Конституционный суд впервые встал на защиту прав коренных малочисленных народов Севера
29 мая 2019, 15:48 3888 0
долган Геннадий Щукин в КС РФ (фото: из открытых источников)
Конституционный Суд России 28 мая огласил постановление по делу о правах коренных малочисленных народов. Это беспрецедентное и резонансное дело сразу привлекло внимание общественности и журналистов. Об этом сообщает ИА Руснорд.
Впервые в стенах Конституционного Суда представитель коренных народов Севера долган Геннадий Щукин в национальной одежде, с открытым запросом на самоидентификацию, с откровенным, со слезами на глазах, посланием высшей судебной власти России – «Помогите, мы исчезаем!»
В России на сегодняшний день насчитывается 46 коренных малочисленных народов, из которых 40 – народы Севера, Сибири и Дальнего Востока.
Конституция РФ призывает гарантировать права коренных народов в соответствии с общепризнанными мировыми стандартами (статья 69).
При этом мировое сообщество достаточно давно признало интересы коренных народов важной ценностью мировой цивилизации, об этом, в частности говориться в Конвенции МОТ «О коренных народах и народах, ведущих племенной образ жизни в независимых странах», Декларации ООН о правах коренных народов, а также в других международных документах.
Согласно Федеральному закону «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» коренные малочисленные народы Российской Федерации - народы, проживающие на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняющие традиционные образ жизни, хозяйственную деятельность и промыслы, насчитывающие в Российской Федерации менее 50 тысяч человек и осознающие себя самостоятельными этническими общностями.
В России интерес к коренным народам актуализировался в 2019 году в связи с первым в истории Конституционного Суда РФ делом о защите прав коренных малочисленных народов.
Это дело берет свое начало в Таймырском Долгано-Ненецком районе Красноярского края, где свою жизнедеятельность ведут общины коренных малочисленных народов нескольких северных национальностей.
Так, в 2014 году председатель семейной родовой общины коренного малочисленного народа Долган «Амяксин» (Медведь) и по совместительству президент местной Ассоциации общественных объединений коренных малочисленных народов Геннадий Кириллович Щукин разъяснил председателям общин о том что, существующая испокон веков практика добычи продуктов охоты уполномоченным общиной охотником из расчета на всех членов общины гарантирована правом и может свободно применятся в практике общин.
Такой правовой основой, по мнению Щукина, является статья 19 Федерального закона «Об охоте…», которая к субъектному составу традиционной охоты относит не только лиц коренных малочисленных народов, но и их общины (часть 1). Указывает на свободный (без разрешения) режим осуществления охоты в рамках установленного лимита (часть 2). И предусматривает два варианта использования продукции охоты: для личного потребления и для реализации (часть 3).
Однако применяемый общинами режим традиционной охоты посредством уполномоченного охотника в силу определенных причин заинтересовал правоохранительные органа, а давший соответствующие разъяснения Г.К. Щукин и реализовавшие эти разъяснения уполномоченные охотники стали фигурантами уголовных дел, возбужденных по основанию незаконной охоты, совершенной группой лиц по предварительному сговору (ч. 2 ст. 258 Уголовного кодекса РФ).
В дальнейшем уголовные дела в отношении охотников с их согласия были прекращены вследствие истечения срока давности уголовного преследования.
Однако, Геннадий Щукин осознавал явную историческую несправедливость (традиционная охота коренных народов таким способом велась с незапамятных времен), и поэтому в отличие от уполномоченных охотников, не согласился на прекращение своего уголовного дела, желая восстановления исторической правды и оправдания своего имени.
В итоге в 2017 году в отношении Г.К. Щукина был вынесен обвинительный приговор, который был оставлен в силе судами апелляционной и кассационной инстанции.
По мнению судов, статья 19 Федерального закона «Об охоте…» предполагает, что право традиционной охоты может осуществляться лишь индивидуально каждым лицом из числа коренных малочисленных народов, и не может быть осуществлено посредством уполномоченного общиной охотника.
Надежда оставалась только на Конституционный Суд, который может оценивать закон и практику его применения на соответствие Конституции России. Однако, до этого Конституционный Суд еще не принимал к рассмотрению дела, непосредственно касающиеся прав коренных малочисленных народов. Поэтому, по словам Геннадия Щукина, после получения извещения о принятии жалобы к производству он с надеждой на правду и справедливость разнес эту весточку по всей тундре.
В состоявшемся 16 апреля 2019 года заседании Конституционного Суда РФ Г.К. Щукин рассказал о трагической истории своей семьи, как образе коренных народов Севера, подвергшихся в свое время принудительной ассимиляции.
Также заявитель-долган выразил надежду на конституционную защиту, рассказав о том, что по давно сказанным словам его матери, «у русских есть бумага, которая сильно поможет… это Конституция…».
Выступление Геннадия Щукина с трибуны Конституционного Суда было пронзительным и откровенным, простым и честным.
Так не принято говорить сегодня. К таким словам утратили интерес. От них стараются защититься. Повсюду приветствуется формальный подход и сложившаяся беспроблемная практика, следуя которой, будете услышаны. Но не на этот раз.
Отрывки из выступления Геннадия Щукина
"Красноярский край устанавливает лимиты, квоты для коренных народов, для личного пользования, кому – сколько, на одного человека. Но есть люди, особенно, престарелые, женщины, дети, инвалиды, которые ограничены в доступе к биоресурсам, так как нет у них: ни оружия, ни всего необходимого, чтоб добыть эти ресурсы.
В общинах есть охотники, которые добывают пищу для всех. Так было у нас испокон веков. Мы всегда несли куски мяса или рыбы нашим старикам, женщинам, которые нуждались в пище. Иначе было бы так, как в 30-х годах, когда почти вся семья умерла от голода. Спаслась только моя мама.
Эти обычаи мы всегда соблюдаем. Иначе как малый народ, мы исчезнем.
В тундре жаждущие наживы, не выживают, поэтому там крепость людей, родственных связей очень сильна.
Сам я родился в 1962 году в семье оленеводов. Помню, мне было лет семь или восемь, когда бабушка Марья нас всех собрала, чтобы ехать в поселок. Собрали всех домашних оленей. Нас, маленьких, привязали к саням, чтоб мы не выпали. Когда мы привели туда оленей, началась бойня. Домашних оленей всех зарезали.
Когда начали резать моих оленей, четыре важенки, которых мне подарила бабушка, я кинулся в драку, но моих отца и маму наказали за то, что воспитали плохого человека. А я сказал, что я защищал своих оленей.
Всех детей тогда собрали, посадили на самолет, привезли в город. Национальную одежду при нас порвали, всех подстригли на лысо, меня мыли каким-то жутким мылом, обливали со шланга. Дали одежду, которую мы ни разу не одевали. Но за счет подзатыльников, я все – таки надел ее.
Мы много раз убегали из интерната, надеясь добежать до поселка. Не знали, что до стойбища почти четыреста километров. Нас изловили, построили в линейку и сказали, что если еще раз убежим, наших родителей арестуют.
Наш организм имеет сильный иммунитет за счет рыбы и мяса. Без них мы будем умирать. Недавно в интернате дети просили, чтобы в их меню включали рыбу и мясо. Дети едят мясо тайком, им привозят его родители. Зимой они вывешивают мясо за форточку, вечером, когда все уходят, кушают, чтобы поддержать силы и иммунитет традиционной пищей, и это продолжается - по сей день.
Мы свою продукцию сдавали предпринимателю по 60 рублей за килограмм. А сахар он нам продавал за 120 рублей. Одна бочка бензина стоила 25 тысяч. А так как денег не было, мы ему поставляли мясо.
Но потом мы узнали, что есть другие предприниматели и цены. И стали отдавать мясо по 120 рублей. Это немножко укрепило бюджет. Мы мешками стали покупать продукты. Новые предприниматели давали нам в кредит снегоходы, моторные лодки.
Это не понравилось предпринимателю, который давал за мясо 60 рублей. Он подал заявление в полицию. Полиция начала преследования и в 2014 году три общины были задержаны, и возбуждены уголовные дела.
Когда я получил письмо от судей, я эту весточку разнес по всей тундре! Вся тундра обрадовалась, что Конституционный Суд рассмотрит нашу жалобу. А слово «рассмотрит» для нас уже, как щит от беспредела, который творится там.
Все народы Сибири, Дальнего Востока, Крайнего Севера ожидают правду, что мы есть.
И теперь я стою здесь перед вами в уверенности, что большая часть моего пути и пути моей мамы здесь и закончится.
Извините за эти слезы, это слезы моей мамы, я также плакал в первой судебной инстанции, но там были холодные лица судей и прокурора, которые просто смотрели в пустоту, не на меня.
В городе, где Аврора дала залп новой жизни, я уверен, что вы дадите новую жизнь нашим северным народам!"
Речь адвоката Владимира Цвиля
Подготовивший конституционную жалобу и представлявший Г.К. Щукина в Конституционном Суде адвокат Владимир Цвиль отметил:
«Элементы самобытности коренных малочисленных народов это не только защищаемый правом интерес меньшинства, но и надправовая социально-биологическая и цивилизационная ценность, выражающаяся в исторически сложившемся образе жизни отдельных групп человечества, который отражает естественное сосуществование природы и человека, позволяет адаптироваться к сложным природно-климатическим условиям, автономно и экологично обеспечивать жизнь и природопользование в этих условиях».
При этом, как указал адвокат, права коренных народов, следуя общей закрепленной в преамбуле российской Конституции идее преемственности и взаимной ответственности поколений, выполняют трансляционную функцию сохранения, передачи и развития опыта, мудрости и философии коренных народов сквозь поколения.
Кроме того, на основании международных норм и стандартов позиция заявителя основывалась на том, что одним из фундаментальных законных интересов коренных малочисленных народов является их право на традиционное природопользование, как основа традиционного образа жизни, хозяйствования и жизнеобеспечения.
В качестве основного довода адвокат Цвиль отметил, что смысл статьи 19 Федерального закона «Об охоте…», как предполагающий в силу сложившейся правоприменительной практики возможность только личной добычи охотничьих ресурсов, «лишает соответствующих гарантий тех лиц из числа коренных малочисленных народов, которые по объективным причинам не могут непосредственно участвовать в процессе охоты.
Во-первых, это субъекты, которые фактически не могут лично охотиться в силу физиологических причин, как правило, из-за возраста или состояния здоровья.
Во-вторых, это субъекты, которые учитывая положения Федеральных законов «Об охоте…» и «Об оружии», - юридически не имеют права охотиться по причине отсутствия статуса охотника и права приобретения, хранения и ношения оружия, что может быть обусловлено, как вышеуказанными физиологическими причинами, так и традиционным для коренных малочисленных народов разделением труда, в частности, внутрисемейным разделением труда между мужчиной и женщиной».
На основании данных и других доводов позиция заявителя состояла в нарушении примененным законом международных стандартов прав коренных народов, конституционных принципов равенства и недопустимости издания законов, отменяющих или умаляющих права и свободы человека и гражданина, блокировании возможности и обязанности взаимной детско-родительской и семейно-родовой заботы, а также других конституционных идей.
Вердикт суда
В своем Постановлении Конституционный Суд РФ указал, что следует признать ст. 19 ФЗ «Об охоте…» не противоречащей Конституции России, так как она предполагает, что каждый член общины вне зависимости от наличия у него статуса охотника может поручить вести охоту одному из членов общины. Выявленный конституционно-правовой смысл ст. 19 ФЗ «Об охоте…» является общеобязательным. Дело Геннадия Щукина в контексте выявленного конституционно-правового смысла подлежит пересмотру.
В качестве первых комментариев этого решения представитель заявителя адвокат Владимир Цвиль отметил его знаковый характер, «поскольку естественные интересы коренных малочисленных народов достаточно долгое время находились в глубокой тени прав и интересов большинства».
Адвокат подчеркнул, что «права коренных народов это важная часть культурного многообразия и исторического наследия человечества, поскольку это веками сложившийся способ жизнеобеспечения в суровых природно-климатических условиях. И этот пласт цивилизационного разнообразия нельзя терять, его нужно поддерживать».
Елена Ломова
Комментарии ()