Пайцза Узбек-хана
25 февраля 2023, 01:59 1976 0
Пайцза Узбек-хана на фоне Сарай-Бату
Пайцза Узбек-хана уникальна, она была изготовлена с 1313 по 1341 гг. в период его правления. Это одна из пяти самых известных золотоордынских пайцз, содержащих в надписях имена ханов династии Джучидов.
Пайцза была обнаружена и выкуплена русским коллекционером П. И. Щукиным на Нижегородской ярмарке, и первоначально хранилась в его частном музее. В настоящее время хранится в Государственном историческом музее, г. Москва. Экспозиция Главного здания, зал 13.
Пайцза выдавалась монгольскими правителями разным лицам как символ наделения особыми полномочиями.
На лицевой стороне пайцзы Узбек-хана выгравировано изображение солнца в виде восьмилепистковой розетки, а на обороте - луна в виде маленького кружка.
Пайцза хана Узбека представляет собой серебряную пластину 28,2 х 8,8 см с отверстием для шнура. Золотой вязью на пластине на монгольском языке уйгурским письмом выгравирован текст следующего содержания:
- Möngke Tenggeri-yin küčün-dür
- Yeke suu zali-yi irgegundür Osbeg-un zarlig:
- Ken ulü bisirekü, kümün aldaqu, ükükü
------------------------------
- Мунхэ тэнгэри-ин хучун дур
- Ехэ суу зали-ин иргэгэндур Узбег-ин зарлиг:
- Хэн улу бузурэху хумун алдаху ухуху.
------------------------------
- Вечного неба силою,
- Великим соизволением хана Узбека указ:
- Кто воспротивится, не покорится, тот человек должен умереть.
Об Узбек-хане
Узбек-хан родился 10 марта 1283 года в Золотой Орде, умер 7 апреля 1341 года. Правил Золотой Ордой с 1313 года. Жёны: Баялун и Тайдула. Имел семерых детей.
В 1321 г. Узбек-хан принял ислам и стал мечом и кровью внедрять ислам в мультикультурной Золотой Орде с целью создания благоприятного имиджа своему государству. Реализуя свою цель, он умертвил большое количество шаманов и буддийских лам. Его реформы спровоцировали гражданскую войну, и, по мнению некоторых историков, именно этот раскол послужил одной из причин падения Золотой Орды. Хотя с культурной точки зрения при нём в Орде был Золотой Век.
Сарай-Бату
Как отмечал арабский путешественник Ибн Баттута, который посетил орду в 1333-1334 гг., в Сарае было «13 мечетей для соборной службы; одна из них шафийская. Кроме того, чрезвычайно много других мечетей. В нём [Сарае] живут разные народы, как-то: монголы — это настоящие жители страны и владыки её; некоторые из них мусульмане; асы, которые мусульмане; кипчаки, черкесы, русские и византийцы, которые христиане. Каждый народ живёт в своём участке отдельно» [СМИЗО, т. 1, с. 306].
По утверждению хорезмийского историка Муниса (1778-1829), во время ханствования Узбека, после окончательного утверждения в Золотой Орде ислама, монгольское слово нойон было вытеснено тюркским бек (бий).
Историки Г.А. Федоров-Давыдов и В.Л. Егоров говорят о незаконном захвате верховной власти Узбек-ханом и прямо называют его «узурпатором». Казахстанский учёный-востоковед, историк, филолог В.П. Юдин (1928—1983), интерпретируя легендарного характера известия из «Чингиз-наме» Утемиша-хаджи (хивинского сказителя XVI в.) называет Узбек-хана «лжечингизидом».
Узбек-хан владел монгольским и тюркским языками. В первой половине XIV в. в среде Чингисидов и монгольской кочевой знати Дешт-и Кипчака монгольский язык ещё не вполне вышел из употребления. В этом отношении интересен пример с Узбек-ханом. Зимой 718/1318-1319 гг. во время похода Узбек-хана в Арран (область от Дербента до берега Куры), согласно рассказу историка Вассафа, современника золотоордынского хана, дештцы захватили двух монголов из армии Хулагуида Абу Саида, монгольского правителя Ирана, и привели к Узбек-хану, который лично стал допрашивать их на монгольском языке о положении военачальника Ильханов эмира Чупана. Они ответили: «Чупан с десятью туменами войска, для устройства засады, через Карчага зашел вам в тыл». Узбек-хан по-монгольски сказал Кутлук-Тимуру и Иса-Гургану: «Тот человек, которого мы ищем, у нас в тылу; куда же нам направиться?» Замечательно, что и Хулагуид Абу Саид (правил в Иране в 1317- 1335 гг.), по словам автора «Тарих-и ШейхУвайс» Абу Бакра ал-Кутби ал-Ахари, «хорошо знал монгольское и персидское письмо и хорошо писал» [Тарих-и Шейх Увейс, с. 102].
О пайцзе Абдулла-хана читайте здесь.
Комментарии ()