 года говорил и президент Владимир Путин.
«С точки зрения социально-экономической, действительно, иногда есть смысл говорить об укрупнении (регионов) для того, чтобы субъект Федерации стал именно субъектом», - сказал тогда глава государства.
Политолог Евгений Минченко полагает, что Россия вполне могла бы состоять не из 85, а из 50 - 60 субъектов. Перекройка карты страны, если она начнется, не пройдет безболезненно.
«Не доверяя низам решение задач, опасаясь коррупции, государство переходит на проектные методы управления. И в такой логике макрорегион - это масштабный проект. С одной стороны, это дает слабым регионам шанс войти в орбиту экономически успешных территорий. С другой - почувствуют ли они на себе эффект такого проекта?» - говорит политолог Гращенков, называя «слабых» депрессивными или искусственно созданными регионами.
Административная логика куда проще: «контролировать и управлять 30–40 губернаторами проще, чем 80–85. Сложности могут быть вызваны тем, что суперконструкторами управлять будет сложнее (и муниципальных образований больше, и больше элитных групп и избирателей). Кроме того, нужно понимать, что в момент слияния регионов «младшему» соседу, как правило, очень много обещают.
«Выполнение обещаний приводит к напряжению в остальной части нового субъекта федерации, невыполнение - в присоединенной. Впоследствии эти противоречия становятся постоянной козырной картой в руках местных элит», - предостерегает Дмитрий Еловский.
Политолог также напоминает, что при объединении регионов дотационный регион присоединяют к донору как раз для того, чтобы избавиться от обузы и перебросить бремя на богатого соседа.
Комментарии ()