Насколько эвенки генетически близки якутам, бурятам, монголам и др. народам Южной Сибири
19 декабря 2020, 14:44 6487 0
Эвенки (фото: posibiri.ru)
Эвенки являются не самым многочисленным народом Сибири (38 тыс. чел. на территории РФ по итогам переписи 2010 г.), но определенно - одним из самых широко расселенных: их современный ареал охватывает территории Красноярского края, республик Якутия (Саха) и Бурятия, Забайкальского и Хабаровского краев, Амурской области, также известны в северных областях Монголии и Китая.
На всем своем этническом ареале эвенки проживают в близком соседстве со многими другими народами Сибири: вдоль северной полосы ареала - с якутами, долганами, юкагирами, кетами и селькупами; вдоль южной - с популяциями Южной Сибири - бурятами, монголами, тувинцами, алтайцами, хакасами и Приамурья - ульчами, нанайцами, нивхамии.
Ареал эвенков условно подразделяют на западную и восточную части, которые пересекаются по линии реки Лена - оз. Байкал.
Исследователи этногенеза эвенков отмечают, что за последние несколько веков прослеживались контакты с кетами и предками энцев, группами тувинцев и бурят, якутами и юкагирами. Одним из следов таких контактов являются аналогичные названия родов у эвенков и соседствующих с ними народов [Этническая история... 1982].
Широта расселения эвенков не могла не отразиться на разнообразии хозяйственных типов: на севере - оленеводческий, на юге - скотоводческий. Также встречались и группы эвенков, «единственным домашним животным которых была собака» [Этническая история... 1982].
В эвенкийском языке - три наречия с большим числом говоров: северное, южное и восточное [Афанасьева, 2010]. Антропологически эвенки включены в тип «североазиатских монголоидов» [История и культура дальневосточных эвенков... 2010].
Митохондриальный генофонд эвенков изучается на протяжении последних 25 лет, начиная с работы [Torroni et al., 1993], как в сравнении с генофондами других народов Сибири и Восточной Азии [Kong et al., 2003; Pakendorf et al., 2006; Pakendorf et al., 2007; Derenko et al., 2007], так и в связи с вопросом заселения Америки [Starikovskaya et al., 2005; Tamm et al., 2007].
Разнообразие гаплотипов популяций эвенков соответствует географической широте проживания конкретной субпопуляции: например, эвенки Тунгуски накопили разнообразие, сходное с таковым в популяциях якутов, и оно заметно ниже, чем разнообразие более крупных популяций, проживающих южнее, например, бурят и монголов [Starikovskaya et al., 2005; Pakendorf et al., 2006].
Примечательно взаимное сходство всех изученных групп эвенков. Наиболее близкими к ним по частотам гаплогрупп оказались якутские популяции [Pakendorf et al.], с которыми эвенки разделяют характерную черту - преобладание гаплогрупп C4a1, C4a2, C5a, D4, D5, которые в совокупности представляют более половины генофонда (в некоторых субпопуляциях - более 70%). Доля западноевразийских гаплогрупп невелика, и представлены они в основном в самой западной части ареала. Невелика и доля линий, характерных для бассейна Амура, например гаплогруппы Y1 (2%). В следовых количествах обнаруживаются «палеоазиатские» гаплогруппы D2 и D3 (4%).
По данным другой гаплоидной системы - маркерам Y-хромосомы - изучены популяции эвенков (N=57) и эвенов (N=24) из республики Якутия (Саха) в работе [Fedorova et al., 2013]. В генофонде изученных групп тунгусов гаплогруппа N-M178 (по классификации 2013 года -N1c) охватывает более половины разнообразия эвенков и 2/5 генофонда эвенов, вторая по частоте - гаплогруппа С2-М48 (по классификации 2013 года - С3с) - достигает четверти разнообразия эвенков и 2/5 всех линий у эвенов.
В работе [Fedorova et al., 2013] по результатам анализа широкогеномных панелей маркеров аутосомного генома эвенки на графике главных компонент приближаются к якутам, юкагирам и долганам, в меньшей степени - к нганасанам и популяциям Южной Сибири - хакасам, тувинцам, эвены приближаются к группам Дальнего Востока - орочонам и нивхам.
Полные геномы эвенков и эвенов опубликованы в работах [Mallick et al., 2016; Pagani et al., 2016]. В статье [Mallick et al., 2016] на древе родства популяций эвены объединяются в кластер с ульчами, орочонами и нанайцами Китая, что отражает дальневосточный круг генетических связей.
В статье [Pagani et al., 2016] при анализе полных геномов по вкладу различных региональных компонентов у эвенков (популяции из Красноярского края и республики Якутия (Саха) и эвенов (из Якутии и Магаданской области) преобладает компонент, выраженный в популяциях Средней (якуты) и Южной Сибири (алтайцы, тувинцы, буряты), Центральной Азии (монголы). Значительно в меньшей степени у эвенков и эвенов представлен компонент, характерный для коряков, чукчей и эскимосов (у эвенов Магаданской области - четверть генофонда, у эвенков и эвенов Якутии - десятая часть генофонда).
В данной работе рассматривается генофонд двух популяций восточных эвенков - забайкальских и амурских, которые являются практически неизученными по генетическим маркерам как гаплоидных систем (мтДНК и Y-хромосомы), так и аутосомного генома.
Не претендуя на разрешение широких и давних проблем (например, происхождения и прародины эвенков), данная работа представляет данные о генофонде двух восточных сегментов обширной эвенкийской общности, являющейся важным звеном при реконструкции истории народонаселения Сибири и его связей с соседними регионами.
Материалы и методы
Популяции эвенков были обследованы в Забайкальском крае (пять районов - Каларский, Тунгокоченский, Кыринский, Акшинский и Баунтовский, суммарно N=50) и в Хабаровском крае (Тугуро-Чумиканский и Аяно-Майский районы, N=81). Образцы венозной крови собраны в ходе экспедиционных обследований 2010-2015 гг. у мужчин, не связанных родственными отношениями, все предки которых на протяжении не менее трех поколений по мужской линии относили себя к данной популяции эвенков и родились в районе обследования. В выборку включались только мужчины, предки которых на протяжении не менее чем трех поколений (до деда включительно) относили себя или к забайкальским, или к амурским эвенкам.
Были созданы две карты генетических расстояний Нея - для обеих групп эвенков, и алгоритм построения каждой карты состоял из 2-х этапов (см. ниже).
На первом этапе для каждой из 30 гаплогрупп была построена карта генетических расстояний от средней частоты этой гаплогруппы в популяции эвенков до интерполированных значений частоты этой гаплогруппы в каждой точке карты.
На втором этапе было найдено среднее значение генетических расстояний по всем гаплогруппам для каждой точки карты, и таким образом создана обобщенная карта генетических расстояний от эвенков Забайкалья или Приамурья.
Спектр гаплогрупп Y-хромосомы в изученных популяциях
Генофонды забайкальских и амурских эвенков оказались удивительно похожи (рис. 1) как по низкому генетическому разнообразию (более 90% генофонда каждой группы представлено лишь пятью гаплогруппами У-хромосомы), так и по вкладу основных гаплогрупп (C2-M48(xSK1066) и N-M2118, которые охватывают две трети генофонда каждой группы эвенков и представлены в сходных соотношениях).
Доминирующая у забайкальских и амурских эвенков гаплогруппа C2-M48 распространена в популяциях Северо-Восточной и Центральной Азии (см. ниже рис. 1).
В генофонде изученных популяций представлен, вероятно, кластер линий внутри гаплогруппы C2-M48, за исключением как минимум одной - линии C2-SK1066 (обнаружена с наибольшей частотой в Центральной Азии в популяциях Западной Монголии, у казахов, узбеков; возраст составляет 1000±300 лет).
Так, C2b1a2 (M48) до 77% у казахов-алимулы, до 69% у казахов-байулы Младшего жуза [Генофонд казахов. Web (22 января 2017)]. Судя по гаплогруппе C2-M48, прямой предок Алшынов по мужской линии происходит родом с Восточной Азии (близка Калмыкам и Найманам рода Сарыжомарт), но не является близким монголам-нирунам (субклад С2-starcluster) [Ж.М. Сабитов, М.М. Акчурин, 2016].
Вторая гаплогруппа, определяющая сходство изученных популяций эвенков - N-M2118, составляет в генофонде забайкальских эвенков 14%, а амурских - 9%. Эта гаплогруппа появилась около 4-5 тыс. лет назад и среди современного народонаселения наиболее характерна для популяций Средней Сибири, а пика частоты достигает у якутов [Illumae et al., 2016].
Различия в спектре гаплогрупп Y-хромосомы у изученных популяций (см. ниже рис. 1) связаны со вкладом двух линий: гаплогрупп N-B479 и R1a-M198. В генофонде амурских эвенков гаплогруппа N-B479 составляет 20% (у забайкальских - отсутствует), её возраст около 4-5 тыс. лет, а современная география охватывает преимущественно Дальний Восток [Illumae et al., 2016].
У обеих групп эвенков встречена гаплогруппа R1a-M198: у амурских эвенков - в 2 раза чаще (10%), чем у забайкальских (4%). Важно отметить, что гаплогруппа R1a-M198 является одной из наиболее широко распространенных в Евразии и включает в себя кластер линий разной хронологической глубины и с разной географией [Underhill et al., 2014]. Также среди эвенков Забайкалья обнаружена небольшое число индивидов - носителей гаплогрупп I1-M253 и I2-P37.2 (рис. 1), что скорее всего является следом метисации с населением из Восточной Европы и Урало-Поволжья, где распространены данные линии У-хромосомы.
Рисунок 1. Частоты гаплогрупп Y-хромосомы в изученных популяциях эвенков
Положение эвенков Забайкалья и Приамурья в многомерном генетическом пространстве
Генетические соотношения забайкальских и амурских эвенков в контексте популяций Сибири, учитывающие весь спектр гаплогрупп Y-хромосомы, представлены ниже на рисунке 2.
Отметим, что в одной из предыдущих работ [Агджоян с соавт., 2019] результат аналогичного анализа в масштабе Северной Азии (26 популяций) по узкой панели маркеров Y-хромосомы (16 гаплогрупп высокого иерархического уровня, «стволов») выявил сходство генофондов эвенков Забайкалья и Приамурья между собой и с популяцией эвенов охотского побережья и Камчатки. В текущей статье многомерный анализ (Рисунок 2) проведен по иному принципу: меньшее число популяций (n=21) изучены по значительно более широкой панели маркеров (30 гаплогрупп Y-хромосомы, включая 6 линий внутри гаплогруппы C2-M217 и 7 локальных линий внутри гаплогруппы N-M178).
В генетическом пространстве популяций Сибири (рис. 2) выделяются три кластера: кластер А объединяет изученные группы эвенков с популяциями Приамурья и Камчатки; кластер Б включает популяции Южной Сибири - северных и южных алтайцев, хакасов сагайцев, тувинцев и тоджинцев; кластер В - группы бурят Бурятии, Иркутской области и Забайкалья. Отдалённо от указанных кластеров на графике расположились популяции якутов, чукчей Камчатки, монголов, тофалар и хакасов- качинцев.
Рисунок 2. Положение эвенков Забайкалья и Приамурья в генетическом пространстве Сибири (график многомерного шкалирования, показатели стресса=0.15, аллиенации=0.19)
Внутри кластера А генетические связи между эвенками и другими популяциями неодинаковы (рис. 2, график и врезка).
Наиболее близки друг к другу обе группы эвенков (d=0.02), к ним максимально тяготеют эвены (d=0.04). Промежуточная - в масштабе данного графика (рис. 2) - степень генетического сходства (0.14<d<0.29) с изученными эвенками прослеживается для ульчей, коряков, нивхов, негидальцев. Генетическое расстояние от эвенков до популяции нанайцев (которая отражает усредненное положение четырёх групп нанайцев - низовых, верховых, озерных и горинских) составляет d=0.70, что тем не менее в 2 раза меньше дистанции от эвенков до монголов и в 3 раза меньше аналогичного расстояния до бурят Забайкалья (d=2.77).
Отметим, что генетическое расстояние между ближайшими соседями, столетиями проживающими в одном крае: эвенками и бурятами Забайкалья (d=2.55) - в 2,5 раза больше аналогичного показателя между эвенками Забайкалья и нанайцами (d=1.03), разделенными расстоянием более 1000 км хребтами гор и долинами рек (рис. 2).
От популяций сравнения за пределами кластера А эвенки Забайкалья и Приамурья расположены на значительном генетическом расстоянии (в интервале 1.46<d<3.62), при этом значительно удалены как от северных групп (якуты d=1.51, чукчи d=1.85), так и от проживающих южнее (монголы d=1.46, южные алтайцы d=1.94).
Рисунок 3. Карты генетических расстояний от эвенков Забайкалья (рисунок А) и Приамурья (рисунок Б)
Примечания. Ареалы популяций, генетически наиболее близких к эвенам, отражены желто-зелеными тонами и расположены в Приамурье. Карта построена по частотам 30 гаплогрупп Y-хромосомы. Черными точками на карте обозначены популяции сравнения (N=103 популяции), сиреневой звездой - положение изученных популяций эвенков. Коэффициент корреляции Пирсона между картами на рисунках А и Б составляет r=0.95. Коэффициенты корреляции карт на рисунках А и Б с картой генетических расстояний от эвенов из работы [Агджоян с соавт., 2019] составляют r=0.87 и r=0.93 соответственно.
Для возможности сравнения по широкой панели 30 гаплогрупп Y-хромосомы в анализ вовлечены только популяции научного коллектива. В правой части рисунка приведены генетические расстояния Нея от усредненной популяции эвенков (забайкальских и амурских) до каждой из групп сравнения.
На рисунке 3 наглядно отражено, насколько похожи между собой обе карты: максимальное сходство прослеживается между восточными тунгусскими популяциями - забайкальскими и амурскими эвенками, а также с эвенами Охотского побережья и Камчатки (d<0.12), более слабое сходство - с генофондами Приамурья и севера Камчатки (0.14<d<0.4, ульчи, нивхи, нанайцы, негидальцы, удэгейцы, коряки севера Камчатки), а также - с популяциями правобережья Амура. Значительная генетическая отдаленность от эвенков Забайкалья и Приамурья (d>0.6) прослеживается для всех остальных популяций сравнения из Сибири и Восточной Центральной Азии.
Обсуждение
Сходство генофондов изученных популяций эвенков как между собой и с эвенами Охотского побережья и Камчатки, так и с широким кругом популяций Дальнего Востока связано, в первую очередь, с высокой долей гаплогруппы C2-M48(xSK1066), которая отмечена с частотой 10-40% среди ульчей, нивхов, нанайцев, коряков и чукчей Камчатки. Значительная доля одного признака может означать последствия дрейфа генов, но это представляется более вероятным событием не для нескольких одновременно, а для одной, но - предковой для многих популяции.
Другой общий для забайкальских и амурских эвенков признак - гаплогруппа N-M2118 - отражает их связь с популяциями Средней Сибири, что может указывать либо на контакты предков эвенков с якутами, либо на другие источники заимствования изученными группами «среднесибирского» субстрата генофонда.
Истоки третьего общего для изученных групп эвенков признака - гаплогруппы R1a-M198 (рис. 1) - могут как восходить к палеолиту, так и отражать след ассимиляции мигрантов из европейской части материка за последние несколько столетий. Прояснить этот вопрос может только анализ филогеографии гаплогруппы R1a-M198: если у эвенков будут обнаружены ветви с азиатской географией и прародиной - это довод в пользу первого предположения, если с европейской - в пользу второго.
Вклад гаплогруппы I1-M253 в генофонде эвенков Забайкалья указывает на следы ассимиляции переселенцев из европейской части материка: появилась гаплогруппа I1-M253 в Европе в неолите и среди современного народонаселения Северной Евразии практически не встречается восточнее Уральских гор.
Паттерн включения трех тунгусских популяций - забайкальских и амурских эвенков, эвенов Охотского побережья и Камчатки - в дальневосточный кластер на графике многомерного шкалирования (рис. 2, кластер А) также представлен и в географическом пространстве, на картах генетических расстояний (рис. 3).
Неожиданная отдаленность от бурят
Довольно неожиданным оказалось столь близкое сходство эвенков Забайкалья с популяциями Дальнего Востока и при этом столь явная их отдаленность от генофондов разных групп бурят (и забайкальских, и прибайкальских, при этом значительно различающихся между собой по спектру гаплогрупп Y-хромосомы).
Иными словами, не выявлены генетические следы ни ассимиляции бурятами эвенкийских родовых групп, ни включения бурятских родовых групп в состав эвенков: иначе бы значения генетических расстояний между бурятами и эвенками Забайкалья были бы значительно ниже.
Результат, сходный с показанным в данной работе, отражен на графике главных компонент по частотам гаплогрупп мтДНК в работе [Derenko et al., где западные эвенки (представлены популяцией из Красноярского края) объединяются в кластер с алтайцами, тувинцами и якутами, а восточные эвенки (популяция из Забайкалья) располагаются в отдалении от этого кластера и от западных эвенков. Удаленность восточных эвенков связана с меньшей долей второй главной компоненты, которая убывает в направлении запад-восток и, соответственно, может быть связана со вкладом «приамурского» компонента генофонда.
Между тем, исследуя связь генетической и культурной эволюции в Северо-Восточной Азии ученые обнаружили, что буряты и якуты оказались близки по генетике, грамматике и фонетике, но не по музыке.
Источник: "Мозаика генофонда эвенков: забайкальский и амурский сегменты", Вестник Московского университета. Серия 23: Антропология, №3, 2019.
Авторы: Агджоян А.Т., Богунов Ю.В., Богунова А.А., Каменщикова Е.Н., Запорожченко В.В., Пылёв В.Ю., Короткова Н.А., Утриван С.А., Схяляхо Р.А., Кошель С.М., Балановский О.П., Балановская Е.В.
Комментарии ()