Этнопсихологические особенности эмоционального выгорания медицинских работников (на примере русских и бурят)
09 января 2021, 17:36 1527 0
Врачи спасают жизни
Этнопсихологические особенности эмоционального выгорания медицинских работников (на примере русских и бурят)*
В настоящее время существует большое количество профессий, которые подвержены нервно-психическим нагрузкам. Люди часто находятся в стрессовых ситуациях, им все чаще становится тяжело управлять собой, собственными эмоциями, вследствие чего у них появляется злоба и агрессия по отношению к обслуживаемым клиентам. Это может свидетельствовать о проявлении эмоционального выгорания специалиста.
Синдром эмоционального выгорания (СЭВ) формируется у представителей тех профессий, которые вынуждены постоянно контактировать с людьми, выслушивать их просьбы, требования и жалобы, то есть тех профессионалов, чья работа осуществляется путем взаимодействия «человек - человек».
Доказано, что наибольшему риску развития синдрома профессионального выгорания подвержены представители сферы медицинских услуг. Выгорание влияет не только на конкретного профессионала, но и на получателей его услуг.
Так, исследователями выявлено, что выгорание медицинских работников взаимосвязано с недостаточно качественным уходом за пациентами, снижением субъективных оценок качества медицинской помощи пациентам и снижением производительности.
Профессиональное выгорание - синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально - энергетических и личностных ресурсов работающего человека.
Впервые синдром эмоционального выгорания описал американский психиатр Х. Фрейденберг в 1974 году. Термин был введен для того чтобы характеризовать психологическое здоровье людей, у которых профессия тесно связана с интенсивным общением с другими людьми.
С тех пор проведено немало исследований по данной проблеме, определяющих исследуемое понятие и его составляющие (К. Маслач, В.В. Бойко, Н.Е. Водопьянова и др.); направленных на выявление факторов, влияющих на формирование и развитие эмоционального выгорания специалистов (стаж, возраст, пол); специфику проявления выгорания у работников разных профессий (педагоги, адвокаты, медики, социальные работники); разные аспекты проявления выгорания (гендерный и др.). Однако этнопсихологический аспект проявления практически не рассматривался.
Так, «синдром выгорания» определяют как состояние физического, духовного и когнитивного истощения, который вызван длительным пребыванием в эмоционально перегруженных ситуациях; выработанный личностью механизм защиты, в форме полного или частичного исключения эмоций на психотравмирующие воздействия; физическое и эмоциональное истощение организма, которое характеризуется нарушением продуктивности в работе, усталостью, бессонницей, повышенной подверженностью соматических заболеваний и т. д.
С целью выявления этнопсихологических особенностей эмоционального выгорания медицинских работников (на примере русских и бурят) нами было проведено исследование на базе ГБУЗ «Городская больница № 5» г. Улан-Удэ. Выборку составили врачи и медицинские сестры, в количестве 53 человека, в возрасте от 23-60 лет. Из них 28 человек бурятской национальности и 25 человек русской.
При выявлении уровня эмоционального выгорания нами была использована методика «Диагностика эмоционального выгорания личности» (автор В.В. Бойко). Данная методика позволяет диагностировать симптомы эмоционального выгорания и определить, к какой фазе развития стресса они относятся: «напряжения», «резистенции», «истощения».
По результатам проведенного исследования было выявлено, что у русской выборки более выражено эмоциональное выгорание на фазе «резистенции», чем в бурятской выборке, что свидетельствует об их большем эмоциональном выгорании. Результаты отражены на рисунке.
Рис. Общий уровень выраженности фаз синдрома эмоционального выгорания
Далее мы рассмотрели сформированность отдельных симптомов на разных фазах СЭВ на исследуемых выборках. Результаты отражены в таблице.
Как видим, в фазе «Напряжение» у 44 % русской выборки, против 25 % бурятской выборки сформирован симптом «Переживание психотравмирующих обстоятельств». Как мы знаем, в современном обществе происходят непрестанные изменения, как на макро, так и на мезоуровнях в различных сферах жизнедеятельности. В том числе и реформы в профессиональной сфере, что воспринимается представителями данной этногруппы в силу их этнических особенностей чрезмерно эмоционально.
Так как мышление русских характеризуется эмоционально-чувственным восприятием, образностью, сосредоточенностью на масштабных проблемах, они острее чувствуют изменения в жизни. При этом они испытывают затруднения при необходимости перевести результат предчувствия в рациональную форму, конкретные решения. В то время как буряты отличаются практическим складом ума, рациональным образом мышления, осмотрительностью, уравновешенностью и рассудительностью.
В бурятской выборке выражен симптом «загнанность в клетку», который можно объяснить такими этнопсихологическими особенностями, как рациональный склад ума.
Таким образом, люди бурятской национальности не ищут дополнительные пути решения проблемы, если привычные решения в ситуации не помогают. Имеют так же предрасположенность к детальному поиску проблемы в себе лично, а не во внешнем окружении.
В фазе «Резистенция» выявлены различия в симтомах «Симптом эмоционально-нравственной дезориентации» и «Симптом расширения сферы экономии эмоций», который выше у представителей русской национальности. При этом «Симптом редукции профессиональных обязанностей» более выражен у бурятской выборки.
Это можно объяснить тем, что люди бурятской национальности имеют такие национальные черты характера, как высокая ответственность перед предками и высокая нравственная требовательность. Так же важно отметить, в современном обществе буряты через соблюдение социально-нормативного поведения осуществляют признание в различных видах деятельности.
Важным аспектом в жизнедеятельности бурятской национальности является соблюдение традиционных форм культуры, общения и знание о них. А мышление русских проживающих в современном обществе характеризуется эмоционально-чувственным восприятием. Они более эмоциональны и чувствительны, нежели представители бурятского этноса.
Для бурят свойственна сдержанность в поведении и эмоциях, молчаливость при коммуникации с другими людьми. Они обладают рациональным складом ума, как например, для русских больше свойственно сострадание и милосердие, они больше идут на контакт с малознакомыми людьми.
В Фазе истощения «Симптом эмоционального дефицита» больше выражен у русских. Это можно объяснить тем, что при общении с другими у них отсутствуют формальности, они легко идут на контакт с малознакомыми людьми, кроме того они обладают тягой к душевным, сокровенным разговорам. Так же мы можем у них наблюдать чрезмерное любопытство.
У бурят «Симптом эмоциональной отстраненности» выше, чем у русских. Это можно объяснить тем, что для людей бурятской национальности при общении важным фактором является социальный статус собеседника, его возраст и вид профессиональной деятельности, которым он занимается.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что этноспихологическими особенностями эмоционального выгорания является то, что СЭВ больше подвержены люди русской национальности, чем бурятской.
Выявлено, что представители русской выборки больше имеют предрасположенность к эмоциональному выгоранию, доминирующими симптомами являются «Переживание психотравмирующих обстоятельств», «Симптом эмоциональной отстраненности», «Симптом эмоционального дефицита».
В бурятской выборке выражен симптом «Загнанность в клетку», «Симптом редукции профессиональных обязанностей», «Симптом эмоциональной отстраненности».
Это можно объяснить тем, что мышление русских характеризуется эмоционально-чувственным восприятием, сосредоточенностью на масштабных проблемах, они острее чувствуют изменения в жизни.
Буряты отличаются практическим складом ума, рациональным образом мышления, осмотрительностью, уравновешенностью и рассудительностью. Также фактом является то, что русские более коммуникативны, а буряты, наоборот сдержаны и скрыты при общении с другими людьми.
Параметрический анализ бурятского коммуникативного поведения в сопоставлении с русским**
В результате параметрического описания, мы смогли выделить следующие отличительные черты бурятского вербального поведения: заметная общительность, низкая коммуникативная эмоциональность, высокий уровень вежливости, свободное вступление в контакт, отсутствие коммуникативной доминантности, доброжелательность, искренность, но уровень интимности разговоров низкий, низкая конфликтность, высокая предупредительность, присущ коммуникативный оптимизм, степень табуированности в общении средняя.
Отличительными чертами бурятского невербального поведения являются: умеренная улыбчивость, минимальный физический контакт собеседников, амплитуда жестикуляций низкая, неинтенсивная мимика, негромкая речь, темп речи средний.
Коммуникативный самоконтроль у бурят высокий. А коммуникативным эталоном является собеседник умеющий слушать, вежливый, не перебивающий, спокойный, тактичный, проще говоря толерантный собеседник.
Таким образом, можно сказать, что национальнокультурная специфика коммуникативного поведения бурят отличается приверженностью традициям, крепким чувством рода, терпимостью в отношении окружающих людей, мира в целом, спокойным нравом, неконфликтностью, степенностью, замкнутостью, слабым выражением эмоций и чувств.
Источники:
*Доржиева М.О., Неврина О.Н. "Этнопсихологические особенности эмоционального выгорания медицинских работников (на примере русских и бурят)", г. Улан-Удэ, Россия (Опубликовано: Междисциплинарные ресурсы экономической психологии в формировании этнорегиональной иденичности и позитивного образа малой родины / Материалы Всероссийской научно - практической конференции с международным участием. Отв. редакторы А.Д. Карнышев, В.А. Решетников. 2019 / Издательство: Иркутский государственный университет (Иркутск).
** Д.С. Найданова "О национально-культурной специфике коммуникативного поведения бурят" /Азиатско-Тихоокеанский регион: история и современность-XIII /Материалы международной научно-практической конференции молодых ученых, посвященной 75-летию Победы в Великой Отечественной войне. Улан-Удэ, 2020/Издательство: Бурятский государственный университет имени Доржи Банзарова (Улан-Удэ).
Комментарии ()