Пайцза Узбек-хана

25 февраля 2023, 01:59 3083 0 Автор: Золотая Орда

Пайцза Узбек-хана

Пайцза Узбек-хана на фоне Сарай-Бату

Пайцза Узбек-хана уникальна, она была изготовлена с 1313 по 1341 гг. в период его правления. Это одна из пяти самых известных золотоордынских пайцз, содержащих в надписях имена ханов династии Джучидов.

Пайцза была обнаружена и выкуплена русским коллекционером П. И. Щукиным на Нижегородской ярмарке, и первоначально хранилась в его частном музее. В настоящее время хранится в Государственном историческом музее, г. Москва. Экспозиция Главного здания, зал 13.

Пайцза Узбек-хана

Пайцза выдавалась монгольскими правителями разным лицам как символ наделения особыми полномочиями.

Пайцза Узбек-хана

На лицевой стороне пайцзы Узбек-хана выгравировано изображение солнца в виде восьмилепистковой розетки, а на обороте - луна в виде маленького кружка.

Пайцза хана Узбека представляет собой серебряную пластину 28,2 х 8,8 см с отверстием для шнура. Золотой вязью на пластине на монгольском языке уйгурским письмом выгравирован текст следующего содержания:

  • Möngke Tenggeri-yin küčün-dür
  • Yeke suu zali-yi irgegundür Osbeg-un zarlig:
  • Ken ulü bisirekü, kümün aldaqu, ükükü

------------------------------

  • Мунхэ тэнгэри-ин хучун дур
  • Ехэ суу зали-ин иргэгэндур Узбег-ин зарлиг:
  • Хэн улу бузурэху хумун алдаху ухуху.

------------------------------

  • Вечного неба силою,
  • Великим соизволением хана Узбека указ:
  • Кто воспротивится, не покорится, тот человек должен умереть.

Об Узбек-хане

Узбек-хан родился 10 марта 1283 года в Золотой Орде, умер 7 апреля 1341 года. Правил Золотой Ордой с 1313 года. Жёны: Баялун и Тайдула. Имел семерых детей.

В 1321 г. Узбек-хан принял ислам и стал мечом и кровью внедрять ислам в мультикультурной Золотой Орде с целью создания благоприятного имиджа своему государству. Реализуя свою цель, он умертвил большое количество шаманов и буддийских лам. Его реформы спровоцировали гражданскую войну, и, по мнению некоторых историков, именно этот раскол послужил одной из причин падения Золотой Орды. Хотя с культурной точки зрения при нём в Орде был Золотой Век.

Пайцза Узбек-хана

Сарай-Бату

Как отмечал арабский путешественник Ибн Баттута, который посетил орду в 1333-1334 гг., в Сарае было «13 мечетей для соборной службы; одна из них шафийская. Кроме того, чрезвычайно много других мечетей. В нём [Сарае] живут разные народы, как-то: монголы — это настоящие жители страны и владыки её; некоторые из них мусульмане; асы, которые мусульмане; кипчаки, черкесы, русские и византийцы, которые христиане. Каждый народ живёт в своём участке отдельно» [СМИЗО, т. 1, с. 306].

По утверждению хорезмийского историка Муниса (1778-1829), во время ханствования Узбека, после окончательного утверждения в Золотой Орде ислама, монгольское слово нойон было вытеснено тюркским бек (бий).

Историки Г.А. Федоров-Давыдов и В.Л. Егоров говорят о незаконном захвате верховной власти Узбек-ханом и прямо называют его «узурпатором». Казахстанский учёный-востоковед, историк, филолог В.П. Юдин (1928—1983), интерпретируя легендарного характера известия из «Чингиз-наме» Утемиша-хаджи (хивинского сказителя XVI в.) называет Узбек-хана «лжечингизидом».

Узбек-хан владел монгольским и тюркским языками. В первой половине XIV в. в среде Чингисидов и монгольской кочевой знати Дешт-и Кипчака монгольский язык ещё не вполне вышел из употребления. В этом отношении интересен пример с Узбек-ханом. Зимой 718/1318-1319 гг. во время похода Узбек-хана в Арран (область от Дербента до берега Куры), согласно рассказу историка Вассафа, современника золотоордынского хана, дештцы захватили двух монголов из армии Хулагуида Абу Саида, монгольского правителя Ирана, и привели к Узбек-хану, который лично стал допрашивать их на монгольском языке о положении военачальника Ильханов эмира Чупана. Они ответили: «Чупан с десятью туменами войска, для устройства засады, через Карчага зашел вам в тыл». Узбек-хан по-монгольски сказал Кутлук-Тимуру и Иса-Гургану: «Тот человек, которого мы ищем, у нас в тылу; куда же нам направиться?» Замечательно, что и Хулагуид Абу Саид (правил в Иране в 1317- 1335 гг.), по словам автора «Тарих-и ШейхУвайс» Абу Бакра ал-Кутби ал-Ахари, «хорошо знал монгольское и персидское письмо и хорошо писал» [Тарих-и Шейх Увейс, с. 102].

О пайцзе Абдулла-хана читайте здесь.

Источник : zolord.ru

Реклама

Комментарии ()

    Написать комментарий

    Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены символом *

    Похожие материалы
    Тени прошлого и образы будущего: Формирование национальных мифов на постсоветском пространстве
    20 0
    Тени прошлого и образы будущего: Формирование национальных мифов на постсоветском пространстве

    О формировании национальных мифов постсоветских государств после распада СССР через призму конструирования идентичности и легитимации власти.

    Вчера
    Монгольское завоевание Хорезма: Столкновение двух миров
    239 0
    Монгольское завоевание Хорезма: Столкновение двух миров

    О том, как завоевание Хорезма монголами стало точкой цивилизационного разрыва, прервавшей его взлёт и переписавшей будущее региона.

    09 декабря 2025
    Властелины Великой степи: Как калмыки-ойраты покорили Прикаспий и бросили вызов Крыму
    410 0
    Властелины Великой степи: Как калмыки-ойраты покорили Прикаспий и бросили вызов Крыму

    О формировании Калмыцкого ханства в Прикаспийских степях — как ойраты, покинув Джунгарию, отстаивали своё место под солнцем среди могущественных соседей.

    22 ноября 2025
    Дзэн и цветы свободы: рождение духовной революции 1960-х
    473 0
    Дзэн и цветы свободы: рождение духовной революции 1960-х

    Эта статья рассказывает, как дзэн-буддизм, интеллектуально открытый для Америки японскими мастерами и мыслителями, стал духовной основой для революции свободы 1960-х годов.

    18 ноября 2025
    Тени прошлого и образы будущего: Формирование национальных мифов на постсоветском пространстве
    20 0
    Тени прошлого и образы будущего: Формирование национальных мифов на постсоветском пространстве

    О формировании национальных мифов постсоветских государств после распада СССР через призму конструирования идентичности и легитимации власти.

    Вчера
    Чья историография управляет прошлым Монгольской империи? Битва за нарратив в мировой науке
    103 0
    Чья историография управляет прошлым Монгольской империи? Битва за нарратив в мировой науке

    Борьба за прошлое Монгольской империи сегодня ведётся в академическом поле — тот, кто овладеет языком международной науки, получит право редактировать её историю.

    14 декабря 2025
    Этническая идентификация казахов по субкладам гаплогруппы Y-хромосомы C2
    224 0
    Этническая идентификация казахов по субкладам гаплогруппы Y-хромосомы C2

    Статья 2025 г. А.М. Тюрина устанавливает, что монгольский компонент в генофонде казахов имеет исключительно ойратское (западномонгольское) происхождение, а не халхаское, и объясняет это социальным механизмом добровольного перехода ойратских родов в казахские общины.

    13 декабря 2025
    Статьи
    Монгольское завоевание Хорезма: Столкновение двух миров
    239 0
    Монгольское завоевание Хорезма: Столкновение двух миров

    О том, как завоевание Хорезма монголами стало точкой цивилизационного разрыва, прервавшей его взлёт и переписавшей будущее региона.

    09 декабря 2025
    Институт родовых земель в современной России: возрождение древних границ
    227 0
    Институт родовых земель в современной России: возрождение древних границ

    Проблемы и перспективы института территорий традиционного природопользования в российском праве.

    06 декабря 2025
    Русский улус Золотой Орды: новая оптика российской истории
    304 0
    Русский улус Золотой Орды: новая оптика российской истории

    Согласно исследованиям В.В. Трепавлова, Русь XIII–XV веков являлась не вассалом, а внутренним «Русским улусом» Золотой Орды, будучи частью её административной, военной и фискальной систем.

    06 декабря 2025
    Статьи
    Монголия сегодня: между ресурсным бумом, реформами и политической нестабильностью
    249 0
    Монголия сегодня: между ресурсным бумом, реформами и политической нестабильностью

    2025 год стал для этой уникальной страны годом резких контрастов.

    29 ноября 2025