Взгляд доктора экономики: «Неформальные группировки в Бурятии, стяжающие власть – это не элита, это мафия»
02 ноября 2019, 19:20 2392 0
профессор Инна Антохонова (фото: sm-news.ru)
Не секрет, что экономика Бурятии уже на протяжении десятилетий не может похвастаться большими успехами. Если выход из сложившейся ситуации, как её можно изменить к лучшему, своими мыслями поделилась Инна Антохонова – доктор экономических наук, профессор кафедры "Макроэкономика, экономическая информатика и статистика" Восточно-Сибирского государственного университета технологии и управления. Полная версия интервью на tararuev.ru.
— На сегодняшний момент мы имеем очень маленький валовой региональный продукт на душу населения – примерно треть от показателя по России. В год чуть больше 200 тысяч рублей на человека. Население сейчас меньше одного миллиона человек по данным Росстата. Оно значительно уменьшилось за счёт оттока, но к нам очень много людей мигрирует из Забайкальского края. Большой отток среди молодёжи. Безработица по методологии международной организации труда на этот год – почти 10%, это значительно выше среднероссийского уровня. Во всём мире допустимая для рынка труда безработица не выше 4-6%, — сообщает Инна Антохонова.
фото: egov-buryatia.ru
Согласно структуре производства валового регионального продукта, занятых больше всего в сфере торговле. Но их вклад незначителен, ведь в торговле трудно заработать, следовательно, структура экономики неэффективна. Основная доля в ВРП приходится на добывающую промышленность. Те немногие производственные предприятия, оставшиеся еще с советских времён, переживают не лучшие времена. По данным республиканского управления статистики крупных предприятий в регионе не наберётся и десяти.
Следует иметь в виду, что Бурятия – национальная республика с разнородной структурой населения, удалённая территория, в значительной мере покрытая лесом, малонаселённая – всего 2,8 чел. на 1 кв.км. И главное – это трансграничный регион. Субъект по определению сложный во всех смыслах – с точки зрения географии, климата, национального состава. Другой фактор, осложняющий управление – потеря резидентов. Уже к приходу Алексея Цыденова в 2017 году экономика региона потеряла ряд крупных, так и малых предприятий. Все эти факторы, по мнению эксперта, не позволяют создать ёмкий рынок.
Что не знает Цыденов
Но обеспечить достойную жизнь миллиона людей на территории Бурятии вполне возможно.
— В своё время я из интереса сравнивала Томскую область и Бурятию.
Оба этих сибирских региона формально сопоставимы по масштабам, населению. Но я рассмотрела численность областных чиновников и силовых структур – там их значительно меньше, чем в Бурятии.
Зато у них валовой региональный продукт на душу населения в два раза больше, чем в Бурятии. О чём это говорит? – предлагает задуматься Инна Антохонова.
Одним из перспективных направлений профессор видит в развитии сельского хозяйства, прежде всего мясного животноводства. Также перспективна биофарминдустрия.
— Наш небольшой масштаб внутреннего спроса позволяет развивать «зелёную экономику» по производству органических продуктов питания. Для этого есть все фундаментальные основы. Опытные биотехнологи, научные сельскохозяйственные учреждения. Хотя многие специалисты ушли, но что-то же осталось. Можно развивать биофармкластер.
На Алтае есть предприятие «Эвалар» по переработке дикоросов, завоевавшее весь рынок России. А нам что мешает?
Был Байкалфарм, ушедший в производство алкоголя. Сейчас есть новые источники энергии, это — тепличные хозяйства. Мы, кстати, не замечаем, что круглый год потребляем овощи и зелень, выращенные местными сельхозпредприятиями. Для нашего масштаба можно развивать и продвигать «стержневые» продукты в современной «маркетинговой упаковке» — считает Инна Антохонова.
Другое перспективное направление – превратить Бурятию в образовательно-инновационный центр. Такую площадку можно было бы создать на базе республиканских ВУЗов Бурятии, сегодня теряющих абитуриентов и нуждающихся в современной инфраструктуре. Потенциал к этому имеется – высокий уровень образованности населения и качество подготовки специалистов. Конечно, ВУЗам республики придётся преодолеть ряд проблем. В том числе и нехватку кадров. Не секрет, что преподавательские ставки стали заметно сокращать, чтобы за счёт высвободившихся средств привести показатели зарплат в соответствие с «майскими указами». Система образования в Бурятии всё ещё остаётся довольно сильной, школа здесь даёт хорошую базу. Современные IT-технологии позволяют специалистам работать удалённо, поэтому можно привлечь высококлассных специалистов, уехавших из Бурятии.
— Если мы консолидируем потенциал всех, кто уехал, и кто может удалённо участвовать – получится мощная сила. Из Бурятии уехали много программистов, в том числе выпускников нашей кафедры, сейчас где только они ни работают. При этом фундаментальные наработки должны идти рука об руку с прикладной сферой, где они внедряются, доказывают свою экономическую эффективность, — рассуждает бурятский профессор.
Новые люди
Но главным фактором изменения ситуации в республике Инна Антохонова видит не развитие отраслей экономики, а воспитание новых людей. Ответственных, хорошо образованных, осознающих свои права. Они должны образовать гражданское общество, которое породит новую элиту.
Изменение экономической ситуации на самом деле плотно упирается в психологию. Ведь экономика – это общественная жизнь, отношения между людьми.
Сейчас население Бурятии сильно поражено гедонизмом, нежеланием принимать решения.
Необходимо ментальное оздоровление, когда обычный средний человек осознает, что он гражданин, который тоже имеет права. Катализатором изменений должны быть сами люди, гражданское общество. Процесс его формирования в Бурятии потихоньку идёт. Нужны работающие «социальные лифты», возможность пробиться наверх без «крыши» и принадлежности к неформальным «кланам». По мнению Инны Антохоновой нужно стремиться к меритократии – «власти лучших».
— Выход я вижу в развитии образования и формировании элиты настоящей.
Неформальные группировки, стяжающие власть – это не элита, это мафия.
По теории Тойнби, элита – это те, кто может дать ответ на вызов, кто искренне стремится что-то изменить в лучшую сторону. Это близко к понятию меритократии. Пора формировать развитое гражданское общество, из которого должна вырасти настоящая элита, — считает Инна Антохонова.
Одним из главных способов преодолеть вышеназванные проблемы она видит в развитии качественного образования, его доступности. Причём не только для юного поколения, но и их родителей.
— Чем отличается образованный человек от «верующего» — человек верующий просто доверяет чужому мнению, принимает его для себя. А образованный человек формирует собственные знания, своё мнение. Знание человека облагораживает. Потому что знания у него в голове, и их никто не отнимет. Можно отнять деньги, машину, но знание не отберёшь. Поэтому надо большое внимание уделять сфере образования, начиная с самого-самого детства, — подчёркивает Инна Антохонова.
Комментарии ()