Два взгляда на монгольскую толерантность

28 июля 2019, 13:29 4082 0 Автор: Золотая Орда

Два взгляда на монгольскую толерантность

казахи Монголии (фото: из открытых источников)

Несмотря на свое небольшое для такой огромной страны население, в Монголии все же имеются иные этнические группы, кроме титульной нации. По большей части, это близкие монголам народы – буряты, тувинцы, дэрбэты, баяты. Но вторыми по численности тут являются казахи, которые не похожи на них по языку и культуре.

Группа исследователей под руководством профессора С. Ажигали побывала в Монголии, для того чтобы изучить жизнь проживающих там казахов в условиях неизбежных процессов межэтнической интеграции.

"Соседство с народом, имеющим героическую историю, но при этом добрый и открытый нрав, наложило свой отпечаток и на менталитет казахов Монголии", - выяснили казахские ученые.

Уже на протяжении более десяти лет отдел этнологии и антропологии Института истории и этнологии им. Чокана Валиханова занимается изучением казахских этнических групп за рубежом, руководит перспективной программой профессор С. Ажигали. Для этой цели в последнее время регулярно организуются научные командировки в страны дальнего и ближнего зарубежья.

Так, в 2013 году состоялась комплексная и довольно продолжительная экспедиция в Монголию и Китай. Во время экспедиции в Монголию, которая проходила с 24 июля по 5 сентября 2013 г., группа исследователей-этнологов обследовала населенные пункты в центральной, северо-восточной и юго-западной части Монголии, то есть районы проживания казахов вне «казахского» Баян-Ольгийского аймака: Тув аймак (сомоны Угтаалцайдам, Эрдэнэ, г. Налайх), Сэлэнгэ аймак (Шарынгол, Хонгор, Дархан), Хэнтий аймак (Шандыгын, Бэрх), Ховд аймак (Уенч, Булгын) и др.

Приводим вашему вниманию некоторые наблюдения, полученные в ходе этой комплексной научной экспедиции.

«Как говорят местные казахи, Монголия – благодатная, Богом хранимая земля. Монголы сумели сохранить свою землю и себя как народ, находясь между двумя крупными державами: Россией и Китаем. Благодаря мудрости и дальновидности руководителей социалистического периода, перестроечного и постперестроечного времени, в стране был сохранен кочевой уклад. До сих пор нет никаких препятствий со стороны правительства Монголии для всемерного развития скотоводства – свободного выпаса скота, хозяйственного обустройства и так далее. Поэтому, благодаря сохранившемуся кочевому и полукочевому скотоводству, монгольский народ никогда не нуждался.

Как и в Казахстане, казахи в Монголии в последнее время ощущают на себе сильное влияние ислама. Зулкарнай Бекбайулы, 75-летний житель сомона Хонгор, говорит, что современная молодежь стала религиозной, а старики поголовно читают намаз. В Налайхе, городе, расположенном вблизи Уланбатора, недавно была открыта большая мечеть с общежитием для учеников медресе. Она была построена и профинансирована турецкой стороной – религиозной организацией под названием «Дос». В церемонии открытия мечети принял участие премьер-министр Турции Р.Т. Эрдоган.

Казахстанские исследователи выяснили, что у Монголии многому можно поучиться.

Например, каждый из встреченных там казахов утверждал, что ни один монгол ни разу на его памяти не позволил себе задеть этнические чувства казаха. Каждый из них с уверенностью говорил, что «они так не поступают», «с их стороны такого не было никогда», «они на такое не способны». Появляется чувство благодарности к этому народу за его природное миролюбие и доброе отношение к нашим единоплеменникам.

Наверное, не всегда представители диаспоры в какой-либо стране так тепло отзываются о коренном народе. То есть бытовой национализм в Монголии практически отсутствует.

Государство не проводит здесь ассимиляторскую политику – ни явную, ни скрытую, но доверительные отношения между этносами в итоге ведут к естественному смешению культур и в итоге к монголизации казахов как малочисленного этноса.

Яндекс. Дзен: «Как монголы относятся к казахам?»

Недавно на Яндекс. Дзен, в материале «Живая Средняя Азия», вышла статья «Как монголы относятся к казахам?». Представляем читателям вырезку из этой статьи.

«Из-за своей мусульманской веры и некоторых отличий по внешности, казахи являются наиболее изолированной этнической группой в Монголии. Они, в основном живут в Баян-Улгий, самом западном аймаке (области) страны, где составляют чуть более 90 % населения.

Монгольское общество рассматривает их как чужаков и иноверцев. О них сложился негативный стереотип. Даже местные комедийные артисты высмеивают их по телевизору, имитируя «смешной» казахский акцент.

Их легко отличают и по внешности, и по имени. Даже культура казахов, несмотря на то, что они тоже кочевники, для монголов является очень странной. Прежде всего это касается исламской религии. Негатив также вызывает то, что они не любят вступать в браки с монголами, а казахские женщины никогда не работают. Только занимаются домашним хозяйством.

В публичном уровне их совсем нет, ведь монгольский язык они не учат. Нет ни актеров, не музыкантов, ни казахских политиков в правительстве. Это из-за того, что в обществе их считают странными, религиозными и скрытными людьми. Правда, те казахи, которые прижились в Улан-Баторе и провели там долгое время, не так традиционны. Их женщины не покрывают голову, как это делают некоторые соплеменницы на родине.

Есть одна забавная история, которую мне рассказал знакомый монгол. Далее его слова:

"Когда мне было 10 лет, в нашем классе был один казахский мальчик, и другие ребята издевались над ним из-за его национальности. Мы говорили и шутили, что его мать носит занавеску, чтобы прикрыть лицо и тело. На следующий день его мама пришла в школу ругать нас. Но она не носила никаких занавесок, а была элегантной бизнес-леди".

Для тех, кто спрашивает меня, так ли плохо обращаются с казахами в Монголии. Да, такое случается, но ничего серьезного.

Многие казахи в 90-е годы вернулись в Казахстан, но с ними там плохо обращаются, поэтому некоторые вернулись. В Казахстане их считали монголами. А тут считают иностранцами. Вот уж действительно, свой среди чужих, чужой среди своих.

Проблема в том, что тут они не хотят интегрироваться в монгольское общество, предпочитают не изучать монгольский язык, хоть и являются гражданами страны. Даже школы в Баян-Улгий решили не преподавать монгольский».

По мнению казахстанского издания altyn-orda.kz данная статья на Яндекс. Дзен «дискредитирует казахско-монгольские отношения».


Источник : zolord.ru

Реклама

Комментарии ()

    Написать комментарий

    Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены символом *

    Похожие материалы
    Монгольские истоки казахской кочевой культуры: Историко-культурный анализ
    1287 0
    Монгольские истоки казахской кочевой культуры: Историко-культурный анализ

    Кочевая цивилизация Великой степи, охватывающая территорию современного Казахстана, сформировалась в результате длительных этнокультурных взаимодействий. Однако именно в XIII–XIV веках под влиянием Монгольской империи и её наследников на территории будущего Казахского ханства произошёл качественный цивилизационный сдвиг.

    05 июня 2025
    История без мифов. Казахстанские историки о кочевниках и был ли Чингисхан казахом?
    3061 0
    История без мифов. Казахстанские историки о кочевниках и был ли Чингисхан казахом?

    Радик Темиргалиев и Жаксылык Сабитов рассказали о теме родов и племён у кочевников, об их интеллекте и культуре.

    02 мая 2025
    Религиозные взгляды Джучи-хана и его вероятное место захоронения
    4835 0
    Религиозные взгляды Джучи-хана и его вероятное место захоронения

    Джучи-хан – старший сын Чингисхана, сыграл важную роль в завоеваниях Монгольской империи и управлял западными территориями. Однако его внезапная смерть, а также отсутствие точных сведений о месте его захоронения породили множество гипотез.

    23 февраля 2025
    Чингисхан и Гитлер: генетическое и историческое наследие двух правителей
    5197 0
    Чингисхан и Гитлер: генетическое и историческое наследие двух правителей

    Исторические параллели и антитеза двух правителей.

    08 февраля 2025
    Монгольские истоки казахской кочевой культуры: Историко-культурный анализ
    1287 0
    Монгольские истоки казахской кочевой культуры: Историко-культурный анализ

    Кочевая цивилизация Великой степи, охватывающая территорию современного Казахстана, сформировалась в результате длительных этнокультурных взаимодействий. Однако именно в XIII–XIV веках под влиянием Монгольской империи и её наследников на территории будущего Казахского ханства произошёл качественный цивилизационный сдвиг.

    05 июня 2025
    История без мифов. Казахстанские историки о кочевниках и был ли Чингисхан казахом?
    3061 0
    История без мифов. Казахстанские историки о кочевниках и был ли Чингисхан казахом?

    Радик Темиргалиев и Жаксылык Сабитов рассказали о теме родов и племён у кочевников, об их интеллекте и культуре.

    02 мая 2025
    Казахи в составе Кокандского ханства: вхождение, этнический контекст и исторические последствия
    797 0
    Казахи в составе Кокандского ханства: вхождение, этнический контекст и исторические последствия

    Исторический фон, период нахождения казахов под властью Коканда, итоги и последствия.

    01 мая 2025
    Дугар Тапхаев: путь бурятского лидера между войной, изгнанием и памятью
    800 0
    Дугар Тапхаев: путь бурятского лидера между войной, изгнанием и памятью

    Герой или каратель: судьба Дугара Тапхаева (1884—1934).

    23 апреля 2025
    История
    Происхождение русских: антропологический взгляд Станислава Дробышевского
    936 0
    Происхождение русских: антропологический взгляд Станислава Дробышевского

    В своей лекции «Происхождение русских» антрополог Станислав Дробышевский рассматривает формирование русского народа с точки зрения антропологии, генетики и истории. Приводим новейшие данные о генетической структуре русских популяций по регионам.

    19 апреля 2025
    Влияние монгольской экспансии XIII века на формирование татарской нации
    1012 0
    Влияние монгольской экспансии XIII века на формирование татарской нации

    Монгольская экспансия XIII века оказала глубокое влияние на формирование татарской нации, создав политические, социальные и культурные условия для консолидации тюркских и иных народов Поволжья.

    17 апреля 2025
    Статьи
    «Консервы» вечной мерзлоты: почему копальхен убивает приезжих, но даёт силу северным народам
    1007 0
    «Консервы» вечной мерзлоты: почему копальхен убивает приезжих, но даёт силу северным народам

    Почему северяне едят копальхен и не травятся? Смертельный эксперимент: трагедия советской экспедиции.

    12 апреля 2025