Китайские посредники вытеснили российских на перепродаже российских товаров в Китай
04 июля 2019, 09:40 1013 0
фото: Shutterstock.com
В минувшем году торговцы-челноки из КНР закупили в России товаров и продуктов на 42 миллиарда рублей. По прогнозам, в ближайшие годы они увеличат закупки в несколько раз. Российские посредники пока им не конкуренты. Об этом сообщает BFM.RU.
Китайских перекупщиков называют дайгоу. Как правило, это экспаты, постоянно проживающие в России. Они сами находят товар, сами его приобретают и потом перепродают соотечественникам. И все это делается исключительно через китайский мессенджер WeChat, функционал которого также близок к соцсети.
Говорит директор логистической компании Woodbag Иван Растегаев.
«Можно так сказать, что это челночники, у которых появились смартфоны, и вместо сумок вот телефоны, с которых они продают свои товары. Началось это все с 2014 года, когда была девальвация рубля. Сначала это были какие-то дорогие товары международных брендов, это были дорогие женские сумки, это были телефоны, смартфоны. Но сейчас тренд немножко поменялся, цены более-менее выровнялись, и теперь это товары больше для масс-маркета: косметика, БАДы, продукты питания».
Сейчас у китайцев в почете российский мед после того, как Владимир Путин подарил китайскому лидеру Си Цзиньпину банку сибирского меда. Популярностью пользуется также янтарь и ювелирные изделия.
Месячный оборот одного российского дайгоу в закупочных ценах - порядка 175 тысяч рублей. Чтобы российской продукцией заинтересовался китайский челнок, нужно подумать не только о качестве товара. Без красивой упаковки и знания китайской специфики продать что-нибудь в Китае нереально.
Российские посредники китайским пока не конкуренты
Историю из этой сферы рассказал гендиректор российско-китайской проектной компании AllesAsia.com Сергей Зеленин.
«Был случай, когда привезли из Армении коньяк. Помните, коньяк такой в старой стеклянной бутылке, белый такой, коричнево-желтая этикетка, 5 звезд, пробка-закатка. Ее привезли сюда целый контейнер. Теперь продать его никому не могут, потому что когда они были на выставке, какой-то тип сказал им, что это вкусно, это пойдет. А бутылка непрезентабельная, китайцы не знают, что там внутри, они боятся это пить. Может быть внутри и вкусно, но вид не понятен, то ли им надо сапоги мыть, то ли травить тараканов. Непрезентабельный и не подарочный вариант».
Теоретически можно попытаться выйти на внутренний китайский рынок, минуя посредников-дайгоу. Но на практике российские предприниматели не могут это сделать. Они сталкиваются как минимум с тремя проблемами: это языковый барьер, не знание китайского менталитета и законов их жизни.
Говорит востоковед Евгения Тихонова.
«Вы говорите, ну, допустим, самая низкая цена, за которую могу продать, это 100 долларов и что хотите делайте. Европейцы понимают, что вы можете предложить 101 или 105, 107, но 100 - это конечная цена, после которой, разговор закончен. А китайцы берут 100 и начинают торговаться. Говорят: ну ладно, давай возьмем 98, давайте возьмем 95, у нас не получается. Они начинают пытаться урвать хоть чуть-чуть.
Почему говорят у нас, что с китайцами невозможно вести бизнес? Вести бизнес возможно, если их понимать и играть по их правилам. Опять-таки надо говорить на их языке, но, говорить по-китайски так, чтобы тебя уважали китайцы. И понимали, что ты не просто выучил 300 каких-то фраз, а ты можешь с ними говорить обо всем - это дорого стоит. Они начинают по-другому к тебе относиться».
По прогнозам Института экономики Уральского отделения РАН, через четыре года закупки китайских дайгоу в России вырастут до 174 миллиардов рублей.
То есть, получается, что они полностью заняли эту нишу.
Объем рынка увеличится в четыре раза по сравнению с 2018 годом. И это лишь мизерная часть внутреннего рынка КНР с городским населением свыше 800 миллионов человек. А именно жители китайских мегаполисов являются основными потребителями импорта, потому что качеству местных продуктов и товаров они не доверяют.
Работать с китайцами не просто, но потенциал огромный. И целый ряд российских компаний, в том числе «Русский холод», «Макфа» и «Сплат», уже пытаются закрепиться на китайском рынке, но сделать это очень тяжело, потому что сейчас китайцы диктуют правила.
Комментарии ()