Древнеримская цивилизация и социальное лицо варваров в «Новой истории» Зосима (V век)

09 октября 2022, 20:07 515 0 Автор: Золотая Орда

Древнеримская цивилизация и социальное лицо варваров в «Новой истории» Зосима (V век)

Цивилизация тянула варваров как магнит

Византийский историк Зосим (~ 460 - ~ 520 гг.) является автором исторического сочинения в шести книгах (конец последней утерян), которое известно, как «Новая история» (греч. Ίστορία νέα) или «История Зосима».

Эта работа, написанная в конце V начале VI века н. э., освещает историю Римской империи от императора Августа до 410 года н. э., то есть до взятия Рима войсками Алариха.

Это сочинение выгодно отличается от большинства других исторических компиляций чистотой языка, знанием дела, меткостью суждений и подчинением материала одной философской идее — стремлению раскрыть лицо варваров и причины упадка Римской империи.

О древнеримской цивилизации

Зародившись в VIII в. до н. э. в этрусских городах и греческих колониях Южной Италии и Сицилии, а в VI в. до н. э. на территории Лация, древнеримская цивилизация прошла более чем тысячелетний исторический путь, завершившись в V в. н. э.

Древний Рим является одной из основных цивилизаций в древнем мире.

Древнеримская цивилизация и социальное лицо варваров в «Новой истории» Зосима (V век)

Римская цивилизация находится под сильным влиянием греческой культуры во многих отношениях. Римское общество переживает сильное развитие в области права, военной промышленности, архитектуры, литературы, искусства, это само по себе знаменует огромный вклад в культуру всего западного мира.

Древний Рим обладал высокоразвитой для своего времени технологией. Было сделано большое количество достижений, которые теряются в средние века и были вновь открыты лишь в XIX – XX веках.

Экономика Римской Империи существовала по законам рынка.

Древнеримская цивилизация и социальное лицо варваров в «Новой истории» Зосима (V век)

Солид, выпущенный при Константине II, а на реверсе божество Виктория

Политическая стабильность, гарантия личной безопасности и развитая система образования также способствовали экономическому развитию Древнего Рима. Всё это позволило римлянам обеспечить такие темпы экономического роста и столь высокий уровень благосостояния, которые странам Европы не удавалось превзойти на протяжении почти двух тысячелетий.

На пике своего развития в Древнем Риме проживало 90 миллионов человек, что в то время составляло 20% населения мира.

По мнению исследователей, уровень жизни в Древнем Риме соответствовал уровню жизни в Европе 17-18 веков. Подобное достижение стало возможным лишь благодаря сравнительно стабильным политическим условиям, а также наличию рынка товаров, труда и капитала.

Цивилизация как магнит для варваров

В начале новой эры многочисленными соседями Рима были франки, готы, тевтоны, кимвры, саксы, англы, лангобарды, вандалы, скифы и гунны. Эти племена ещё не знали государства и права. Органами управления у них были вождь и совет старейшин. В часы опасности племя защищали вооружённые отряды во главе с вождём. Власть военного вождя держалась на авторитете и силе. Он распределял земли и добычу. Совет старейшин решал противоречия между членами племени и т.д.

Впервые римляне поняли опасность варваров во II в. до н.э., когда столкнулись на северных границах империи с тевтонами и кимврами.

Древнеримская цивилизация и социальное лицо варваров в «Новой истории» Зосима (V век)

Угрожающим открытием для римлян стало то, что их цивилизация как магнит стала притягивать варваров.

Воины-варвары переселялись на территорию империи с жёнами, детьми, нехитрым скарбом. Тогда Риму удалось благодаря умелости полководцев и преобразованной армии остановить продвижение варваров в глубь страны.

Древнеримская цивилизация и социальное лицо варваров в «Новой истории» Зосима (V век)

Римляне, пытаясь обезопасить себя от нападений варваров, применяли к ним политику «разделяй и властвуй». Они подкупали вождей племён, провоцировали войны между варварами, некоторым предоставляли земли в пределах империи. Всё это помогало Риму сдерживать натиск варваров до определённого времени. Одна из версий относит гибель Римской империи к 410 году нашей эры, когда на территорию Рима вторглись племена варваров под предводительством Алариха.

Зосим о варварах

«Новая история» Зосима, написанная, как указывается в последних исследованиях, примерно на рубеже V и VI вв., давно используется для реконструкции картины варварских вторжений в Римскую империю III — начала V в. Известно, что для изучения некоторых десятилетий истории Рима и ранней Византии этот труд уникален.

Борьба римского и варварского миров является одной из главных тем Зосима.

Древнеримская цивилизация и социальное лицо варваров в «Новой истории» Зосима (V век)

Зосим проявляет аристократизм и презрение образованного римлянина, питомца античной рабовладельческой цивилизации. «Новая история» пестрит нелестными для «скифов» характеристиками. Их походы на империю оцениваются не иначе как разбой.

Зосим писал, что смысл существования тех древних варваров - зависть, злоба и комплекс неполноценности. Зависть к преуспевающим и цивилизованным соседям.

Если бы однажды этот сосед, тогда Рим, ныне западная цивилизация, просто исчез, все эти варвары с вандалами просто потеряли бы смысл существования. Вот как характеризует Зосим варваров.

Варварам присущи такие черты, как злоба, необузданность, нахальство, «варварское безумие» (III, 7.4—7; IV, 26.8; 40.2; V, 11.2—3). Методы ведения войны у них подлы и коварны; варвары предпочитают действовать исподтишка, под покровом ночи (III, 7). Но даже во время военных действий варвары не способны удержаться от пьянства (IV, 25.2). Их совместные попойки чреваты взрывами «бешенства и усобицей (IV, 56.2). В то же время варвары не умеют правильно вести сражение (IV, 20.4), небрежно строят суда для переправы, неумело ими управляют и в результате расплачиваются жизнью (V, 21.2-3).

Зосим так описывает варварских вождей, поднявших оружие на империю. Гайне — готу на византийской службе, стоявшему во главе наёмных отрядов, присуща «варварская алчность» (V, 13.1), зависть к преуспевающим сановникам (V, 17.4) и «варварская пылкость» в принятии решений (V, 19.2). Гайна считал праздность подчинённых на войне обычным делом (V, 20.2), что обернулось для него поражением.

О союзнике Гайны по мятежу, готе Трибигильде, Зосим пишет: «Это был человек отчаянный и совершенно готовый на всякое безумие» (V, 13.2).

Древнеримская цивилизация и социальное лицо варваров в «Новой истории» Зосима (V век)

Вождь варваров Аларих

Немало достаётся и Алариху, предводителю готских полчищ. Аларих — человек «варварский и ненадёжный» (V, 31.5); требования его, предъявляемые к осаждённому Риму, поначалу лежали «за пределами всякого варварского бахвальства» (V, 49.1). Аларих вспыльчив и гневлив, насмешлив над побеждёнными и грубо остроумен (V, 40.3). Что же касается его некоторой умеренности на отдельных этапах осады Рима (V, 50.2; VI, 1.1; 10.1), то она продиктована лишь пониманием момента и известным умом политика.

Описывая вторжения племён в империю, автор «Новой истории» не устаёт подчёркивать их грабительский и захватнический характер.

При Филиппе Арабе карпы опустошают побережье Дуная и грабят Фракию (I, 20.1; 23.1). При Требониане Галле скифы захватывают Филиппополь и уводят пленников, а затем опустошают области «до самого моря», берут «все» неукреплённые города и большинство укреплённых (I, 24.2; 26.1). На европейские населённые пункты нападают готы, бораны, уругунды и карпы, «подчиняющие себе то, что осталось» (I, 27.1).

Древнеримская цивилизация и социальное лицо варваров в «Новой истории» Зосима (V век)

Захватив добычу в Европе, «скифы» переходят в Азию и разоряют области до Каппадокии, Питиунта и Эфеса (I, 28.1). В правление Валериана и Галлиена задунайские племена «не оставили неопустошённой ни одной части Италии и Иллириды» (I, 31.1), а вторгшиеся с Чёрного моря варвары овладели Трапезундом, набрав богатства и пленников (I, 33.3).

Добыча, взятая одними варварами, возбуждала зависть у других, и в империю вторгались новые полчища. Разграбляются города Халкидон, Киос, Апамея, Пруса, преданы пламени Никомедия и Никея (I, 34.3; 35); часть варварских отрядов разоряет Иллинию, часть доходит до самого Рима (I, 37.1).

Древнеримская цивилизация и социальное лицо варваров в «Новой истории» Зосима (V век)

В то же время опустошается Эллада; Афины взяты приступом (I, 39.1). Хотя в правление Клавдия II и наступает перелом в военных действиях, варвары всё же нападают на Грецию с моря и захватывают пленников в сельской местности (I, 43.2).

Описывая набеги III в., Зосим убеждён, что основной причиной успеха варваров была беспечность императоров и нерадивость в охране границ.

Древнеримская цивилизация и социальное лицо варваров в «Новой истории» Зосима (V век)

Враждебные орды тревожат государство из-за беспечности Филиппа Араба (I, 23.1) и Требониана Галла (I, 26.1). Неспособность «властвующих» (hoi kratuntes) защитить государство (I, 27.1), приход к власти «недостойных и пропащих лиц» (anaxioi tines kai aperrimmenoi) на Боспоре (I, 31.3), пьянство и леность солдат (I, 33.2), малодушие и лень императора Валериана (I, 36.2) — всё это-де определило успехи варваров.

Описания разгула варваров в IV — начале V в.

При Константине в империю вторгаются савроматы, затем — «скифский род тайфалов» (II, 21; 31.5). Во время усобиц преемников Константина варвары вновь переходят Рейн и Дунай, приобретая множество пленников и занимая города (III, 1).

Цезарь Юлиан, прибыв в Галлию, застал массу городов совершенно уничтоженными, а поля невозделанными (III, 5.1). Немало хлопот доставили зарейнские германцы и императору Валентиниану I (IV, 9; 12.1).

Но вторжения на Западе меркнут у Зосима перед бедами, обрушившимися на Византию в результате переправы готов через Дунай в 376 г. «Лишь только вступив на римскую землю, они забыли мольбы и клятвы, а вся Фракия, Паннония и области до Македонии и Фессалии наполнились варварами, опустошавшими всё на своём пути» (IV, 20.7).

Древнеримская цивилизация и социальное лицо варваров в «Новой истории» Зосима (V век)

В битве под Адрианополем готы перебили почти всё войско римлян во главе с императором (IV, 24.2). При Феодосии I, несмотря на проводимую им гибкую «проварварскую» политику, «скифы» продолжали беспокоить римские города, грабили сёла (IV, 25.1—2), а распределённая по городам варварская молодёжь строила заговоры, чтобы напасть на населённые пункты (IV, 26.4).

Коварные планы вынашивали и варвары, завербовавшиеся в войска Феодосия (IV, 30.1—2; 31.1—3; 40.1—2). Крамола зрела даже среди приближённых ко двору наёмников во главе с Эриульфом (IV, 56.2).

Внутри империи наёмники творили бесчинства: направленные в Египет, они шли по провинциям без всякого порядка, отбирали товары у торговцев, применяли при сопротивлении оружие (IV, 30.3—4). Особенно ухудшилось положение после смерти Феодосия.

В Византии взбунтовались готы во главе с Аларихом: выступив из Фракии, они проникли в Македонию и Фессалию, «покоряя всё на своём пути», а получив доступ в Среднюю Грецию, приступили к ограблению деревень и полному разрушению городов, «поголовно уничтожая мужчин, а детей и женщин толпами уводя вместе со всяким богатством» (V, 5.5—6). Беотия была опустошена так, что следы разгрома виднелись ещё во времена Зосима (V, 5.7).

Готы угрожали Фивам, взяли выкуп с Афин, захватили Мегариду, Коринф, Аргос, Спарту (V, 6.2—5). Лишь появление войска Стилихона заставило варваров уйти из Пелопоннеса в Эпир.

Древнеримская цивилизация и социальное лицо варваров в «Новой истории» Зосима (V век)

Зосим показывает, какой урон Византии нанёс мятеж готов под руководством Трибигильда и Гайны. Восставшие во Фригии варвары сметали всё на своем пути, «не щадя крови ни мужчин, ни женщин, ни детей, но грабя попадающиеся навстречу области» (V, 13.3).

После разгрома Фригии пришла очередь Писидии, а «так как Трибигильду никто не был препятствием, получалось, что он силой захватывал в плен каждый город, уничтожал всех жителей вместе с солдатами, и ни один варвар не был союзником римлян» (V, 15.1—2). Посланные на помощь Трибигильду подчинённые Гайны вступали в бой с воинами-римлянами, истребляли их и разоряли местность, превращая её в пустыню (V, 17.1—2).

Уйдя из Памфилии, Трибигильд «доставил городам во Фригии несчастия тяжелее прежних» (V, 17.2), а Сарды спасла от опустошения только разразившаяся непогода (V, 18.5).

Когда Гайна двинулся в Вифинию, а Трибигильд к Геллеспонту, они выдали на разграбление своим воинам встречные области (V, 18.6). Когда же переворот не удался, Гайна, бежав к Дунаю, опустошил всё на своём пути, а сопровождающих его римлян перебил (V, 21.6).

Древнеримская цивилизация и социальное лицо варваров в «Новой истории» Зосима (V век)

Децебал - вождь даков, прославившийся войнами с Римской империей.

Зосим пытается определить причину этого мятежа: по его мнению, Гайна вначале желал видного воинского поста и богатства (V, 13.1), а затем пришёл к мысли о ниспровержении - государственного устройства (V, 17.4—5). Это показала проведённая по его требованию чистка правящей верхушки Византии, удаление из Константинополя римских отрядов и ввод в столицу готов-наёмников (V, 18).

Разорения несли провинциям и двинувшиеся в Италию готы Алариха. Они разграбили все города и укрепления от Пицена до Рима (V, 37.4); в самом Риме в ходе осады начались голод и болезни (V, 39.2— 4), и горожане «подверглись опасности перейти к пожиранию друг друга» (V, 40.1). Аларих потребовал от города всё золото и серебро, какое только найдётся, плюс рабынь (V, 40.3). Впоследствии, правда, он умерил свои притязания.

Древнеримская цивилизация и социальное лицо варваров в «Новой истории» Зосима (V век)

Зосим отмечает, что передвижения варваров вызывали ужас в самых отдалённых местах. Одним из таких передвижений явилась миграция вандалов, которые, «смешавшись со свевами и аланами, причинили вред областям по ту сторону Альп и, произведя большое кровопролитие, стали внушать страх и для войск в Британии» (VI, 3.1).

Однако успехи варваров в IV — начале V в. историк не связывает лишь с забвением «религии предков». Невоинственность и трусость Константина были причиной победы тайфалов (II, 31.5). Дезорганизация и бездеятельность частей у Рейна до прихода Цезаря Юлиана заставляла всех страшиться германцев (III, 3.2). Негодные советники поторопили императора Валента начать битву с готами, в которой он и погиб (IV, 24.1). Неумно поступил и император Грациан, назначив главой иллирийских отрядов неспособного сановника Виталиана (IV, 33.3). Нерасторопность и развращённость Стилихона позволили Алариху ограбить Грецию безнаказанно (V, 6—7.1—3). Давление того же Стилихона на сенат и на императора Гонория избавило Алариха от войны с Римом и обеспечило варвара золотом (V, 36.3). Наконец, сановники Запада, отвергнув умеренные предложения Алариха, вызвали его гнев и подвергли Рим новым опасностям.

«Настолько был слеп разум лиц, управляющих тогда государством», — с горечью пишет Зосим (V, 51.2).

Натуралистически и подробна рисуя картину грабежей, Зосим ненавидит варваров как угрозу существованию городской античной цивилизации. Поэтому он приветствует любое мероприятие правительства, сдерживающее и ликвидирующее варварский натиск.

Неподкупными, храбрыми и отличающимися в военных делах названы полководцы Западной империи Арбогаст и Баудон (IV, 33.2). Особенно симпатичен Зосиму Генерид, гунн по происхождению, но человек доблестный и неподкупный, отказавшийся отойти от веры своих предков и отдавший предпочтение язычеству (V, 46.2-4).

Древнеримская цивилизация и социальное лицо варваров в «Новой истории» Зосима (V век)

Источник : zolord.ru

Реклама

Комментарии ()

    Написать комментарий

    Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены символом *

    Похожие материалы
    Как стать потомком Чингисхана
    336 0
    Как стать потомком Чингисхана

    Беседа с историком Денисом Хрусталёвым - культурным посланником Монголии в России, награждённым золотой медалью «Хубилай-хан» — высшей наградой Монгольской академии наук.

    08 ноября 2022
    Этнический принцип сословий в Монгольской империи и в улусе Дай Юань
    828 0
    Этнический принцип сословий в Монгольской империи и в улусе Дай Юань

    Категории подданных в системе государственного управления Монгольской империи и в Великой Юань (1206-1368).

    30 октября 2022
    Как Золотая Орда спасла московского правителя
    595 0
    Как Золотая Орда спасла московского правителя

    Полностью разбив полки Московского княжества, Ольгерд подступил к Москве, где за кремлёвскими стенами, в страхе за себя, спрятался Дмитрий Иванович, ожидая штурма города.

    22 сентября 2022
    Золотая Орда (Улус Джучи) в XIII–XIV вв.
    2246 0
    Золотая Орда (Улус Джучи) в XIII–XIV вв.

    Все пространство Великой Степи от Иртыша на востоке до Дуная на западе целиком оказалось в составе владений одной династии – династии Джучидов.

    27 августа 2022