Чулымцы – исчезающий народ России
17 ноября 2022, 21:23 3157 1
Река Чулым (из открытых источников)
Русские их называют: чулымцы, чулымские татары, чулымские хакасы, сибирские татары, томские карагасы, томские тофолары, мелесцы.
Однако, учёные выяснили и зафиксировали самоназвание этого исчезающего народа: пестын кижилер (букв.: наши люди), июс кижилер (букв.: чулымские люди), чулым татарлар, карагасы.
Основное название народа «чулымцы» происходит от реки Чулым – правового притока реки Оби, в среднем и нижнем течении которой они и проживают.
На карте фиолетовая линия - это река Чулым
В 2010 году их было 370 человек, а сейчас и того меньше. Из них в Томской области при переписи указали себя чулымцами 204 человека, в соседнем Красноярском крае — 166 человек (115 человек на 2022 год).
Чулымцы сейчас живут в четырёх районах Томской области — Тегульдетском, Первомайском, Зырянском и Асиновском, а также в Тюхтетском районе Красноярского края, в основном в сёлах Пасечное и Чиндат.
Основной и стабильный доход представителей этноса в настоящее время — государственные выплаты (пенсии и пособия); многие ведут натуральное (сельское) хозяйство; занимаются рыболовством и охотой, если имеют разрешение.
В ноябре 2022 г. Заксобрание Красноярского края приняло обращение к вице-премьеру федерального правительства Дмитрию Чернышенко с просьбой включить проживающих в регионе чулымцев — всего 115 человек — в число представителей коренных малочисленных народов, имеющих право на пенсию по старости с 50 лет для женщин и 55-ти для мужчин.
Этот исчезающий народ сейчас под пристальным вниманием учёных-этнографов и лингвистов Томского государственного университета, которые особо отмечают, что разные народы сибирских татар (чулымцы, томские татары низовьев Томи, барабинские татары и др.) — суть разные этносы, их язык, культура, обычаи имеют существенные различия. Хотя все они исходят из некоего древнего тюркоязычного рода.
В их культуре ученые видят влияние хакасов-кызыльцев, самодийцев (селькупов и кетов), а также томских татар. По своему антропологическому типу, чулымцы сегодня ближе к селькупам, проживающим на Нижнем Чулыме, и томским татарам.
Чулымско-тюркский язык — бесписьменный, относится к уйгуро-огузской группе восточно-хуннской ветви тюркских языков. Родственными языками выступают хакасский и шорский.
Учёные выяснили, что первые поселения прачулымцев в Западной Сибири датируются не ранее 1200 года нашей эры. Сибирские просторы с малой плотностью населения в ранние эпохи средних веков стали местом нового обитания различных мигрирующих восточно-тюркских, кыпчакских и уйгурских племён.
Современный чулымский этнос, какой он сейчас, сложился в XVI—XVIII веках в результате смешения этих и других тюркоязычных племён, а также северных народов, в эпоху второй волны глобальных миграций народов, вызванных экспансией монголоязычных племён ойратов и джунгаров (первая волна была в XIII—XIV вв. во времена великого монгольского нашествия).
Так, анализ соотношения определённых генов в крови чулымцев показал, что они родственны с северными народами — ненцами, энцами, а также восточными тофоларами (саянскими карагасами). Этнос также носит следы родства с телеутами, сибирскими кыргызами, частично — с селькупами и кетами.
Следует отметить, что значительная часть чулымцев в XV—XVI вв. имела ассимиляцию с хакасами, а с XVII века — с русскими.
Южные чулымцы имеют более выраженные монголоидные черты
Этот тюркоязычный народ предпочитал вести ускользающий и обособленный образ жизни в таёжных просторах, поэтому в годы правления сибирского хана Кучума он не подвергся идеологии магометанства. С приходом русских, чулымцы постепенно в XVIII—XIX вв. приняли крещение и ныне народ конфессионально относится к православным. При этом этнографы отмечают, что изначально у чулымцев было распространено поклонение духам — родовым, семейным или личным покровителям (у женщин чаще всего в образе птицы, у мужчин — в виде заячьей шкурки). Магическими атрибутами считались белый головной платок, ожерелье из белых бус, погремушка, ложка для кормления духов. Почитали леших и домовых.
Река Чулым протекает в таёжных просторах Сибири
Конечно, многие ныне живущие чулымцы за годы СССР воспитаны как атеисты, а этническая идентичность чулымцев размывалась.
Как сказал в интервью корреспонденту «Вечернего Красноярска» председатель общины «Чулым» Александр Кандияков: «Официально власть нас признала 5 марта 2001 года. И в переписи населения, которая прошла в 2002 году, чулымцы впервые назвали себя чулымцами».
До этого чулымцев причисляли к хакасам. До сих пор, как пишут в своём исследовании Е.Ю. Кошелева и Л.В. Романова, «некоторая часть чулымцев [на юге] продолжает идентифицировать себя с хакасами… однако большая часть, особенно дети из двуязычных семей, уже определяют себя как русские».
Коренной чулымец Василий Габов (его вторая, чулымская фамилия — Тарлаганов) сегодня в Тегульдетском районе Томской области единственный, кто ещё помнит родной язык.
Василий Габов в музее чулымцев (фото: Софья Севостьянова, сайт Культура.рф)
Чулымский язык — бесписьменный, его никогда не преподавали в школе, использовали лишь в быту. Василием Габовым была создана азбука языка, а затем благодаря его совместной работе с томским лингвистом Валерией Лемской и иереем Алексием Самсоновым в 2019 году вышла первая книга на этом языке.
Словарь собран журналистом Марией Петрищевой
По его рассказам чулымцы были далеки от типового ведения домашнего хозяйства и скотоводства. Отдавали предпочтение рыболовству и собирательству ягод и лечебных трав. Наряду с этим занимались ткачеством, кожевенным делом, плотницкими работами. Специализировались на изготовлении верёвок, сетей, посуды (берестяной, деревянной и плетёной), лодок, лыж, нарт. В начале ХХ века в зимнее время года переселялись на охотничьи стойбища и добывали пушнину.
Традиционные посёлки были застроены землянками и чумами с открытыми глиняными печурками, многочисленными лавками и сундуками. Чулымцы обычно носили простую холщовую одежду, платья, кафтаны, украшали себя бусами, серьгами и перстнями. В еде отдавали предпочтение вяленой рыбе и добытому мясу.
Обширную и интересную информацию о жизни чулымцев собрала в своём спецпроекте журналист Мария Петрищева. В январе 2022 года она отправилась в село Тегульдет, расположенный в 245 км от областного центра г. Томска, чтобы собрать легенды, семейные истории и фотографии этого исчезающего народа Сибири.
Село Тегульдет (фото: Мария Петрищева)
Приведём одну главу из материала, опубликованного на сайте «Томский Обзор», в силу его злободневности для исчезающих народов Сибири.
(Не)русская деревня
Водка появилась здесь не так давно, но сильно повлияла на жизнь местного населения.
Одна из местных жительниц говорит: «Все наши предки умерли или по пьяни, или от пьянства». У другой — брат пьяный поскользнулся, упал и замёрз, две подруги спились, третья спьяну повесилась. В домах у местных часто пахнет перегаром и испражнениями, но это беда не одних только чулымцев.
Лица чулымцев - жителей села Тегульдет (фото: Мария Петрищева)
"В любой деревне все пьют, но раньше был такой стереотип: «Если валяется пьяный, значит, это исашный». Считалось, что исашные — они и грязные, и бомжи, и засранцы, и алкаши, и безработные", — говорит местная жительница Евгения Гавриленко.
Многие из местных видят проблему исчезновения своей культуры именно в том, что у них никогда не было своего названия. Слово «чулымец» появилось совсем недавно, а записывать так местных стали только в 1980-х. Но продолжалось это недолго, потому что потом указывать национальность в паспорте вообще перестали. До этого их называли хакасами, томскими тюрками, чулымскими татарами, иноземцами и исашными. Последнее слово — ругательство, которым раньше русские обзывали местных за то, что те когда-то платили русскому императору исак — дань. Сегодня они и сами себя так называют.
Евгения Гавриленко — сотрудница Тегульдетской библиотеки (фото: Мария Петрищева)
Евгения Гавриленко когда-то вышла замуж за русского, чтобы её детей не травили. Но сегодня такой проблемы нет.
"Я была на собрании в школе, а там мальчик, сын Откуяновых, говорит: «А я вас знаю! Вы чулымка, и я чулымец!» Понимаете, он заявляет об этом с высоко поднятой головой, с гордостью. Его родители со мной язык изучали. Может, люди стали меняться, может, всё от семьи зависит, но меня в школе до последних классов травили.
У чулымцев нет будущего, — считает Евгения Гавриленко. — Нас очень мало, если заглянуть вперёд лет на 50, то другого поколения уже не будет, все смешаются".
Поэтому, пока ещё есть молодые, важно им просто донести, что вот они мы: наша культура и язык, наш быт. Хотя бы для этого нужны проекты о нашей культуре. (источник: obzor.city).
"Численность коренного народа находится в зоне невозврата. Критический момент уже настал. Чулымцам придётся отстаивать свои права, традиционный образ жизни, культуру, язык, если они не хотят кануть в лету. Поэтому они активно начали бороться за свои настоящие и будущие права. Чулымцам очень важно поднять уровень национального самосознания, необходимо сохранить память о своих предках, и больше никогда не стесняться того, что они являются потомками древнего коренного народа. Проблем у чулымцев много, именно поэтому для их решения планируется создать общественную организацию", — пишет Юлия Морозова, корреспондент газеты «Таёжный меридиан».
Исследование учёных 2022 года о генетической взаимосвязи чулымских тюрков с хакасами и кетами по данным аутосомных SNP и гаплогруппам Y-хромосомы, читайте здесь.
Комментарии ()