В конце октября в Чите, в библиотеке им. А.С. Пушкина, прошла конференция, посвящённая 120-летию путешествия в Тибет нашего земляка, учёного Гомбожаба Цыбикова. Он не только прожил в столице Тибета Лхасе девять месяцев, но сумел сделать там (одним из первых в мире) большое количество фотографий. Эти снимки, а также книга «Буддист-паломник у святынь Тибета» принесли ему всемирную известность.
Участникам конференции был показан фильм, снятый о Цыбикове несколько лет назад творческой группой ГТРК «Чита» под руководством режиссера Надежды Павленко, которая сама и презентовала эту картину. Выступавшие историки, работники архивов и музеев из Читы и Агинского не только рассказали о различных этапах жизни этого человека, но и подчеркнули, что в его биографии всё ещё много тайн и загадок.
Открытия Татьяны Константиновой
Одной из первых выступила известный учёный, работник Государственного архива Забайкальского края Татьяна Константинова. Она рассказала, как ей после многолетних поисков удалось найти личное дело гимназиста Гомбожаба Цыбикова. Когда, к примеру, в 2006–2007 годах снимался фильм о Цыбикове, Татьяна Андреевна вслед за другими советскими исследователями биографии этого учёного говорила, что он блестяще окончил Читинскую мужскую гимназию, но в прошении о присуждении золотой медали ему военным губернатором было отказано. Цыбикову вручили медаль, но серебряную.
Эта история показала, что и спустя годы после того, как об этом учёном написаны многочисленные книги, статьи и сняты фильмы, мы всё ещё многое не знаем.
Татьяна Андреевна особо подчеркнула, что наименее изученный период в его биографии – это 1917 – 1930 годы. Достаточно прочесть краткую биографическую справку в «Энциклопедии Забайкалья», чтобы понять, что Цыбиков был всегда сторонником только одной партии – своих бурят, у которых и партии-то какой-то особой не было. Поэтому он и поддерживал в декабре 1917 года Народный Совет, выступавший против большевиков и… атамана Семёнова. Потом при атамане избирался в Народное Собрание, которое напоследок пытался сформировать Григорий Михайлович.
А позже Гомбожаб Цыбиков избирался в состав Учредительного Собрания буферной (между Советской Россией и Японией) Дальневосточной республики (ДВР). Работал и с Советами, даже работы Владимира Ленина о крестьянстве переводил на бурятский. Сам же он в одной из автобиографий писал, что всегда был беспартийным. Цель у него была одна – развитие просвещения и образования бурятского народа.
А теперь обратимся к традиционному финалу его биографии. Почему традиционному? Потому что и сегодня он считается единственно правильным. Как уверена Татьяна Константинова, он максимально отвечает ментальности бурятского народа, с чём лично я несогласен.
Традиционная версия
Более полно она изложена в изданной в 1990 году в Иркутске книге «Гомбожаб Цыбиков», написанной основателем окружного краеведческого музея, исследователем истории степной Аги Жигжитжабом Доржиевичем Доржиевым в соавторстве с Александром Михайловичем Кондратовым. Самое интересное, с моей точки зрения, я выделю.
«В пяти километрах от Агинского стояло здание Агинской аймачной больницы. Здесь и прошли последние дни знаменитого путешественника, — рассказывали авторы книги. — Когда больному стало совсем плохо, то его перенесли в юрту, которую по его же просьбе поставили в огороде больницы. Там он лежал под наблюдением врача-бурята Лыксык Жабэ, каждую минуту бодрствования посвящая чтению книг. Почувствовав приближение смерти, ученый не потерял самообладания. Он попросил уйти близких родственников, поставить рядом с ним часы… 20 сентября 1930 года профессора Цыбикова не стало.
Родные хотели похоронить учёного на его родине, в Урдо-Аге. Но могила была вырыта в другом месте, в десяти километрах от больницы, в Агын-Булагтуй… А через несколько дней обнаружилось, что могила Цыбикова раскопана. Неизвестные лица извлекли тело и похитили его! Нетрудно догадаться, кому оно понадобилось: ведь именно из человеческого черепа изготавливается чаша, именуемая «габал», которая играет большую роль в мистических обрядах ламаистов. И чем ученее или известнее человек, тем более ценной является чаша-габал, изготовленная из его черепа (самому Цыбикову удалось видеть чашу, которую сделали из черепа матери Цзонхавы).
Началось следствие. В округе толковали о том, что Цыбиков умер не своей смертью, что его отравили ламы за предание гласности сокровенных тайн Тибета, за атеистическую пропаганду и т. д. Однако следствие результатов не дало: злоумышленники, осквернившие могилу, так и не были найдены…
Тело Цыбикова искали многие. Долго шли разговоры и догадки, что, возможно, агинские ламы сумели отправить габалу в Лхасу, стараясь тем самым заполучить благосклонность Далай-ламы, или же спрятали её у себя.
Было известно, что после возвращения Цыбикова из Тибета участились проникновения в Агинскую степь пеших лам из Тибета под видом паломников. Возможно, они были разведчиками с заданием доставить габалу Цыбикова в Тибет. За его голову объявлялась большая сумма. Цыбикову, путешествующему инкогнито, грозила постоянная опасность, по тибетскому закону его могло ожидать обезглавливание. Так погибли французский путешественник Дютройль де Ренс, японец Кавагучи и другие».
Ананда Лыксоков показывает портрет своего отца: первый бурятский врач, получивший европейское образование. Лыксок Жабэ. Гомбожаб Цыбиков умер на руках Лыксока Жабэ. Тот был его лечащим врачом и работал в больнице, которая располагалась в храме дацана.
Смерть профессора (умер он в бурятской войлочной юрте, которую распорядился поставить перед самой смертью) вызвала скорбь и растерянность близких людей, чем и воспользовались ламы: Цыбиков был похоронен на кладбище дацана по старому обычаю, на поверхности земли. Тела умерших пеленали кусками ткани и укладывали их на деревянные подставки. Именно так и был похоронен Цыбиков. На другой день после похорон родственники увидели, что тело профессора обезглавлено…
Кто из лам это сделал — осталось тайной, таинственно исчезла и сама габала. Её искали многие. Возможно, агинские ламы сумели переправить габалу в Лхасу, стараясь тем самым заполучить благосклонность далай-ламы, или же спрятали её у себя».
Тайна пропавшего учёного
Впервые своими сомнениями и версиями на эту тему я поделился в статье «Пропавшая голова профессора Цыбикова», опубликованной 20 мая 2004 года в приложении газеты «Забайкальский рабочий», называвшемся «Забайкальская новь». За прошедшие 15 лет никто мои доводы так и не опровергнул. А потому повторюсь.
Версия первая. Голова профессора была похищена сотрудниками органов ОГПУ, в которых в тот момент были специальные подразделения, занимавшиеся оккультными делами. Именно ими был запущен слух, что голова похищена ламами. Как такого рода органы умели распускать слухи, известно.
Версия вторая. Голова Гомбожаба Цыбикова похищена сотрудниками органов ОГПУ с целью передачи её в качестве дара коллегам из Германии, увлекающимся оккультизмом. Или это похищение было организовано германцами самостоятельно.
Однако против этих версий говорит… фактор времени. Нужно было узнать о болезни, а затем о смерти Цыбикова, чтобы столь оперативно всё осуществить. Или самим организовать «болезнь» профессора и лишь ждать её исхода. Но это всё же достаточно сложно.
Версия третья. Можно предполагать и бытовую версию. Как рассказала заместитель главы Агинского района Дарима Дугарова на конференции в «Пушкинке», супруга Гомбожаба Цыбикова Лхама Норбоева полюбила его ещё до путешествия в Лхасу, помогая собирать его в дальнюю дорогу. Но пока он путешествовал, её выдали замуж.
Они встретились спустя несколько лет, когда Цыбиков уже преподавал во Владивостоке. Он приехал на родину и встретился с ней на ярмарке в Агинском. Кто из них инициировал побег, сегодня трудно сказать. Но они бежали прямо с ярмарки. Муж Норбоевой кинулся в погоню, но беглецы успели сесть на поезд. Ненависть и обида – сильные чувства, а месть может вынашиваться годами. Потому и версию мести со стороны бывших родственников жены учёного исключать нельзя.
Мне же самой вероятной кажется четвёртая версия. К слову сказать, она понравилась и многим участникам конференции 25 октября 2019 года.
Голову никто не похищал, как и тело. Гомбажаб Цыбиков сам всё это организовал.
В 1929—1930 годах росла волна репрессий против «буржуазных специалистов» и, соответственно, «буржуазных учёных». В 1930 году начались репрессии против учёных вузов Владивостока и Иркутска, в которых он работал. Его самого публично обвинили в приверженности к «панмонголизму», от чего до обвинения в шпионаже в пользу Японии – один шаг.
Более того, в этом случае могли пострадать родные и близкие, родственники и друзья. Ради их защиты стоило рискнуть. С помощью своего друга Лыксока Жабэ учёный вполне мог «организовать» свою смерть, а затем при поддержке «заклеймённых» лам перебраться в тот самый Тибет, о котором он рассказал миру. Когда я впервые рассказал о последней версии ректору Агинского Буддийского университета Бабу-ламе, он согласился, что в данном случае обвинения лам не выдерживают серьёзной критики. А затем вспомнил, что после смерти профессора исчезла бывшая у него золотая фигурка Будды. Возможно, он захватил её с собой…
Сегодня в России о Гомбожабе Цыбикове всё чаще говорят, как о российском разведчике, который наряду с другими отечественными путешественниками, изучал «Вершину мира» — Тибет. Это подхватили и наши китайские соседи, называющие его российским шпионом. На мой взгляд, ошибаются и первые, и вторые.
За каждым пилотом-камикадзе, отправляющимся на верную смерть, стоял обычный человек, часто с женой или возлюбленной дома, и у которых было много причин для жизни.
В 1746 году Д. Виноградов в своей лаборатории получил первую партию опытного состава русского фарфора. Однако секрет у чуда был прост — свершиться ему помог русский разведчик в Китае.
Страшная судьба была у этой сильной женщины. Проведя в монастырях почти 30 лет, она пережила не только мужа, и любимого человека, но и своих детей и внуков.
Международный коллектив ученых (N. Balinova et al.) в исследовании, опубликованном 11.04.2024 в European Journal of Human Genetics, генерировали новые данные полногеномной и митохондриальной ДНК современных ойратов.
Почему власти РК инициировали написание новой академической истории Казахстана? Является ли Россия наследницей Золотой Орды? За что судили Жаксылыка Сабитова в Монголии? На эти и др. вопросы ответил известный казахский историк, д-р полит. наук Ж. М. Сабитов.
За каждым пилотом-камикадзе, отправляющимся на верную смерть, стоял обычный человек, часто с женой или возлюбленной дома, и у которых было много причин для жизни.
Комментарии ()