Хори-буряты: ареал, происхождение, ДНК и генетическая взаимосвязь с другими народами

18 декабря 2022, 19:17 2192 0 Автор: Золотая Орда

Хори-буряты: ареал, происхождение, ДНК и генетическая взаимосвязь с другими народами

Хори-буряты

Хори буряадууд (хори-буряты) — один из крупнейших субэтносов бурятского народа. Племя хори являлось главным звеном, вокруг которого формировалась бурятская народность. В конце XIX в. (в 1897 г.) они составляли 31% от общей численности бурят. Кроме того большая часть бурят Монголии является хори-бурятами. Общая оценочная численность восточных бурят составляет около 400 000 человек. Расселены в основном в восточной части этнической Бурятии. Говорят на хоринском наречии бурятского языка, который лёг в основу современного бурятского литературного языка.

Ареал и миграции

Исследователям недостаточно известны начальные этапы этнической истории хоринцев. Предположительно в начале XI века хоринцы расселялись на северо-западном берегу Байкала и верховьях Лены вплоть до 40-х годов XVIII века. На это указывает богатый этнографический материал, собранный у качугских и ольхонских бурят. Так, на Верхней Лене находится местность Ягшал. Её эзыном (духом-хозяином) является Хорёодой Ехэ Yбгэн, а его супругой — Хобширой Ехэ Хатан.

Верхоленье, Ольхон, западный берег Байкала были изначальной родиной хори. Здесь произошло окончательное становление и формирование хоринского племени из 11-ти родов. И лишь после продвижения русских казаков в Сибирь в первой половине XVII века хоринцы с Лены через о. Ольхон стали постепенно переселяться на восточный берег Байкала и дальше в Забайкалье, где их этнонимом впоследствии русские начали называть группу забайкальских бурят.

Хори-буряты: ареал, происхождение, ДНК и генетическая взаимосвязь с другими народами

На острове Ольхон, озеро Байкал © ventdusud/Shutterstock

«Этот процесс протекал до 40-х годов XVIII в. Этот финальный байкальский этап этнической истории хори получил развёрнутое выражение в позднем варианте мифа о Хоридой-мэргэне, в котором действие происходит на обеих сторонах оз. Байкал и на о. Ольхон», — пишет историк Б. Р. Зориктуев.

Всю вторую половину XVII века хоринцы Забайкалья постоянно перемещались в Монголию и обратно. Как доносил нерчинский воевода Павел Шульгин: «И мунгальские Дайкон-тайши, собравшиеся многими людьми, тех брацких людей взяли от Нерчинского острога к себе неволею…» Это произошло в 1668 г. когда Дайкон-тайша увёл в свои владения свыше тысячи хоринцев, часть из них смогла вернуться только в 1675 г.

Хори-буряты: ареал, происхождение, ДНК и генетическая взаимосвязь с другими народами

Кочевка хори-бурят в Шэнэхэне, АРВМ

«…начиная с 1665 г., хоринцы постоянно метались между Россией и Монголией, четыре раза меняя свои кочевья. И всё же большая их часть осталась в Забайкалье, которое они к тому времени воспринимали уже своей «породной землёй». Побег 1688 г., совершённый вместе с нерчинскими тунгусами (онкотами), был последним, а возвращение окончательно определило их исторический выбор» [Павлинская 2008; 191].

Предки агинских бурят начали осваивать земли в междуречье Ингоды и Онона в XVIII веке.

Хори-буряты: ареал, происхождение, ДНК и генетическая взаимосвязь с другими народами

Агинские буряты

Бурятские летописи утверждают, что местом откуда происходило заселение Аги является территория нынешней республики Бурятия, откуда хоринцы начали переселяться волнами со времён их делегации к Петру I в 1703 году или после разграничения границ с Китаем в 1727 году. В качестве времени очередной волны переселения Вандан Юмсунов указывает 1749 год, когда некоторые буряты из-за нехватки земель, вследствие захвата их русскими, вынуждены были переселяться в Агу и Восточную Монголию.

Массовое переселение бурят из Халхи, ушедших ранее из Забайкалья, происходило и в 30-х годах XVIII века. Но в силу договорённостей с империей Цин российские власти вынуждены были, как правило, отправлять их обратно [Цонгоол Б. Нацагдорж, 2012; Андриевич В. К., 2020]. Кроме того, некоторые путешественники отмечают постоянный наплыв бурятского населения на территорию Восточного Забайкалья из Халхи на протяжении всего XVIII века.

История происхождения

Легенда о происхождении хори-бурят

По хоринским легендам, прародитель бурят Барга-батор имел троих сыновей: старшего звали Олёдой-тургэн, среднего Боро и младшего Хоридой-мэргэн. От Олёдоя пошли племена олют-торгутов (ойратов, калмыков), от Боро произошли предбайкальские буряты эхирит и булагат. Хоридой же стал первым основателем рода хори-туматов.

Легенда гласит, что Барга-батор взяв с собой младшего сына Хоридой-мэргэна, который был отличным стрелком, оттесняя врага, двинулся с ним на север по реке Лене и оставил его там царём, а сам двинулся обратно к Байкалу, где умер на острове Ольхон в местности Шэнгэн-шибэй.

Хоридой-мэргэн был отличным охотником, в течение нескольких лет он жил на Лене, занимаясь звероловством и питаясь мясом убитых диких зверей. Впоследствии он женился на девице-лебеде и вернулся обратно на Байкал, где и поселился. Поэтому тотемическим первопредком хоринцев являлась птица лебедь.

Хори-буряты: ареал, происхождение, ДНК и генетическая взаимосвязь с другими народами

Хун шубуун гарбалтай, хуһан модон сэргэтэй Хори

У Хоридой-мэргэна были три жены – Баргажан-гоа (дочь Баргудай – мэргэна), Шаралдай и Нагаадай. От первой жены Баргажан-гоа у него была одна дочь – Алан-гоа, которая могла жить в VII в. Алан-гоа родилась в Ариг Усе (у Чистой Воды) и являлась праматерью Борджигинов – рода Чингисхана. От второй жены Шаралдай родились сыновья: Шарайд, Галзууд, Хуацай, Хубдууд и Гушад, а от третьей – Харгана, Худай, Бодонгууд, Хальбан, Батанай, Саган и также близнецы Хайтал и Шэнэд. Эти отхончики по каким-то причинам оторвались от своего рода. Одни считают, что они остались на западном берегу Байкала, а другие предполагают, что они ушли вместе с туматами на запад. Таким образом, первоначально большое племя хори-бурят состояло не из 11, а из 13 родов.

Продолжая размножаться, дети стали родовичами 11 хоринских родов – потомков Хоридая – существующих в настоящее время. Это показывает, что родовая структура у хори была более устойчива, чем у эхиритов и булагатов, рассеявшихся на множество мелких родов и родовых подразделений.

Происхождение хори-бурят по данным учёных

В российской историографии хоринцев принято связывать со средневековыми курыканами. Так, Б. Б. Дашибалов прослеживает преемственную связь в археологии Прибайкалья между курыканами и хори [2003].

К VII в. относится последнее упоминание курыкан в письменных памятниках.

По мнению Г. Н. Румянцева крупная этническая группа курыкан (гулиган), жившая по западную сторону Байкала, состояла из тюркских, тунгусских и монгольских компонентов, причём монгольский, по похоже звучащим корням кур и хор, был представлен хоринцами [Г. Н. Румянцев, 1962]. Следовательно, хори являются одним из основных компонентов при образовании средневековых монголов, а также некоторых тюркоязычных племён. Об этом свидетельствует наличие многочисленных племён с корнем хор в составе современных монгольских и тюркских народов [В. В. Ушницкий, 2016].

В арабо-персидских источниках X века упоминается племя кури, в пределах страны народа кыргызов, считается, что они являются переходным звеном между курыканами и хоринцами [Окладников, 1955; Дашибалов, 2003].

Д. Д. Нимаев считает, что хоринцы около X века выделились из состава байырку. Эта общность, пишет Нимаев, была монгольским племенем баргут, которое в танское время называло себя тюркским именем байырку. С завершением тюркского господства произошёл возврат к исконному названию баргут [Нимаев, 2010].

Изложенная гипотеза Д. Д. Нимаева бытует и в изданной на северо-востоке Китая, в городском округе Хулун-Буир, краеведческой литературе. Её авторы утверждают, что в период Тан байырку ушли к Байкалу. Контакты и тесные связи с курыканами привели к образованию общности баргут, из которой выделилось племя хори. В бурятских генеалогиях предком баргутов является Барга-батор. Лингвисты относят речь баргутов к диалекту бурятского языка, который близок к хоринскому.

Хори-буряты: ареал, происхождение, ДНК и генетическая взаимосвязь с другими народами

Хори-буряты

«В прошлом из названных групп наиболее известным во Внутренней Азии было племя хори, — пишет другой бурятский учёный Б. Р. Зориктуев — Об этом можно судить хотя бы потому, что его имя неоднократно (восемь раз) упоминается в самом раннем дошедшем до наших дней памятнике «Тайная история монголов» (1240 г.) [1, § 8, 9] и пять раз в труде персидского историка Рашид-ад-дина «Сборник летописей» (1310/11) [2, с. 77, 121, 124, 150, 156], тогда как о других этносах упоминаний в данных источниках не имеется. Поэтому вполне закономерно, что при изучении этнической истории Байкальского региона исследователи обычно прежде всего берутся за разработку вопросов этногенеза хоринцев» [Б. Р. Зориктуев, 2018].

В «Сокровенном сказании монголов» XIII в., или, как его иногда именуют, «Тайная история монголов», хори-туматы значатся в составе «лесных народов». При этом туматы оказали ожесточённое сопротивление монгольской армии, а хори не участвовали в сопротивлении, так как считались родственниками монгольских ханов. Некоторые считают туматов военизированной группой, «мужским союзом» хоринского племени [Цыбикдоржиев, 2004]. Ещё во времена легендарного предка монголов Добо-Мэргэна, к Бурхан-Халдуну прикочевало племя хорилар, отколовшееся от единого племени хори-тумат [Козин, 1941]. Поэтому версия о том, что во время монгольской экспансии XIII в. племя хори было уведено в Северо-Восточную Монголию, где прожило до начала XVI в., не верна. Это произошло гораздо позднее.

Интересно, что хоринцы Забайкалья в XVII веке также именовались «коринцы и батулинцы». При этом хоринцев связывали с галзутовскими родами. Этих загадочных батулинцев одни бурятские исследователи считают потомками туматов [Румянцев, 1962, с. 140], другие – тюркоязычных найманов [Цыдендамбаев, 1972, с. 226].

Интересно в «Сборнике летописей» (1310 г.) у Рашид-ад-дина праматерь монголов Алан-гоа из племени куралас (хорлос), а в «Сокровенном сказании монголов» (1240 г.) – из хори-туматов. Следовательно, многочисленные хорлосы, кураласы и хорчины во Внутренней Монголии также являются потомками племени хори, которых принято считать потомками средневековых курыкан.

Таким образом, во времена Чингисхана, подвижные и вечно мигрирующие хори уже были в составе объединённых степных монгольских племён, тогда как их родственники – эхириты и булагаты – навсегда остались в таёжных просторах Предбайкалья.

В период Юань часть хори откочевала во Внутреннюю Монголию, другая часть в XIII в. ушла к Хулагу на территорию Ирака. До сих пор у хори-бурят сохранилось предание о навсегда потерянном отчем крае «Наян-Наваа», а также наполненная тоской и грустью одноимённая песня, которую в прежние времена знал каждый член хоринского племени [Ц. Ц. Доржин, 2003]. На севере территории Ирака находится местность Наи-Нава, там сохранилась монгольская топонимика как Аршан, Булаг и др.

Хори-буряты: ареал, происхождение, ДНК и генетическая взаимосвязь с другими народами

Хори-буряты

ДНК

У восточных хори-бурят доминирует по частоте гаплогруппа N1a1a1a1a3a2-B199, Y16313, Y16221(xB220, Z35320). У западных (включая Курумкан и др.) это бывшая C3d, теперь C2b1a1a1a1-F3850*(xZ33003, Z31853, Z33002, Z31645). Эти данные по Н. В. Харькову и др. по состоянию на 2022 год.

Хори-буряты: ареал, происхождение, ДНК и генетическая взаимосвязь с другими народами

Ареал распространения гаплогруппы N1a1a1a1a3a2-B219 (N1a1a1a1a3a2* с маркером Y16313; N3a5a-F4205 и др.). В скобках приведены одни и те же гаплогруппы (одна и та же линия). Названия Y, B, Z, F и др. обозначены разными коллективами. Номенклатурные обозначения за последние 20 лет часто менялись и потом уточнялись. Например, специфичная для бурятов ветка это B199 (https://www.yfull.com/tree/N-Y16220/).

Необходимо отметить, что гаплогруппа N1a1a1a1a3a2-B199 является одной из самой часто встречающейся Y-хромосомной гаплогруппой у монголов после C и О.

Хори-буряты: ареал, происхождение, ДНК и генетическая взаимосвязь с другими народами

Гаплогруппы монголов

Генетическая взаимосвязь хори с другими народами

С тувинцами

Исследователи отмечают, что известный миф хоринцев об их предке Хоридой-мэргэне, женившемся на девице-лебеде, по типологии идентичен мифам тувинского племени куулар («лебеди»). Оба этноса, хори и куулар в качестве тотема также почитали лебедя.

Так, в кууларском мифе (он записан Б. Р. Зориктуевым у кууларов, живущих в Хубсугульском аймаке Монголии), который до недавнего времени был неизвестен исследователям, говорится, что в давние времена один охотник промышлял на берегу озера. Вдруг на берег спустились восемь лебедей, которые сняли свои птичьи одежды, превратились в прекрасных девушек и стали купаться в озере. Охотник подкрался к берегу и похитил одну одежду. Когда девушки вышли из воды и облачились в свои наряды, они вновь превратились в лебедей и взмыли в небо. Та же, которая осталась без одежды, согласилась с предложением охотника стать его женой. Она родила ему трёх сыновей, от которых образовались кууларские роды [Зориктуев, 2018].

Этот же миф бытует и у хори. Хоринцы обычно дополняют его словами о том, что «хори хун шубуун гарбалтай, хуhан модон сэргэтэй» («хоринцы имеют предком лебедя, обладают берёзовой коновязью»). Точно такое же поверье существует у тувинцев-кууларов.

Хори-буряты: ареал, происхождение, ДНК и генетическая взаимосвязь с другими народами

Лебедь – праматерь хоринских бурят / «Мой народ из породы лебяжьей»

Наличие общего мифа о происхождении от предка-лебедя является весомым свидетельством близкого родства хоринцев и кууларов в далёком прошлом [Б. Р. Зориктуев, 2018]. Это подтверждают и генетические исследования.

Так, генетиками выявлено большее сходство тувинцев с забайкальскими бурятами (d = 0.98) по сравнению с географически соседними бурятами Иркутской области (d = 3.37) и Республики Бурятия (d = 1.88). Учёные отмечают, что это связано с очень высокой частотой в южном Забайкалье «восточно-монгольской гаплогруппы» N3a5 (82 %), составляющей у тувинских родов около 15 % [Л. Д. Дамба, Е. В. Балановская, М. К. Жабагин и др., 2018].

С хакасами

Исследуется возможность этнической связи хори также с хакасами. В хакасской мифологии и в народных сказках лучезарная дева-лебедь Хуу считается прародительницей хакасов [М. П. Чебодаева, 2021].

Хори-буряты: ареал, происхождение, ДНК и генетическая взаимосвязь с другими народами

Термин хоорай выступает в качестве самоназвания хакасского народа [Бутанаев, 2008]. В X веке на востоке от кыргызов проживал народ «кури». В хакасских легендах упоминается, что в долине Абакана в старину жил богатый скотоводческий народ тумат [Бутанаев, Бутанаева, 2001]. Следовательно, легендарные хори-туматы могли быть коренным населением Минусинской котловины и предками современного хакасского народа.

Учёные выявили генетическое сходство хакасов и бурят среди коренных южносибирских народов. Так, у хакасов сохраняется генетический пласт, роднящий их с населением Забайкалья. На медианной сети гаплотипов отчётливо видно, что, несмотря на наличие двух различных кластеров, между хакасами и бурятами наблюдается тесное генетическое родство. Общий возраст для всего массива гаплотипов, рассчитанный на основании генеалогического темпа мутирования в 0.0025 на локус на поколение, составил 500 лет ± 200 лет. Кластер N1a1a-M178 возник, скорее всего, в районе Байкала. [Е. В. Балановская, 2016].

С якутами

«Мнение об участии хори-бурят в этногенезе саха исходит из-за наличия отдельных родов Хоро в составе единого якутского народа, — пишет В. В. Ушницкий. — Роды Хоро распространены по территории всей огромной Якутии. Их миграции вполне можно проследить по сведениям фольклорных источников и письменных материалов. Так из-под Хатасса (пригород г. Якутска) хоро ушли в нынешний Верхневилюйский улус, оттуда в территорию современного Сунтарского улуса и т.д. И на север в район р. Яны и Колымы хоро стали переселяться из Центральной Якутии начиная с начала XVII в.» [В. В. Ушницкий, 2016].

Как свидетельствуют китайские источники, именно курыканы-хори издревле собирали пушнину у охотничьих племён Крайнего Севера, она входила в их промысловую территорию. Об этом говорят, прежде всего, бурятские предания. Как они повествуют, Барга-батор с младшим сыном Хоридой-мэргэном отправился в Якутию, оставил там Хоридоя, сам вернулся обратно в Ольхон, где и похоронен [Нимаев, 2007, с. 76].

В 2018 году генетическое исследование коренных народов Сибири (якутов, эвенов, эвенков, долган и юкагир) показало, что Саха (Якутия) была заселена в результате повторяющихся экспансий из Южной Сибири, хотя имел место и небольшой поток генов из района нижнего Амура и/или Камчатки. При этом исследуя связь генетической и культурной эволюции в Северо-Восточной Азии учёные обнаружили, что буряты и якуты оказались близки по генетике, грамматике и фонетике, но не по музыке.

Источник : zolord.ru

Реклама

Комментарии ()

    Написать комментарий

    Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены символом *

    Похожие материалы
    О начальном этапе происхождения тюрков и их ДНК
    214 0
    О начальном этапе происхождения тюрков и их ДНК

    Где находится изначальная родина тюрков? Кем были древние тюрки, монголоидами или европеоидами?

    22 февраля 2024
    «Центральная Азия: от века империй до наших дней»
    272 0
    «Центральная Азия: от века империй до наших дней»

    Колониальный порядок Российской империи в Туркестане.

    12 февраля 2024
    Бурятские шахматы «шатар»: история, правила и современность
    484 0
    Бурятские шахматы «шатар»: история, правила и современность

    Буряты жадно любят эту игру, в которой побеждает преимущество интеллекта.

    31 января 2024
    О начальном этапе происхождения тюрков и их ДНК
    214 0
    О начальном этапе происхождения тюрков и их ДНК

    Где находится изначальная родина тюрков? Кем были древние тюрки, монголоидами или европеоидами?

    22 февраля 2024
    Цыбен Жамцарано: история жизни
    293 0
    Цыбен Жамцарано: история жизни

    Сложившаяся ситуация направила некоторых бурятских интеллигентов на поиск других путей своей свободы.

    16 февраля 2024
    «Центральная Азия: от века империй до наших дней»
    272 0
    «Центральная Азия: от века империй до наших дней»

    Колониальный порядок Российской империи в Туркестане.

    12 февраля 2024
    Борьба Чингисхана за образование Великого Монгольского государства
    317 0
    Борьба Чингисхана за образование Великого Монгольского государства

    Чингисхан преодолел тяжёлый путь вооружённой борьбы для объединения монгольских племён.

    11 февраля 2024
    Статьи
    Екатерина II как воплощение Белой Тары: обожествляли ли буряты Романовых?
    337 0
    Екатерина II как воплощение Белой Тары: обожествляли ли буряты Романовых?

    Николай Цыремпилов - ассоциированный профессор Назарбаев университета, на основе сопоставления и анализа документальных, нарративных и фольклорных источников на бурятском, русском и тибетском языках внёс ясность в этот вопрос.

    05 февраля 2024
    Статьи
    Бурятские шахматы «шатар»: история, правила и современность
    484 0
    Бурятские шахматы «шатар»: история, правила и современность

    Буряты жадно любят эту игру, в которой побеждает преимущество интеллекта.

    31 января 2024