Учёный: Россия пока не может поднять со дна Байкала найденное золото Колчака
21 января 2020, 21:54 9788 0
Байкал, фото: elements.envato.com
Бурятский учёный, историк и археолог Алексей Тиваненко утверждает, что знаменитое золото Колчака давно найдено на дне Байкала. Он собственными глазами видел и даже сфотографировал золотые слитки с царским клеймом на глубине 1,5 км во время научной глубоководной экспедиции на Байкале летом 2008 года. Однако достать драгоценности из-под завалов страна пока не в состоянии. Об этом сообщает издание «Сибирь. Реалии».
Это очень интересная история, потому что 59 лет назад, 12 апреля 1961 года, наши деды первыми отправили человека в космос на корабле «Восток-1» и теперь нам - потомкам, осталось покорить Байкал.
Алексей Тиваненко рассказывает, что в 2008 году, когда была организована экспедиция на Байкал глубоководных аппаратов «Мир-1» и «Мир-2», его, как исследователя золота Колчака, пригласили принять в ней участие.
Алексей Тиваненко на борту Мир
"Дело в том, что я работал в Байкальском институте природопользования и всю жизнь собирал сведения о Байкале. Но, я, конечно, не мог не рассказать о том, что узнал про золото Колчака. В ответ меня спросили: «Сможешь показать-то место?» Я сказал, что смогу", - рассказывает учёный.
Тиваненко рассказывает, что в 1960-е годы он был в тех местах.
"Старожилы станции, которые видели тот самый поезд своими глазами, мне показали место, куда упали вагоны. Я это место запомнил. Вскоре после катастрофы туда согнали мужчин - жителей станции, заставили нырять и доставать ящики. Людям пришлось подчиниться военным. То, что не смогли достать, - осталось под водой", - рассказал автор книги "Золотой клад адмирала".
По его мнению, большая часть золота лежит на дне Байкала.
"Из 17-ти вагонов, которые отошли от Иркутска, во Владивосток приехало всего шесть вагонов - тому есть документальные свидетельства, в том числе кадры кинохроники, которые я видел. Следовательно, остальные 11 вагонов, получается, лежат на дне Байкала", - добавил краевед.
В 2008 году состоялось первое погружение на дно Байкала, но ничего обнаружено не было. Однако в 2009 году обломки поезда времён Гражданской войны всё-таки были найдены.
"На глубине 1,5 км они лежали. Оказывается, мои расчёты были неверными. Когда вагоны упали в воду, там какое-то время был воздух. Плюс сильное течение Байкала, всё это повлияло на то, что вагоны отнесло на метров 500 в сторону от того места, где произошло падение. А мы опускались на «Мирах» у самого подножия скалы. На самом деле обломки поезда были чуть дальше. Мы увидели покорёженные вагоны, обломки. Многое было засыпано песком. Остатки эшелона развалились по всему склону. В километре от места падения также были найдены части поезда, ящики с патронами, искорёженные рельсы", – вспоминает Алексей Тиваненко.
Там же, среди обломков поезда царских времён, участники экспедиции своими глазами увидели то самое царское золото.
"Я своими глазами увидел царское золото! В одном месте, под камнем, лежит аккуратненький слиточек. Видно, что золото. Нам надо было убедиться, что это действительно было оно. Но слитки были под камнями. А механические руки у аппарата всего полтора метров длиной. Вокруг железные фермы вагонов. Пролезть не можем. Стали камни разбирать, но поняли, что это бесполезно. Если бы аппарат стоял на ровном месте дна, мы бы смогли завалы разобрать. А он же висит. Только камень возьмём, так аппарат сразу перевешивает, и он клюёт носом. Пытались, пытались – ни в какую", – рассказывает учёный.
Тогда было решено хотя бы сдуть песок, чтобы хорошенько рассмотреть найденный «клад».
"Повернули аппарат, покрутили задним винтом, и песок сдуло. И действительно стало ясно, что там лежит слиток золота. Видны клейма, всё совпадает. Мы сфотографировали всё, на снимках хорошо видно", – уверяет исследователь.
Всего при погружении в батискафе было обнаружено между завалами два слитка, весом по 16 килограммов каждый. Их удалось сфотографировать, но достать их из-под завалов в силу технической сложности пока не представляется возможным.
"Мы доложили в Кремль о находке. В 2010 году в Бурятию приезжал председатель Совета Федерации Сергей Миронов. Он также спустился на дно, убедился, что золото там. Потом ещё спускался министр финансов Кудрин. Потом приехал Владимир Путин. Он спускался на Мире-1, а я на Мире-2. Меня спрашивали: «Сколько там золота лежит. на ваш взгляд?». Я ответил: «Кто его знает». Дело в том, что из 17 вагонов, которые отошли от Иркутска, во Владивосток приехало всего 6 вагонов – тому есть документальные свидетельства, в том числе кадры кинохроники, которые я видел. Следовательно, остальные 11 вагонов, получается, лежат на дне Байкала", – предполагает Алексей Тиваненко.
Однако даже сегодня, спустя 10 лет после обнаружения, драгоценности остаются на дне Байкала, потому что наша страна пока не имеет технической возможности их поднять.
"Глубина 1,5 километра, наша самая современная техника поднять ценный груз, освободив его из-под тяжёлых обломков, не может. Тогда Путин распорядился – думайте, создавайте аппараты для разбора завалов. И внимательно изучайте этот вопрос – сколько именно лежит золота на дне Байкала. Быть может, овчинка не стоит выделки", – говорит Тиваненко.
Справка
В 1914 -1917 годах около трети золотого запаса России было отослано на временное хранение в Англию и Канаду, а примерно половина была вывезена в Казань. Более 500 тонн золота было захвачено 7 августа 1918 года войсками Народной армии и отправлено в Самару, откуда потом было вывезено в Уфу, а в ноябре 1918 года - в Омск, где поступило в распоряжение правительства Колчака.
31 октября 1919 года золотой запас был погружен в 40 вагонов для перевозки по Транссибирской магистрали, перевозка контролировалась чехами. 27 декабря 1919 года штабной поезд и поезд с золотом прибыли на станцию Нижнеудинск, где представители Антанты вынудили адмирала Колчака подписать приказ об отречении от прав Верховного правителя России и передать эшелон с золотым запасом под контроль Чехословацкого корпуса.
15 января 1920 года чешское командование выдало большевикам адмирала и часть золотого эшелона. Следы оставшихся в руках "союзников" ценностей затерялись.
Забрав золото у адмирала Александра Колчака большевики его отправили на поезде во Владивосток. Но по дороге состав пустили под откос в районе станции Маритуй в Иркутской области. Часть вагонов ушла "в глубины Байкала".
По мнению ряда исследователей, остальная часть золота до сих пор лежит в банках Великобритании и Японии. Другие полагают, что именно благодаря захваченным ценностям Чехословакия пережила небывалый экономический подъём в 20-х и 30-х годах прошлого века.
Комментарии ()