«Большая игра» за Монголию продолжается
09 июля 2019, 12:35 1024 0
фото: foreignpolicy.com
США, а с недавнего времени и Китай, борются с восстановившей свои силы Россией за контроль над обширными энергетическими и минеральными ресурсами Центральной Азии. Но ни в какой другой стране эта тройственная борьба не видна так наглядно, как в Монголии.
Борьба за право контролировать природные ресурсы региона побуждает самые различные государства организовывать свое политическое присутствие в регионе.
Сегодня в Монголии пересекаются интересы Азиатского фонда США и Исламского банка развития, компаний Шеньхуа и РЖД, российских культурных центров и западных НКО, и чем закончится этот этап противостояния, предположить пока сложно.
Основные игроки «большой игры» в Монголии - Китай, Россия и США, прилагают самые большие усилия в борьбе за влияние в этой стране.
Эти державы используют полный набор инструментариев жесткой и мягкой силы. Они имеют наиболее ясные задачи в данной борьбе, более того две из трех перечисленных стран непосредственно граничат с Монголией, а третья претендует на доминирование в глобальном масштабе.
Все это превращает внешнеполитическую ситуацию вокруг Монголии и ее ресурсов в сложнейший клубок противоречий интересов различных государств.
Недавно в США заявили, что Монголии не по пути с Россией.
«Монголия в партнерстве с Соединенными Штатами сможет преодолеть стоящие перед ней препятствия на пути продвижения в современный мир и внести свой вклад в создание "свободного и открытого" Индо-Тихоокеанского региона», - сообщило американское издание The Diplomat, требуя от Улан-Батора определиться с внешнеполитическим курсом.
Со слов обозревателя Ронсеверта Ганана Алмонда, трансмонгольская магистраль – главная железнодорожная сеть Монголии – фактически принадлежит России.
«Российское правительство владеет 51% акций железной дороги страны, что препятствует развитию более эффективной транспортной сети», - отмечает Алмонд.
Москва сохраняет "жесткий контроль" над экономикой, поставляя 90% энергоносителей Монголии (переработанной нефти). Это влияние распространяется и на другие сферы.
На южной границе находится КНР. Сюда уходит около 90% всего монгольского экспорта – угля, меди и других руд, сырой нефти и необработанного кашемира. При этом Китай является крупнейшим источником иностранных инвестиций в стране. Согласно докладу Конгресса США, Китай является "экономической линией жизни Монголии".
На этом фоне, как заявлено в издании, Монголия определяет Соединенные Штаты как третьего партнёра по важности. Между странами расширяется военное взаимодействие. В частности, монгольские войска внесли свой вклад в военные кампании США и коалиции в Афганистане, Ираке и Косово. В ООН Улан-Батор зарекомендовал себя надежным союзником Вашингтона, последовательно голосуя в соответствии с его позицией в ООН. Монголия сопротивлялась тому, чтобы стать полноправным членом ШОС, возглавляемым Москвой и Пекином. До сих пор она не присоединилась к проекту «Один пояс, один путь».
Однако сотрудничество между странами может выйти на совершенно новый уровень, уверены в США.
«Американские инвестиции и торговля могут стать средством подъема экономики Монголии», - пишет The Diplomat.
По мнению ряда экспертов, объявленная Монголией политика нейтралитета во внешней политике завела Монголию в тупик.
Реально Монголия до сих пор не определилась со своим внешнеполитическим курсом.
Комментарии ()