Загадочный успех Wildberries в период ужесточения конкуренции
07 ноября 2019, 23:16 1755 0
В этом году Wildberries довёл капитализацию до $1,2 млрд, стал единорогом и вошёл в рейтинг самых дорогих компаний Рунета по версии Forbes.
В 2019 году Wildberries довёл капитализацию до $1,2 млрд, стал единорогом и вошёл в рейтинг самых дорогих компаний Рунета по версии Forbes. Это позволило оценить состояние крупнейшего акционера компании Татьяны Бакальчук более чем в $1 млрд. Теперь она вторая женщина-миллиардер в списке богатейших людей России.
Поработав после окончания вуза преподавателем иностранных языков и выйдя в декретный отпуск, в 2004 году Татьяна с нуля основала интернет-магазин. Сейчас им каждый день пользуются свыше 3,5 млн посетителей в России, Беларуси, Казахстане, Киргизии и Армении. Три года подряд, по данным аналитического агентства Data Insight, Wildberries становится крупнейшим интернет-магазином России по объему онлайн-продаж. Собственная сеть пунктов выдачи заказов насчитывает около 5 тысяч точек.
Следующий шаг — выход на рынок Восточной Европы. Wildberries уже не просто интернет-магазин, а полноценная ИТ-компания, в которой трудятся более 300 разработчиков и используются самые современные технологии: искусственный интеллект, машинное обучение, agile.
Рабочие дистрибьюторского центра Wildberries в Подольске сортируют товары для доставки, 13 июля 2018 года © ANDREY RUDAKOV/BLOOMBERG
Загадочный успех Wildberries: есть ли пределы оптимизации?
Российский бизнес переживает не лучшие времена. Тем большее внимание привлекают все более, к сожалению, редкие истории успеха, - особенно когда они достигаются в высокотехнологичных и высококонкурентных сферах, требующих нетривиальных инноваций, а не просто меланхоличного освоения той или иной ренты.
Когда же подобного успеха достигает женщина, интерес по понятным (хотя и весьма разнообразным) причинам обостряется до предела.
Однако успех Татьяны Бакальчук уникален не только для женщин, но и для всей российской экономики. Мало того, что она достигла фантастического результата своим собственным трудом и усилиями, без видимых внерыночных факторов, - её миллиардный бизнес вырос, насколько можно судить по многочисленным пересказам «истории успеха», на основе перепродажи товаров из каталогов Otto и Quelle, то есть в крайне конкурентной и отнюдь не благодарной сфере.
Более всего достигнутый Бакальчук феноменальный успех напоминает чудо, - и, как и всякое чудо, вызывает жгучее желание разобраться. Тем более, что её законный супруг, по образованию радиофизик, хоть и позиционируется как сооснователь и совладелец Wildberries, официально таковым не значится и в списках богатейших россиян не фигурирует.
Модель бизнеса Wildberries представляется вполне прозрачной: это онлайн-гипермаркет, универсальный магазин с товарами компаний-партнёров. Последние сами формируют ассортимент и розничные цены, а площадка зарабатывает на комиссии по итогам продаж. Основные товары – одежда и электроника по сравнительно низким ценам, бренды – как малоизвестные, так и широко распространённые.
Это весьма распространённая модель, основанная на синергетическом эффекте от экономии на масштабе, поддерживающих друг друга продаж в смежных секторах и преимуществах интернет-торговли.
Дистрибьюторский центр в Подольске © ANDREY RUDAKOV/BLOOMBERG
Снижение реальных доходов основной массы населения в сочетании с широким распространением информационных технологий породили в последние годы бум действующих по этой модели предприятий, - но сравнительная доступность этой сферы для бизнеса вызвала массовый приток в неё капитала и ужесточение конкуренции.
Поразительно, что наибольшего успеха Wildberries достиг как раз в период максимального обострения конкуренции.
По данным того же Forbes, в 2015-2017 годах состояние Бакальчук снижалось (что вполне естественно в силу ухудшения конкуренции и обеднения населения), но в 2019 году, когда интернет-гипермаркеты стали обыденным явлением, а борьба между ними обострилась донельзя, вдруг подскочило почти вдвое. При этом вполне логично качественно усилились реклама и активность в медиа.
Началось активное декларирование новых инвестиционных проектов в Московской области, Татарстане, Казахстане и даже Словакии. Впрочем, суть этих проектов весьма проста – строительство новых складских помещений и их эффективность в перспективе вызывает большие сомнения.
И в 2018, и в 2019 годах ООО «Вайлдберриз» занимал четвёртое место среди самых дорогих компаний Рунета, - вот только капитал его вырос вдвое, с 0,6 до 1,2 млрд долл. По данным РБК, в 2018 году её оборот увеличился на 72%, а по итогам первого квартала 2019 – на 79%.
Судя по открытым данным, наибольшая динамика продаж достигнута в отнюдь не самых богатых Калужской (рост в 2,3 раза), Владимирской и Рязанской (рост в 2,2 раза), Ивановской (в 2,1 раза) областях.
И, действительно, Wildberries ориентируется на дешёвые товары.
Не случайно, заняв в 2018 году первое место в рейтинге E-Commerce Index, составляемом компанией Data Insight, по объёму продаж и количеству заказов, компания находится в нём же на одном из последних мест по среднему чеку – чуть больше 1500 рублей. Меньше, похоже, только у двух книжных магазинов и одной аптечной сети.
Модель массовой продажи по минимальным ценам требует жесточайшей, ещё больше, чем в отрасли в целом, экономии в прямом смысле слова на всём: на управлении и персонале, на условиях труда, таможенном и налоговом режимах, на логистике, расчетах с персоналом и партнерами, а также на отборе последних.
Если верить жалобам покупателей в Интернете, бывали и случаи обнаружения контрафакта, и затруднением возврата бракованных товаров, что порой производит впечатление творчески переосмысленной и перенесённой в Рунет модели Черкизона.
В ближайшее время Wildberries ждут новые испытания, так как сектор онлайн-гипермаркетов вступил в наглядную фазу не просто укрепления, но и интеграции.
Так, в октябре Alibaba, «Мегафон», Mail.ru и Российский фонд прямых инвестиций (РФПИ) закрыли сделку по созданию совместного предприятия «Aliexpress Россия». Это подлинный монстр, объединяющий лидеров компетенций в важнейших смежных отраслях, - и, чтобы противостоять ему, Wildberries придется полностью напрячь и, вероятно, обнажить свои скрытые резервы.
Если перечитать растиражированные истории Бакальчук и основателя компании Alibaba Джека Ма, то можно провести интересную аналогию – оба по образованию преподаватели английского языка… На этом, собственно, аналогии и заканчиваются. Компания китайского миллиардера сумела завоевать китайский рынок, проникнуть на американский рынок и привлечь значительные инвестиции. И вся эта информация доступна и открыта. А компания российской миллиардерши пока вызывает больше вопросов.
Об авторе: Михаил Делягин - доктор экономических наук, директор Института проблем глобализации.
Комментарии ()