Было ли монголо-татарское иго на Руси?

25 апреля 2018, 21:23 4371 0 Автор: Золотая Орда

Было ли монголо-татарское иго на Руси?

фото: oiskusstve.ru (период Золотой Орды)

Российская историография со времен Н. М. Карамзина (1766-1826) базируется на принципе существования монголо-татарского ига при взаимотношении Руси с Улусом Джучи (Золотой Ордой).

Апологеты данной идеи, в дальнейшем превратившейся в концепцию, отмечают сугубо негативные последствия влияния Золотой Орды на Русь, рассматривая русско-ордынские отношения в категориях угнетения и порабощения. В свидетельствах летописцев русско-ордынские отношения определяются термином «пленение» или «воля татарская».

Н. М. Карамзин писал: «Государи наши торжественно отреклись от прав народа независимого и склонили выю под иго варваров». Карамзин отождествил понятие «иго» с понятием «долговременное рабство», заложив тем самым фундамент концепции монголо-татарского ига на Руси.

Карамзин был первым русским историком, который впервые оправдал отставание России от Европы: «Сень варварства, омрачив горизонт России, сокрыла от нас Европу».

Советская историография закрепила и развила данную концепцию уже по идеологическим и политическим соображениям. Ведущую роль в утверждении концепции ига в советской историографии сыграла работа Карла Маркса (1818-1883) «Разоблачение дипломатической истории XVIII в.». В ней начало татарского ига датируется 1237 г., а его окончание - 1462 г. Завоевательная стратегия татаро-монголов, по мнению Маркса, была подчинена следующим целям: во-первых, стремлением увеличить свои силы и сократить, путем массовых убийств, численность покоренного населения, представлявшего угрозу восстания в тылу; во-вторых, стремлением опустошить плодородные земли для превращения их в пастбища. В результате татаро-монгольского ига Московия, воспитанная и выросшая «в ужасной и гнусной школе монгольского рабства», даже после своего освобождения продолжала играть роль раба, ставшего господином.

В постсоветской историографии концепция монголо-татарского ига уже стала историографическим фактом. Концепция ига - столетнего рабства, навязанного извне, позволяла с наименьшими «имиджевыми» издержками для формирования национального самосознания оправдать отставание России от Европы. К тому же она служила основанием для национальной гордости - именно Русь защитила Европу от нашествия варваров.

Необходимо отметить, что в дореволюционной российской историографии употреблялось словосочетание «татарское иго» или «татарское владычество». В первые годы советской власти стало использоваться «татаро-монгольское иго», а в 1960–1970-х гг. в результате очередной трансформации распространение получил термин «монголо-татарское иго». Сегодня уже все чаще историками употребляется термин «могольское иго», «монгольское нашествие».

Впервые современную альтернативную точку зрения на природу русско-ордынских отношений высказал американский историк Ч. Гальперин. На основе анализа современной российской историографии он пришел к выводу о существовании «не здорового ажиотажа» вокруг полемики о монголо-татарском иге. При этом, по мнению ученого, «татарское иго» - это анахронизм, использовавшийся для обозначения «томления и мрака» на Руси. Идея о тотальном «татарском угнетении» скорее продукт средневековой русской мысли, нежели реальное отражение сложившихся русско-ордынских отношений.

Альтернативная точка зрения на природу русско-ордынских отношений содержится в концепции евразийцев. Классики евразийства абсолютизировали восточную доминанту исторического развития России. Они придерживались тезиса о формировании Московской Руси под непосредственным влиянием Монгольской империи.

Так, Н. С. Трубецкой (1890-1938) отрицал возможность Киевской Руси эволюционировать в более развитое государство. Данный период он интерпретировал как совокупность мелких, враждующих между собой княжеств, не способных справиться с главной географической задачей - осуществлением товарообмена между Балтийским и Черным морями. В силу этого они были обречены на постепенную ассимиляцию европейскими державами. Формирование государственности Московской Руси, по мнению Н.С. Трубецкого, проходило под непосредственным влиянием Монгольской империи и в специфической религиозной атмосфере.

Ставя под сомнение тезис о «свержении татарского ига», Н. С. Трубецкой отмечал, что имело место не «свержение ига», а распространение власти Москвы на территории, подвластные Орде, то есть «замена ордынского хана московским царем с перенесением ханской ставки в Москву».

П. Н. Савицкий (1895-1968) также отмечал, что Киевская Русь была образована в период ослабления общеевразийских объединительных тенденций, а благодаря монгольскому завоеванию Русь была втянута в общий ход евразийских событий. При этом Москва стала наследницей монголов и приняла общеевразийскую объединительную роль.

Э. Хара-Даван (1883-1941) писал, что в результате политики монголов, всюду вводивших установленные еще при Чингисхане порядки, они дали покоренной им стране основные элементы будущей московской государственности: самодержавие, централизм, крепостничество.

Л. Н. Гумилев (1912-1992), развивая евразийское видение в отношении монголо-татарского периода в истории Руси, считал, что монголо-татарский период не стал тяжелым и разрушительным игом, приведшим к отсталости России, как это было принято в отечественной историографии, а, наоборот, союз с Ордой спас Россию от масштабной угрозы со стороны Запада и католической веры.

Сегодня историки склоняются к идее о невозможности интеграции кочевников с земледельцами в средние века. Со стороны Золотой Орды «иго» носило лишь политический характер, ограничивалась вассальной зависимостью земледельцев и горожан от кочевников. Кочевая аристократия, как правило, устранялась от непосредственного управления завоеванными территориями в силу совершенно иных сложившихся общественных отношений у оседло- земледельческих государств. При этом земледельцы и кочевники продолжали жить отдельно в собственных хозяйственных зонах и сохраняли различные социально-экономические структуры. Тем самым русско-ордынские отношения характеризовались позицией «дистанционной эксплуатации».

Размер «ордынской дани», установленный в 1275 г., с этого времени не претерпевал значительных изменений. Дань, составляющая 1/10 крестьянского дохода, не была обременительной. При этом она была нерегулярной (примерно раз в 7– 8 лет). Большая часть «ордынской дани» оставалась у русских князей, отвечавших за сбор дани. Отношения русских князей и ханов Золотой Орды определялись преимущественно посредством процедуры выдачи ярлыка на княжение.

Идея сопротивления ордынской власти в русском общественном сознании того времени, скорее всего, возникла как реакция на исламизацию Золотой Орды, а также вследствие изменения идеологических настроений после победы в Куликовской битве и осознания возможности противостояния Орде. Без этих факторов русско-ордынские отношения были бы продолжены.

Источник : zolord.ru

Реклама

Комментарии ()

    Написать комментарий

    Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены символом *

    Похожие материалы
    Дугар Тапхаев: путь бурятского лидера между войной, изгнанием и памятью
    525 0
    Дугар Тапхаев: путь бурятского лидера между войной, изгнанием и памятью

    Герой или каратель: судьба Дугара Тапхаева (1884—1934).

    23 апреля 2025
    Как монгольское иго объединило Русь и прекратило вражду между русскими княжествами
    1774 0
    Как монгольское иго объединило Русь и прекратило вражду между русскими княжествами

    Ключевые факторы, способствовавшие консолидации русских земель под влиянием монгольского господства.

    30 января 2025
    Империя Юань – монгольское государство, основной частью территории которого был Китай
    2228 0
    Империя Юань – монгольское государство, основной частью территории которого был Китай

    Почти сто лет на территории Китая существовало монгольское государство Великая Юань.

    14 января 2025
    787 лет назад началось монгольское нашествие на Русь
    1543 0
    787 лет назад началось монгольское нашествие на Русь

    Декабрь 1237 года — один из первых эпизодов монгольского вторжения на Русь и западного похода монголов.

    21 декабря 2024
    История без мифов. Казахстанские историки о кочевниках и был ли Чингисхан казахом?
    1184 0
    История без мифов. Казахстанские историки о кочевниках и был ли Чингисхан казахом?

    Радик Темиргалиев и Жаксылык Сабитов рассказали о теме родов и племён у кочевников, об их интеллекте и культуре.

    02 мая 2025
    Казахи в составе Кокандского ханства: вхождение, этнический контекст и исторические последствия
    429 0
    Казахи в составе Кокандского ханства: вхождение, этнический контекст и исторические последствия

    Исторический фон, период нахождения казахов под властью Коканда, итоги и последствия.

    01 мая 2025
    Дугар Тапхаев: путь бурятского лидера между войной, изгнанием и памятью
    525 0
    Дугар Тапхаев: путь бурятского лидера между войной, изгнанием и памятью

    Герой или каратель: судьба Дугара Тапхаева (1884—1934).

    23 апреля 2025
    История
    Происхождение русских: антропологический взгляд Станислава Дробышевского
    630 0
    Происхождение русских: антропологический взгляд Станислава Дробышевского

    В своей лекции «Происхождение русских» антрополог Станислав Дробышевский рассматривает формирование русского народа с точки зрения антропологии, генетики и истории. Приводим новейшие данные о генетической структуре русских популяций по регионам.

    19 апреля 2025
    Влияние монгольской экспансии XIII века на формирование татарской нации
    693 0
    Влияние монгольской экспансии XIII века на формирование татарской нации

    Монгольская экспансия XIII века оказала глубокое влияние на формирование татарской нации, создав политические, социальные и культурные условия для консолидации тюркских и иных народов Поволжья.

    17 апреля 2025
    Статьи
    «Консервы» вечной мерзлоты: почему копальхен убивает приезжих, но даёт силу северным народам
    695 0
    «Консервы» вечной мерзлоты: почему копальхен убивает приезжих, но даёт силу северным народам

    Почему северяне едят копальхен и не травятся? Смертельный эксперимент: трагедия советской экспедиции.

    12 апреля 2025
    Религиозные взгляды Джучи-хана и его вероятное место захоронения
    3948 0
    Религиозные взгляды Джучи-хана и его вероятное место захоронения

    Джучи-хан – старший сын Чингисхана, сыграл важную роль в завоеваниях Монгольской империи и управлял западными территориями. Однако его внезапная смерть, а также отсутствие точных сведений о месте его захоронения породили множество гипотез.

    23 февраля 2025