Исторический фон создания монгольского символа Алтан Соёмбо (XVII в.)
31 декабря 2022, 02:03 1940 0
Алтан Соёмбо
Монгольский национальный символ Алтан Соёмбо (Золотой Соёмбо, монг. ᠰᠣᠶᠤᠮᠪ) был разработан и популяризован в монгольском обществе во второй половине XVII века крупнейшим политическим и религиозным деятелем страны Занабазаром (1635—1723) под покровительством молодой династии Цин. Сегодня этот символ воспринимается как символ свободы и независимости монгольского народа. Наряду с этим символом Занабазар в 1686 году изобрёл письменность Соёмбо усэг.
Верх Соёмбо увенчан знаком огня; ниже огня на эмблеме представлены солнце и луна («Народ монгольский, чей отец — молодой месяц, а мать — золотое солнце»); в центре Соёмбо изображён знак «Инь-Ян»; примыкающие к ним сверху и снизу прямоугольники равнозначны призыву: «Пусть всё, что вверху и внизу, честно служит народу»; два вертикальных прямоугольника по сторонам всей эмблемы символизируют крепостные стены и выражают мысль о том, что два друга сильнее любых укреплений; верхний и нижний треугольники, повёрнутые острием вниз, выступают как предупредительный знак для врагов (верхний треугольник — для внутренних, нижний — для внешних).
История жизни Занабазара, как правило, неразрывно связана с ходом подчинения Халхи маньчжурам, поэтому вначале необходимо рассказать об истории маньчжуров, а также осветить важные исторические процессы произошедшие в Монголии до рождения Занабазара.
Немного об истории маньчжуров и периоде «малых ханов» в Монголии
Чжурчжэни — племена, населявшие в X—XV веках территории Северо-Восточного Китая и Приморья, они проживали вдоль реки Амур (Хэйшуй), а также в районе реки Ашихэ (правый приток р. Сунгари).
Они говорили на чжурчжэньском языке тунгусо-маньчжурской группы, занимались земледелием и рано освоили технологии выплавки железа. Государство чжурчжэней (aisin gurun по-маньчжурски) существовало с 1115 по 1234 год.
Монгольская экспансия положила конец существованию чжурчжэньской империи — война шла более 20 лет с 1210 по 1234 гг. Во времена Чингисхана, по данным монгольского летописца Санан-Сэцэна, часть чжурчжэней вошла в состав монголов.
В правление великого хана Монгольской империи Хубилая монголы к 1279 году подчинили весь Китай. Юаньская империя продержалась менее столетия (1271—1368). В эпоху Юань в чжурчжэньских племенах было введено административное деление военных и гражданского населения на десятки тысяч дворов (ваньхуфу).
После падения Юань, последующий период в Монголии в традиционной историографии называется периодом «малых ханов» (1370—1495).
В XVI веке, к 1510 году, Бату-Мункэ Даян-хан и его супруга Мандухай-хатун воссоединили монголов и значительно ослабили власть потомков кыпчакских, аланских и мусульманских военачальников при монгольском дворе. Однако распределение ими территории империи между сыновьями в дальнейшем вновь вызвало кризис общеимперской власти. Несмотря на это, междоусобная борьба между чингисидами в правление Бату-Мункэ Даян-хана сошла на нет, а следующий крупный междоусобный конфликт возник лишь во времена правления Лигдэн-хана (1604—1634).
Во второй половине XVI века череда эпидемий оспы в степи и отсутствие приграничной торговли с Китаем заставили монголов возобновить грабительские набеги на Китай. В 1571 году империя Мин была вынуждена открыть торговлю с монголами.
Распространение ламаизма в Монголии
С 1575 года началось массовое обращение южных монголов в тибетский буддизм, поддерживаемое правителями-чингисидами. В 1577 году Алтан-хан (1548—1582) и Буян-Сэцэн-хан (1554—1603) приняли 3-го Далай-ламу, который положил начало обращению тумэтских и ордосских монголов в буддизм. Вскоре после этого ойраты также приняли буддизм. Многочисленные тибетские ламы пришли в Монголию для обращения в свою веру. Ламаизм в Монголии стал официальной государственной религий.
Дворец Потала в Лхасе, построенный в 1649 году (Тибет, КНР)
Ламаизм нёс в массы трудящихся проповедь отказа от всякой борьбы за улучшение их жизни на земле, призыв к кротости и смирению. В отличие от первоначального буддизма, в основе которого лежало аскетическое отречение от мира, тибетский монах Дзонхава (1357—1419) разрешил ламам (монахам) иметь собственность, поощрял поддержание ламами тесных связей с мирянами. Он создал централизованную церковь с многочисленной армией лам, спаянную строгой внутренней дисциплиной (государство в государстве) [Е. М. Жуков, 1958].
Ламы внушали верующим, что материальный мир — иллюзия, жизнь — страдание, причина страдания — мирские стремления, а средством избавления от страданий является путь веры. Исходя из буддистского представления о бессмертии души, ламы учили, что предки рода уже переродились, а потому почитать нужно бурханов, а смиренная жизнь помогут благому перерождению после смерти.
На волне распространения маньчжурского владычества формирование многочисленных монгольских буддийских монашеских общин и трансформация культурных и духовных ценностей, стали одними из основных причин установления над Монголией сюзеренной власти династии Цин, безраздельно правившей территорией Монголии около 300 лет [Жаргалсайхан, 2021].
Маньчжурская экспансия XVII в.
В конце эпохи Мин, в 1616 году, Нурхаци (1559—1626), тогда ещё вассал китайской империи Мин, поднял восстание, объединив чжурчжэньские кланы в так называемую «Восьмизнамённую армию», и провозгласил воссоздание чжурчжэньского государства Поздняя Цзинь (позже переименованную в Цин).
С 1620-х гг. чжурчжэни, целенаправленно разобщая монгольские племена, начали подчинять себе южных монголов.
В 1626 году сын Нурхаци Абахай (1592—1643) унаследовал трон. Стратегический план Абахая заключался во взятии под контроль всей Маньчжурии и Монголии с последующим захватом Китая. В 1632 году Абахай совершил успешный поход против южных монголов-чахарцев.
В 1635 году Абахай сменил название «чжушэнь» (один из вариантов произнесения «чжурчжэнь») на «маньчжоу», этноним «чжурчжэнь» перестал существовать. Потомки этого народа стали называться маньчжурами.
Маньчжуры (исторические фото)
В 1636 году Абахай вытеснил китайские силы из Ляонина и провозгласил новую империю Цин. В 1637 году во главе стотысячной армии Абахай совершил поход в Корею, окончившийся заключением договора, по которому корейский ван отказался от союза с Китайской империей.
После смерти Абахая маньчжурское завоевание Китая продолжалось до 1683 года и закончилось только во времена четвёртого представителя маньчжурской династии — императора Канси, правившего всем Китаем и Монголией с 1661 по 1722 гг.
В XVII веке Монголия находилась в политической раздробленности, имевшей глубокие последствия для монгольских народов. Маньчжуры использовали раздробленность Монголии, подкупали одних монгольских князей, завоёвывали других и в первые десятилетия XVII века подчинили себе Южную Монголию, которая стала называться Внутренней Монголией, в отличие от княжеств северной и западной частей страны, остававшихся независимыми и получивших наименование Внешней Монголии (халха). Захватив Южную Монголию, маньчжуры активизировали свои попытки подчинения халхаских княжеств Северной Монголии, которые ещё 50 лет сохраняли свою независимость [Скрынникова 1988: 7].
Это привело к ослаблению влияния монголов в Центральной Азии, а монгольские земли были разделены на три крупные части: Южную Монголию (Чахары), Северную Монголию (Халха) и Западную (Ойратия) [БНМАУ-ын туух 1968: 260].
В этот период прежние порядки разрушались под влиянием маньчжурской экспансии и нараставшего влияния ламаизма у монголов.
Творчество Занабазара
В это смутное для монголов время, в 1635 году, в знатной семье халхаского Тушету-хана Гомбодоржа рождается будущий крупнейший политический и религиозный деятель средневековой Монголии Занабазар.
Это был одарённый мальчик, любивший читать и декламировать наизусть тибетские молитвы. В детстве он играл, строя храмы из камней и делая вид, что даёт религиозные уроки. В 1639 году собрание знати Халха провозгласило этого 4-х летнего мальчика Ундэр Гэгэном (верховным святым).
В 19 лет Занабазар, завершив 4-х летнюю учёбу в Лхасе, вернулся на родину. Впитав в Тибете каноны религиозного искусства и ритуалов, Занабазар со своими последователями основали ряд крупных монастырей. Одновременно они создавали произведения буддийского искусства и культовые предметы для наполнения монастырей. Группой Занабазара было написано и переведено на монгольский язык множество священных писаний.
Ундэр Гэгэн разработал канон монгольского ламаистского ритуала для монашества, а также правила поведения для мирян. Указания Ундэр Гэгэна касались обряда почитания священных мест, этикета поведения для лам, хубараков и мирян. Также были даны указания относительно формы монашеских одежд, видов пищи, способов проведения ритуала. Также Занабазар ввёл в монгольскую национальную традицию собрания основных молитв и формы мистерии «цам», назначение которой - изгонять злые силы, препятствующие верующим стремиться к просветлению. Во время этой мистерии ламы выступают в огромных масках гневных божеств, внушая мирянам страх перед богоотступничеством.
Иными словами, были созданы внешние и внутренние составляющие монгольского ламаизма. Кроме того, многие монгольские национальные отличительные черты (вид причёски замужних женщин, клеймо крупного скота, форма поздравления) связаны с именем Ундэр Гэгэна. Согласно его указаниям монгольские ламы носили две косы как знак того, что они проповедники. Также Занабазар был автором музыки некоторых песнопений и сам изготавливал музыкальные инструменты для религиозных церемоний.
В Тибете мастер хорошо освоил каноны религиозного искусства. Занабазару удалось создать монгольскую школу буддийского искусства. Вершина его творчества — скульптуры Белой и Зелёной Тары, сияющих богинь… Всевидящей Белой Таре всегда 16 лет. Она воплощает мудрость и сострадание. Она дарует адепту долгую жизнь, спасает от круговорота перерождений, избавляет от многих болезней, в том числе глазных.
Статуэтка Белой Тары из творчества Занабазара (XVII век)
Зелёная Тара (монг. Ногоон Дара Эхэ) — молодая женщина в полном рассвете красоты. Она освобождает от печали, бедности, боли, дарит радость и уничтожает зло. У монгольских буддистов Зелёная Тара — любимая богиня. Её внимание привлекается ритмичным повторением мантры: "Ом-таре-туттаре-туре-сваха", которую привёз из Тибета Занабазар.
Зелёная Тара (Ногоон Дарь эх)
Исследователи считают, что в образах богини Ногоон Дара Эхэ, художник запечатлел образ своей любимой девушки. Нарушив ламаистский обет безбрачия, Занабазар женился на очень красивой девушке-монголке. Завистливые ламы, воспользовавшись его отсутствием, отравили его супругу, ей было 21 год. Потрясённый гибелью любимой жены, Занабазар решил увековечить её образ, отлив из бронзы 21 статуэтку богини Ногоон Дара Эхэ, и придав лику богини черты своей умершей супруги.
Большинство статуэток богини Ногоон Дара Эхэ в настоящее время хранятся в музее искусств имени Занабазара в Улан-Баторе. В каждом изображении можно обнаружить черты сходства с убиенной. Говорят, что одна из статуэток заговорила и назвала имена убийц, но попросила Богдогэгэна не наказывать их.
Миротворчество и бегство в Китай (1686-1691)
Время творчества Занабазара было одним из самых драматичных периодов истории Монголии. Между ханом ойратов Галдан Бошогту и владыкой халха-монголов, отцом Занабазара Тушету-ханом шла борьба за власть, а маньчжурские и китайские правители стремились разжечь гражданскую войну для раздела Монголии на части.
По мере роста напряжённости между джунгарами и халха-монголами Занабазар пытался умиротворить джунгарского лидера Галдан Бошогту-хана дарами его произведений искусства и священных текстов. Необходимо отметить, что они были знакомы с детства, так как вместе учились в Тибете.
В 1686 году Занабазар разработал новый монгольский алфавит Соёмбо Усэг. В этом же году по приказу императора Канси он посетил мирную конференцию, чтобы достичь примирения с джунгарами. Несмотря на эти усилия, стычки и вендетты между северными и западными монголами вскоре привели к тотальной войне.
Когда в 1688 году силы Галдана двинулись на восток, на территорию Халхи, Занабазар с 20 000 беженцами из Халхи бежали на юг, в нынешнюю Внутреннюю Монголию, чтобы искать защиты у Цинского императора. Преследуя их, джунгарские войска разграбили монастырь Эрдэнэ-Зуу и разрушили несколько монастырей, построенных Занабазаром.
Развалины разрушенного джунгарами во второй половине XVII в. монастыря Овгон Хийд, расположенного в аймаке Булган, у подножия горы Хонго Хан, который был основан Занабазаром
В 1691 году, после речи Занабазара, три правителя Халхи объявили себя вассалами Цин в Долон Норе (у Семи Озёр, на сев.-вост. границе Чахарского аймака), что стало политически решающим шагом, который официально положил конец последним остаткам монгольской династии Юань и позволил Цин принять мантию ханов Чингисидов, включив силы Халха в армию Цин.
Император Канси, мотивированный призывами Занабазара, которым он очень восхищался, а также угрозой, исходящей от сильного единого монгольского государства под властью джунгар, направил войска Цин на запад, чтобы подчинить силы Галдана Бошогту.
Последние годы и смерть (1691-1723)
С 1691 по 1701 годы халхо-китайские войска Цин сражались с джунгарами за контроль над Монголией. В этот период Занабазар жил в Китае — зиму проводил в Пекине, а лето в Чэндэ, в качестве духовного наставника императора Канси. Необходимо отметить, что цинский двор также издавна почитал тибетский буддизм. Ещё в 1652 году маньчжуры направляли приглашение Далай-ламе V со свитой посетить внутренние области Китая, в том числе и Пекин, в честь их приезда маньчжурами был организован пышный приём.
Летняя резиденция императора Канси в Чэндэ в провинции Хэбэй
В этот период Занабазар возвращался на родину в Халха-Монголию только один раз, в 1699 году, чтобы присутствовать на похоронах своего старшего брата Чанхундоржа.
Император Канси назвал Занабазара «Да ламой», то есть «Великим ламой», и пригласил его в 1698 году в своё паломничество в священные для китайских буддистов и даосов горы Утайшань. Скорее всего, будучи в Китае он разработал для своего народа символ Алтан Соёмбо, внутри которого расположен даосский знак Инь Ян (кит. 陰陽).
В 1697 году маньчжуро-халхаские силы Цин решительно победили Галдана Бошогту в битве при Джа Модо в верховьях реки Туул. В возрасте 66 лет, в 1701 году, Занабазар наконец вернулся в Монголию, чтобы руководить восстановлением разрушенного джунгарами монастыря Эрдэнэ-Зуу.
Монастырь Эрдэнэ-Зуу, расположенный в аймаке Уверхангай, на правом берегу Орхона на окраине города Хархорин
В течение следующих нескольких лет он курировал восстановление и строительство большего количества буддийских монастырей в Монголии, ежегодно путешествуя в Пекин для встречи с императором Цин.
20 декабря 1722 года, получив известие о смерти императора Канси, Занабазар немедленно отправился в Пекин, чтобы провести посмертные буддийские обряды в Пекинском Жёлтом монастыре (Хуан си, 黃寺).
Всего через шесть недель, 18 февраля 1723 года, Занабазар умер сам в Пекине в возрасте 88 лет. Как полагают, его отравил новый император, чтобы открыть себе дорогу. Китайцы забальзамировали тело Занабазара и отправили в Монголию.
Тело Занабазара было окончательно похоронено в монастыре Амарбаясгалант только в 1779 году.
Монастырь Амарбаясгалант расположен в сомоне Баруун-бурэн аймака Сэлэнгэ в северной Монголии (фото Юрия Бирюкова)
В 1937 году монастырь Амарбаясгалант был разграблен монгольскими коммунистами. Останки Занабазара якобы были извлечены и сожжены на близлежащих холмах.
О Галдане-Бошогту
Галдан-Бошогту (монг. Галдан бошигт; 1644-1697) – правитель Джунгарского ханства с 1671 года, сын Эрдэни-Батора-хунтайши, брат и преемник Сэнге.
Изображение Галдана авторства Д. Мишига, 1994 год. Картина находится в музее города Ховд, Монголия
В семилетнем возрасте был отправлен на обучение в Тибет, приняв монашеские обеты. Там он познакомился с Занабазаром. Окончив буддийское образование, защитил учёную степень геше-лхарамбы и стал буддийским монахом. Однако после убийства его старшего брата Сэнге Галдан сложил с себя монашеские обеты, преподнеся их Далай-ламе. Он сменил жёлтые одеяния монаха на воинский панцирь, отомстил убийцам и возглавил борьбу ойратских племён против китайской экспансии.
Возглавив государство, он дополнил «Степное уложение» 1640 года положением о том, что в случае нападения агрессора на одно из монгольских или ойратских княжеств все монголы и ойраты должны были объединиться и наказать нарушителя. Речь шла именно о маньчжурских завоевателях, непосредственно угрожавших княжествам Халхи. Для борьбы с ними всё население Монголии и Джунгарии обязано было участвовать в равной степени. Никто не освобождался от этой обязанности под страхом смертной казни, от владетельного князя до простолюдина, уклонявшимся от участия в военных действиях. Его ойратский текст сохранился только у волжских калмыков [В. П. Санчиров, 2009].
С 1672 года Галдан поддерживал торговые и дипломатические отношения с Россией. В 1679 году завоевал весь Восточный Туркестан и посадил на престол в Кашгаре своего ставленника Абаха Ходжу.
В 1688 году вторгся в Халху, разгромил Тушэту-хана, который после этого был вынужден просить покровительства у молодой династии Цин. Это привело к столкновению джунгар с маньчжурами. Галдан вёл войну с маньчжурским императором Канси с 1690 по 1696 гг. Проиграв, он покончил жизнь самоубийством. После гибели Галдана-Бошогту ойраты ещё более 60 лет героически отстаивали свою независимость, пока в 1759 году Маньчжурская империя окончательно не установила свою гегемонию над всей Монголией.
В центре предпоследний маньчжурский император империи Цин Гуансюй (1871—1908)
Предатель или герой?
С 1990-х годов Занабазара в Монголии долгое время считали предателем национальных интересов в пользу Маньчжурской империи. В монгольской исторической среде в те годы не утихали споры, был ли Первый Богдо-гэгэн Занабазар предателем или нет?
Так, современный монгольский писатель и историк-ревизионист Н. Нагаанбуу в интервью Э. Энхцолмону ответил на этот вопрос так.
«То, что он предатель – бесспорно. Дети Тушэту-хана Гомбодоржа сызмальства, ещё в период жизни их отца, постоянно слышали рассуждения на тему «когда мы подчинимся маньчжурам…» и, с целью заранее подготовить себе тёплое местечко, постоянно обращали свои взоры к Маньчжурии. Тушэту-хан Гомбодорж скончался в 1655 году. Но ещё двумя годами ранее, в 1653 году, его сын Бундар, взяв с собой знатнейших подданных, уехал в Маньчжурию и принял маньчжурское подданство. Впрочем, история сохранила и тот факт, что ещё до него самым первым из халхаских князей, получивших тамошний чин и предавшихся врагам, стал Дзасаг-чинван.
Ведь именно один из сыновей Гомбодоржа, Занабазар, ещё до того, как в 1691 году всё целиком отошло маньчжурам, а именно – за 38 лет до этого момента, ушёл к ним со всеми своими людьми! Также, за 36 лет до того события, родной брат Первого Богдо, новый Тушэту-хан Чахундорж, только-только занявший опустевший отцовский трон, препоручил младшего брата и детей опеке маньчжурского императора, приуготавливая тем самым фундамент для будущей измены – можно привести ещё немало подобных фактов. Если сказать яснее: когда и Первый Богдо, и Чахундорж бежали в Маньчжурию, то там они встретились со всей роднёй, с Бундаром; вся эта братия поступила на маньчжурскую службу, им был оказан самый радушный приём. Иными словами, когда Галдан вторгся в Халху, то не на такую уж и «чужбину» им пришлось уезжать».
Однако позже, в монгольской исторической среде, это мнение изменилось. Теперь считают, что Занабазар, как духовный лидер, привёл страну к культурному возрождению. А его творчество является неотъемлемой частью истории монгольского искусства.
«Вклад Ундэр Гэгэна в развитие стратегии «мягкой силы», позволил ему снискать уважение и любовь народа, страдающего от междоусобных войн князей. Его видение мира и просветительская деятельность обогатило духовными ценностями монгольское общество, способствовало воцарению мира и спокойствия. Однако эта кажущаяся пассивность не устраивала воинствующую знать, стремившуюся восстановить былую мощь Монгольской империи», — считает другой монгольский историк А. Жаргалсайхан.
В 2015 году по случаю 380-летия со дня рождения досточтимого Занабазара в Государственном Дворце стартовала международная научная конференция «Благовейный Святой Занабазар: жизнь и наследие». Спикер парламента З. Энхболд в своей речи, открывающей конференцию, отметил, что великий святой Занабазар был не только основоположником монгольского буддизма, но и талантливым представителем восточного классического искусства, известным просветителем, политическим деятелем, оказавшим значительное влияние на Монголию и страны Азии.
«Его Святейшество Занабазар впитал идеи и мысли буддизма во все сферы традиционного монгольского гражданского общества и создал исконно монгольскую религию со своим уникальным тоном и образом, который полностью совместим с кочевым образом жизни, культурой и обычаями монгольского народа. С тех пор монгольский народ рассматривается как единое целое», — сказал З. Энхболд.
В 2016 году позолоченная бронзовая статуэтка XVII века высотой 52 см и шириной 37 см, выполненная духовным лидером средневековой Монголии, выдающимся мастером художественного литья, ювелирного искусства и национальной живописи Занабазаром, была куплена гражданином Китая за 73 млн. юаней (примерно 10 млн. 600 тыс. долларов по курсу того времени) на аукционе в Пекине.
Проданная статуэтка
Комментарии ()