Исторический фон создания монгольского символа Алтан Соёмбо (XVII в.)

31 декабря 2022, 02:03 1940 0 Автор: Золотая Орда

Исторический фон создания монгольского символа Алтан Соёмбо (XVII в.)

Алтан Соёмбо

Монгольский национальный символ Алтан Соёмбо (Золотой Соёмбо, монг. ᠰᠣᠶᠤᠮᠪ) был разработан и популяризован в монгольском обществе во второй половине XVII века крупнейшим политическим и религиозным деятелем страны Занабазаром (1635—1723) под покровительством молодой династии Цин. Сегодня этот символ воспринимается как символ свободы и независимости монгольского народа. Наряду с этим символом Занабазар в 1686 году изобрёл письменность Соёмбо усэг.

Исторический фон создания монгольского символа Алтан Соёмбо (XVII в.)

Верх Соёмбо увенчан знаком огня; ниже огня на эмблеме представлены солнце и луна («Народ монгольский, чей отец — молодой месяц, а мать — золотое солнце»); в центре Соёмбо изображён знак «Инь-Ян»; примыкающие к ним сверху и снизу прямоугольники равнозначны призыву: «Пусть всё, что вверху и внизу, честно служит народу»; два вертикальных прямоугольника по сторонам всей эмблемы символизируют крепостные стены и выражают мысль о том, что два друга сильнее любых укреплений; верхний и нижний треугольники, повёрнутые острием вниз, выступают как предупредительный знак для врагов (верхний треугольник — для внутренних, нижний — для внешних).

История жизни Занабазара, как правило, неразрывно связана с ходом подчинения Халхи маньчжурам, поэтому вначале необходимо рассказать об истории маньчжуров, а также осветить важные исторические процессы произошедшие в Монголии до рождения Занабазара.

Немного об истории маньчжуров и периоде «малых ханов» в Монголии

Чжурчжэни — племена, населявшие в X—XV веках территории Северо-Восточного Китая и Приморья, они проживали вдоль реки Амур (Хэйшуй), а также в районе реки Ашихэ (правый приток р. Сунгари).

Исторический фон создания монгольского символа Алтан Соёмбо (XVII в.)

Они говорили на чжурчжэньском языке тунгусо-маньчжурской группы, занимались земледелием и рано освоили технологии выплавки железа. Государство чжурчжэней (aisin gurun по-маньчжурски) существовало с 1115 по 1234 год.

Монгольская экспансия положила конец существованию чжурчжэньской империи — война шла более 20 лет с 1210 по 1234 гг. Во времена Чингисхана, по данным монгольского летописца Санан-Сэцэна, часть чжурчжэней вошла в состав монголов.

В правление великого хана Монгольской империи Хубилая монголы к 1279 году подчинили весь Китай. Юаньская империя продержалась менее столетия (1271—1368). В эпоху Юань в чжурчжэньских племенах было введено административное деление военных и гражданского населения на десятки тысяч дворов (ваньхуфу).

После падения Юань, последующий период в Монголии в традиционной историографии называется периодом «малых ханов» (1370—1495).

В XVI веке, к 1510 году, Бату-Мункэ Даян-хан и его супруга Мандухай-хатун воссоединили монголов и значительно ослабили власть потомков кыпчакских, аланских и мусульманских военачальников при монгольском дворе. Однако распределение ими территории империи между сыновьями в дальнейшем вновь вызвало кризис общеимперской власти. Несмотря на это, междоусобная борьба между чингисидами в правление Бату-Мункэ Даян-хана сошла на нет, а следующий крупный междоусобный конфликт возник лишь во времена правления Лигдэн-хана (1604—1634).

Во второй половине XVI века череда эпидемий оспы в степи и отсутствие приграничной торговли с Китаем заставили монголов возобновить грабительские набеги на Китай. В 1571 году империя Мин была вынуждена открыть торговлю с монголами.

Распространение ламаизма в Монголии

С 1575 года началось массовое обращение южных монголов в тибетский буддизм, поддерживаемое правителями-чингисидами. В 1577 году Алтан-хан (1548—1582) и Буян-Сэцэн-хан (1554—1603) приняли 3-го Далай-ламу, который положил начало обращению тумэтских и ордосских монголов в буддизм. Вскоре после этого ойраты также приняли буддизм. Многочисленные тибетские ламы пришли в Монголию для обращения в свою веру. Ламаизм в Монголии стал официальной государственной религий.

Исторический фон создания монгольского символа Алтан Соёмбо (XVII в.)

Дворец Потала в Лхасе, построенный в 1649 году (Тибет, КНР)

Ламаизм нёс в массы трудящихся проповедь отказа от всякой борьбы за улучшение их жизни на земле, призыв к кротости и смирению. В отличие от первоначального буддизма, в основе которого лежало аскетическое отречение от мира, тибетский монах Дзонхава (1357—1419) разрешил ламам (монахам) иметь собственность, поощрял поддержание ламами тесных связей с мирянами. Он создал централизованную церковь с многочисленной армией лам, спаянную строгой внутренней дисциплиной (государство в государстве) [Е. М. Жуков, 1958].

Ламы внушали верующим, что материальный мир — иллюзия, жизнь — страдание, причина страдания — мирские стремления, а средством избавления от страданий является путь веры. Исходя из буддистского представления о бессмертии души, ламы учили, что предки рода уже переродились, а потому почитать нужно бурханов, а смиренная жизнь помогут благому перерождению после смерти.

На волне распространения маньчжурского владычества формирование многочисленных монгольских буддийских монашеских общин и трансформация культурных и духовных ценностей, стали одними из основных причин установления над Монголией сюзеренной власти династии Цин, безраздельно правившей территорией Монголии около 300 лет [Жаргалсайхан, 2021].

Маньчжурская экспансия XVII в.

В конце эпохи Мин, в 1616 году, Нурхаци (1559—1626), тогда ещё вассал китайской империи Мин, поднял восстание, объединив чжурчжэньские кланы в так называемую «Восьмизнамённую армию», и провозгласил воссоздание чжурчжэньского государства Поздняя Цзинь (позже переименованную в Цин).

С 1620-х гг. чжурчжэни, целенаправленно разобщая монгольские племена, начали подчинять себе южных монголов.

В 1626 году сын Нурхаци Абахай (1592—1643) унаследовал трон. Стратегический план Абахая заключался во взятии под контроль всей Маньчжурии и Монголии с последующим захватом Китая. В 1632 году Абахай совершил успешный поход против южных монголов-чахарцев.

В 1635 году Абахай сменил название «чжушэнь» (один из вариантов произнесения «чжурчжэнь») на «маньчжоу», этноним «чжурчжэнь» перестал существовать. Потомки этого народа стали называться маньчжурами.

Исторический фон создания монгольского символа Алтан Соёмбо (XVII в.)

Маньчжуры (исторические фото)

В 1636 году Абахай вытеснил китайские силы из Ляонина и провозгласил новую империю Цин. В 1637 году во главе стотысячной армии Абахай совершил поход в Корею, окончившийся заключением договора, по которому корейский ван отказался от союза с Китайской империей.

После смерти Абахая маньчжурское завоевание Китая продолжалось до 1683 года и закончилось только во времена четвёртого представителя маньчжурской династии — императора Канси, правившего всем Китаем и Монголией с 1661 по 1722 гг.

В XVII веке Монголия находилась в политической раздробленности, имевшей глубокие последствия для монгольских народов. Маньчжуры использовали раздробленность Монголии, подкупали одних монгольских князей, завоёвывали других и в первые десятилетия XVII века подчинили себе Южную Монголию, которая стала называться Внутренней Монголией, в отличие от княжеств северной и западной частей страны, остававшихся независимыми и получивших наименование Внешней Монголии (халха). Захватив Южную Монголию, маньчжуры активизировали свои попытки подчинения халхаских княжеств Северной Монголии, которые ещё 50 лет сохраняли свою независимость [Скрынникова 1988: 7].

Это привело к ослаблению влияния монголов в Центральной Азии, а монгольские земли были разделены на три крупные части: Южную Монголию (Чахары), Северную Монголию (Халха) и Западную (Ойратия) [БНМАУ-ын туух 1968: 260].

Исторический фон создания монгольского символа Алтан Соёмбо (XVII в.)

В этот период прежние порядки разрушались под влиянием маньчжурской экспансии и нараставшего влияния ламаизма у монголов.

Творчество Занабазара

В это смутное для монголов время, в 1635 году, в знатной семье халхаского Тушету-хана Гомбодоржа рождается будущий крупнейший политический и религиозный деятель средневековой Монголии Занабазар.

Это был одарённый мальчик, любивший читать и декламировать наизусть тибетские молитвы. В детстве он играл, строя храмы из камней и делая вид, что даёт религиозные уроки. В 1639 году собрание знати Халха провозгласило этого 4-х летнего мальчика Ундэр Гэгэном (верховным святым).

В 19 лет Занабазар, завершив 4-х летнюю учёбу в Лхасе, вернулся на родину. Впитав в Тибете каноны религиозного искусства и ритуалов, Занабазар со своими последователями основали ряд крупных монастырей. Одновременно они создавали произведения буддийского искусства и культовые предметы для наполнения монастырей. Группой Занабазара было написано и переведено на монгольский язык множество священных писаний.

Ундэр Гэгэн разработал канон монгольского ламаистского ритуала для монашества, а также правила поведения для мирян. Указания Ундэр Гэгэна касались обряда почитания священных мест, этикета поведения для лам, хубараков и мирян. Также были даны указания относительно формы монашеских одежд, видов пищи, способов проведения ритуала. Также Занабазар ввёл в монгольскую национальную традицию собрания основных молитв и формы мистерии «цам», назначение которой - изгонять злые силы, препятствующие верующим стремиться к просветлению. Во время этой мистерии ламы выступают в огромных масках гневных божеств, внушая мирянам страх перед богоотступничеством.

Исторический фон создания монгольского символа Алтан Соёмбо (XVII в.)

Иными словами, были созданы внешние и внутренние составляющие монгольского ламаизма. Кроме того, многие монгольские национальные отличительные черты (вид причёски замужних женщин, клеймо крупного скота, форма поздравления) связаны с именем Ундэр Гэгэна. Согласно его указаниям монгольские ламы носили две косы как знак того, что они проповедники. Также Занабазар был автором музыки некоторых песнопений и сам изготавливал музыкальные инструменты для религиозных церемоний.

В Тибете мастер хорошо освоил каноны религиозного искусства. Занабазару удалось создать монгольскую школу буддийского искусства. Вершина его творчества — скульптуры Белой и Зелёной Тары, сияющих богинь… Всевидящей Белой Таре всегда 16 лет. Она воплощает мудрость и сострадание. Она дарует адепту долгую жизнь, спасает от круговорота перерождений, избавляет от многих болезней, в том числе глазных.

Исторический фон создания монгольского символа Алтан Соёмбо (XVII в.)

Статуэтка Белой Тары из творчества Занабазара (XVII век)

Зелёная Тара (монг. Ногоон Дара Эхэ) — молодая женщина в полном рассвете красоты. Она освобождает от печали, бедности, боли, дарит радость и уничтожает зло. У монгольских буддистов Зелёная Тара — любимая богиня. Её внимание привлекается ритмичным повторением мантры: "Ом-таре-туттаре-туре-сваха", которую привёз из Тибета Занабазар.

Исторический фон создания монгольского символа Алтан Соёмбо (XVII в.)

Зелёная Тара (Ногоон Дарь эх)

Исследователи считают, что в образах богини Ногоон Дара Эхэ, художник запечатлел образ своей любимой девушки. Нарушив ламаистский обет безбрачия, Занабазар женился на очень красивой девушке-монголке. Завистливые ламы, воспользовавшись его отсутствием, отравили его супругу, ей было 21 год. Потрясённый гибелью любимой жены, Занабазар решил увековечить её образ, отлив из бронзы 21 статуэтку богини Ногоон Дара Эхэ, и придав лику богини черты своей умершей супруги.

Большинство статуэток богини Ногоон Дара Эхэ в настоящее время хранятся в музее искусств имени Занабазара в Улан-Баторе. В каждом изображении можно обнаружить черты сходства с убиенной. Говорят, что одна из статуэток заговорила и назвала имена убийц, но попросила Богдогэгэна не наказывать их.

Миротворчество и бегство в Китай (1686-1691)

Время творчества Занабазара было одним из самых драматичных периодов истории Монголии. Между ханом ойратов Галдан Бошогту и владыкой халха-монголов, отцом Занабазара Тушету-ханом шла борьба за власть, а маньчжурские и китайские правители стремились разжечь гражданскую войну для раздела Монголии на части.

По мере роста напряжённости между джунгарами и халха-монголами Занабазар пытался умиротворить джунгарского лидера Галдан Бошогту-хана дарами его произведений искусства и священных текстов. Необходимо отметить, что они были знакомы с детства, так как вместе учились в Тибете.

В 1686 году Занабазар разработал новый монгольский алфавит Соёмбо Усэг. В этом же году по приказу императора Канси он посетил мирную конференцию, чтобы достичь примирения с джунгарами. Несмотря на эти усилия, стычки и вендетты между северными и западными монголами вскоре привели к тотальной войне.

Когда в 1688 году силы Галдана двинулись на восток, на территорию Халхи, Занабазар с 20 000 беженцами из Халхи бежали на юг, в нынешнюю Внутреннюю Монголию, чтобы искать защиты у Цинского императора. Преследуя их, джунгарские войска разграбили монастырь Эрдэнэ-Зуу и разрушили несколько монастырей, построенных Занабазаром.

Исторический фон создания монгольского символа Алтан Соёмбо (XVII в.)

Развалины разрушенного джунгарами во второй половине XVII в. монастыря Овгон Хийд, расположенного в аймаке Булган, у подножия горы Хонго Хан, который был основан Занабазаром

В 1691 году, после речи Занабазара, три правителя Халхи объявили себя вассалами Цин в Долон Норе (у Семи Озёр, на сев.-вост. границе Чахарского аймака), что стало политически решающим шагом, который официально положил конец последним остаткам монгольской династии Юань и позволил Цин принять мантию ханов Чингисидов, включив силы Халха в армию Цин.

Император Канси, мотивированный призывами Занабазара, которым он очень восхищался, а также угрозой, исходящей от сильного единого монгольского государства под властью джунгар, направил войска Цин на запад, чтобы подчинить силы Галдана Бошогту.

Последние годы и смерть (1691-1723)

С 1691 по 1701 годы халхо-китайские войска Цин сражались с джунгарами за контроль над Монголией. В этот период Занабазар жил в Китае — зиму проводил в Пекине, а лето в Чэндэ, в качестве духовного наставника императора Канси. Необходимо отметить, что цинский двор также издавна почитал тибетский буддизм. Ещё в 1652 году маньчжуры направляли приглашение Далай-ламе V со свитой посетить внутренние области Китая, в том числе и Пекин, в честь их приезда маньчжурами был организован пышный приём.

Исторический фон создания монгольского символа Алтан Соёмбо (XVII в.)

Летняя резиденция императора Канси в Чэндэ в провинции Хэбэй

В этот период Занабазар возвращался на родину в Халха-Монголию только один раз, в 1699 году, чтобы присутствовать на похоронах своего старшего брата Чанхундоржа.

Император Канси назвал Занабазара «Да ламой», то есть «Великим ламой», и пригласил его в 1698 году в своё паломничество в священные для китайских буддистов и даосов горы Утайшань. Скорее всего, будучи в Китае он разработал для своего народа символ Алтан Соёмбо, внутри которого расположен даосский знак Инь Ян (кит. 陰陽).

В 1697 году маньчжуро-халхаские силы Цин решительно победили Галдана Бошогту в битве при Джа Модо в верховьях реки Туул. В возрасте 66 лет, в 1701 году, Занабазар наконец вернулся в Монголию, чтобы руководить восстановлением разрушенного джунгарами монастыря Эрдэнэ-Зуу.

Исторический фон создания монгольского символа Алтан Соёмбо (XVII в.)

Монастырь Эрдэнэ-Зуу, расположенный в аймаке Уверхангай, на правом берегу Орхона на окраине города Хархорин

В течение следующих нескольких лет он курировал восстановление и строительство большего количества буддийских монастырей в Монголии, ежегодно путешествуя в Пекин для встречи с императором Цин.

20 декабря 1722 года, получив известие о смерти императора Канси, Занабазар немедленно отправился в Пекин, чтобы провести посмертные буддийские обряды в Пекинском Жёлтом монастыре (Хуан си, 黃寺).

Всего через шесть недель, 18 февраля 1723 года, Занабазар умер сам в Пекине в возрасте 88 лет. Как полагают, его отравил новый император, чтобы открыть себе дорогу. Китайцы забальзамировали тело Занабазара и отправили в Монголию.

Тело Занабазара было окончательно похоронено в монастыре Амарбаясгалант только в 1779 году.

Исторический фон создания монгольского символа Алтан Соёмбо (XVII в.)

Монастырь Амарбаясгалант расположен в сомоне Баруун-бурэн аймака Сэлэнгэ в северной Монголии (фото Юрия Бирюкова)

В 1937 году монастырь Амарбаясгалант был разграблен монгольскими коммунистами. Останки Занабазара якобы были извлечены и сожжены на близлежащих холмах.

О Галдане-Бошогту

Галдан-Бошогту (монг. Галдан бошигт; 1644-1697) – правитель Джунгарского ханства с 1671 года, сын Эрдэни-Батора-хунтайши, брат и преемник Сэнге.

Исторический фон создания монгольского символа Алтан Соёмбо (XVII в.)

Изображение Галдана авторства Д. Мишига, 1994 год. Картина находится в музее города Ховд, Монголия

В семилетнем возрасте был отправлен на обучение в Тибет, приняв монашеские обеты. Там он познакомился с Занабазаром. Окончив буддийское образование, защитил учёную степень геше-лхарамбы и стал буддийским монахом. Однако после убийства его старшего брата Сэнге Галдан сложил с себя монашеские обеты, преподнеся их Далай-ламе. Он сменил жёлтые одеяния монаха на воинский панцирь, отомстил убийцам и возглавил борьбу ойратских племён против китайской экспансии.

Возглавив государство, он дополнил «Степное уложение» 1640 года положением о том, что в случае нападения агрессора на одно из монгольских или ойратских княжеств все монголы и ойраты должны были объединиться и наказать нарушителя. Речь шла именно о маньчжурских завоевателях, непосредственно угрожавших княжествам Халхи. Для борьбы с ними всё население Монголии и Джунгарии обязано было участвовать в равной степени. Никто не освобождался от этой обязанности под страхом смертной казни, от владетельного князя до простолюдина, уклонявшимся от участия в военных действиях. Его ойратский текст сохранился только у волжских калмыков [В. П. Санчиров, 2009].

С 1672 года Галдан поддерживал торговые и дипломатические отношения с Россией. В 1679 году завоевал весь Восточный Туркестан и посадил на престол в Кашгаре своего ставленника Абаха Ходжу.

В 1688 году вторгся в Халху, разгромил Тушэту-хана, который после этого был вынужден просить покровительства у молодой династии Цин. Это привело к столкновению джунгар с маньчжурами. Галдан вёл войну с маньчжурским императором Канси с 1690 по 1696 гг. Проиграв, он покончил жизнь самоубийством. После гибели Галдана-Бошогту ойраты ещё более 60 лет героически отстаивали свою независимость, пока в 1759 году Маньчжурская империя окончательно не установила свою гегемонию над всей Монголией.

Исторический фон создания монгольского символа Алтан Соёмбо (XVII в.)

В центре предпоследний маньчжурский император империи Цин Гуансюй (1871—1908)

Предатель или герой?

С 1990-х годов Занабазара в Монголии долгое время считали предателем национальных интересов в пользу Маньчжурской империи. В монгольской исторической среде в те годы не утихали споры, был ли Первый Богдо-гэгэн Занабазар предателем или нет?

Так, современный монгольский писатель и историк-ревизионист Н. Нагаанбуу в интервью Э. Энхцолмону ответил на этот вопрос так.

«То, что он предатель – бесспорно. Дети Тушэту-хана Гомбодоржа сызмальства, ещё в период жизни их отца, постоянно слышали рассуждения на тему «когда мы подчинимся маньчжурам…» и, с целью заранее подготовить себе тёплое местечко, постоянно обращали свои взоры к Маньчжурии. Тушэту-хан Гомбодорж скончался в 1655 году. Но ещё двумя годами ранее, в 1653 году, его сын Бундар, взяв с собой знатнейших подданных, уехал в Маньчжурию и принял маньчжурское подданство. Впрочем, история сохранила и тот факт, что ещё до него самым первым из халхаских князей, получивших тамошний чин и предавшихся врагам, стал Дзасаг-чинван.


Ведь именно один из сыновей Гомбодоржа, Занабазар, ещё до того, как в 1691 году всё целиком отошло маньчжурам, а именно – за 38 лет до этого момента, ушёл к ним со всеми своими людьми! Также, за 36 лет до того события, родной брат Первого Богдо, новый Тушэту-хан Чахундорж, только-только занявший опустевший отцовский трон, препоручил младшего брата и детей опеке маньчжурского императора, приуготавливая тем самым фундамент для будущей измены – можно привести ещё немало подобных фактов. Если сказать яснее: когда и Первый Богдо, и Чахундорж бежали в Маньчжурию, то там они встретились со всей роднёй, с Бундаром; вся эта братия поступила на маньчжурскую службу, им был оказан самый радушный приём. Иными словами, когда Галдан вторгся в Халху, то не на такую уж и «чужбину» им пришлось уезжать».

Однако позже, в монгольской исторической среде, это мнение изменилось. Теперь считают, что Занабазар, как духовный лидер, привёл страну к культурному возрождению. А его творчество является неотъемлемой частью истории монгольского искусства.

«Вклад Ундэр Гэгэна в развитие стратегии «мягкой силы», позволил ему снискать уважение и любовь народа, страдающего от междоусобных войн князей. Его видение мира и просветительская деятельность обогатило духовными ценностями монгольское общество, способствовало воцарению мира и спокойствия. Однако эта кажущаяся пассивность не устраивала воинствующую знать, стремившуюся восстановить былую мощь Монгольской империи», — считает другой монгольский историк А. Жаргалсайхан.

В 2015 году по случаю 380-летия со дня рождения досточтимого Занабазара в Государственном Дворце стартовала международная научная конференция «Благовейный Святой Занабазар: жизнь и наследие». Спикер парламента З. Энхболд в своей речи, открывающей конференцию, отметил, что великий святой Занабазар был не только основоположником монгольского буддизма, но и талантливым представителем восточного классического искусства, известным просветителем, политическим деятелем, оказавшим значительное влияние на Монголию и страны Азии.

«Его Святейшество Занабазар впитал идеи и мысли буддизма во все сферы традиционного монгольского гражданского общества и создал исконно монгольскую религию со своим уникальным тоном и образом, который полностью совместим с кочевым образом жизни, культурой и обычаями монгольского народа. С тех пор монгольский народ рассматривается как единое целое», — сказал З. Энхболд.

В 2016 году позолоченная бронзовая статуэтка XVII века высотой 52 см и шириной 37 см, выполненная духовным лидером средневековой Монголии, выдающимся мастером художественного литья, ювелирного искусства и национальной живописи Занабазаром, была куплена гражданином Китая за 73 млн. юаней (примерно 10 млн. 600 тыс. долларов по курсу того времени) на аукционе в Пекине.

Исторический фон создания монгольского символа Алтан Соёмбо (XVII в.)

Проданная статуэтка

Источник : zolord.ru

Реклама

Комментарии ()

    Написать комментарий

    Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены символом *

    Похожие материалы
    Божественный ветер: японские пилоты-камикадзе времён Второй мировой войны
    4314 0
    Божественный ветер: японские пилоты-камикадзе времён Второй мировой войны

    За каждым пилотом-камикадзе, отправляющимся на верную смерть, стоял обычный человек, часто с женой или возлюбленной дома, и у которых было много причин для жизни.

    21 апреля 2024
    Секрет открытия русского фарфора или первый опыт промышленной разведки
    4300 0
    Секрет открытия русского фарфора или первый опыт промышленной разведки

    В 1746 году Д. Виноградов в своей лаборатории получил первую партию опытного состава русского фарфора. Однако секрет у чуда был прост — свершиться ему помог русский разведчик в Китае.

    13 апреля 2024
    Первые контакты русских и бурят, и процесс интеграции (XVII—XIX вв.)
    1865 0
    Первые контакты русских и бурят, и процесс интеграции (XVII—XIX вв.)

    В ходе экспансии на восток в 1628 г. русские землепроходцы вышли в Предбайкалье, где впервые соприкоснулись с бурятским населением.

    18 декабря 2023
    Постылая жена: царица Евдокия Лопухина, первая супруга Петра I
    683 0
    Постылая жена: царица Евдокия Лопухина, первая супруга Петра I

    Страшная судьба была у этой сильной женщины. Проведя в монастырях почти 30 лет, она пережила не только мужа, и любимого человека, но и своих детей и внуков.

    02 декабря 2023
    Самые умные страны мира в 2023 году
    3956 0
    Самые умные страны мира в 2023 году

    Исследователи указали исторический эпицентр максимума IQ на планете.

    12 мая 2024
    Путешественник во времени: художник показывает, как знаковые люди из прошлого делали свои селфи (28 фото)
    4343 1
    Путешественник во времени: художник показывает, как знаковые люди из прошлого делали свои селфи (28 фото)

    Прокрутите вниз, чтобы увидеть Авраама Линкольна, Чингисхана, Боба Марли и других известных людей прошлого в новом свете!

    05 мая 2024
    Сохранение генофонда во времени и пространстве у монголоязычных ойратов
    3900 0
    Сохранение генофонда во времени и пространстве у монголоязычных ойратов

    Международный коллектив ученых (N. Balinova et al.) в исследовании, опубликованном 11.04.2024 в European Journal of Human Genetics, генерировали новые данные полногеномной и митохондриальной ДНК современных ойратов.

    04 мая 2024
    Статьи
    Восстановлено генеалогическое древо загадочного народа авары — и в ней степные традиции
    4664 0
    Восстановлено генеалогическое древо загадочного народа авары — и в ней степные традиции

    Родословная за 250 лет, адаптация на новой территории, традиции, антропология и археогенетика аваров.

    01 мая 2024
    Судьба енисейских кыргызов
    4372 0
    Судьба енисейских кыргызов

    От эпохи кыргызского великодержавия до полной дефрагментации.

    30 апреля 2024
    Жаксылык Сабитов о наследии Золотой Орды и скандале в Монголии
    4295 0
    Жаксылык Сабитов о наследии Золотой Орды и скандале в Монголии

    Почему власти РК инициировали написание новой академической истории Казахстана? Является ли Россия наследницей Золотой Орды? За что судили Жаксылыка Сабитова в Монголии? На эти и др. вопросы ответил известный казахский историк, д-р полит. наук Ж. М. Сабитов.

    23 апреля 2024
    Божественный ветер: японские пилоты-камикадзе времён Второй мировой войны
    4314 0
    Божественный ветер: японские пилоты-камикадзе времён Второй мировой войны

    За каждым пилотом-камикадзе, отправляющимся на верную смерть, стоял обычный человек, часто с женой или возлюбленной дома, и у которых было много причин для жизни.

    21 апреля 2024
    История