Казахские политологи: с трайбализмом в Казахстане бороться бесполезно

19 мая 2018, 15:54 2888 0 Автор: Золотая Орда

Казахские политологи: с трайбализмом в Казахстане бороться бесполезно

фото: rus.azattyq.org

Самая популярная байка у казахов - это казахи в аду, которых даже черти ленятся охранять, поскольку из адовых котлов никто не убежит, сами же горящие и варящиеся затянут убегающих обратно.

Тема трайбализма очень актуальна в Казахстане. Многие считают, что объединение по родовым и жузовым союзам вредит становлению государственности. Трайбализм не только понижает возможность бороться с коррупцией, но и ограничивает перспективы роста и ассимиляции других тюркских народов Казахстана.

Журналист Даурен Куат как-то написал, что в Узбекистане все считаются узбеками, в Кыргызстане - кыргызами. И только в Казахстане разнообразные тюркоязычные группы лишены возможности стать казахами по причине важности племенных союзов, кланов и родов для самих казахов.

Пост Куата вызвал широкую дискуссию. Газета «Караван» обратилась к экспертам, чтобы те высказали свою точку зрения по поводу важности объединения казахов по родовой принадлежности.

Трайбализм скоро исчезнет

Казахские политологи: с трайбализмом в Казахстане бороться бесполезно

Политолог Айдос Сарым абсолютно согласен с Куатом. В Казахстане люди по сей день идентифицируют себя и делятся по племенным признакам. А причина в том, что многие институты не работают, поэтому общество возвращается к архаичным понятиям.

"Трайбализм само по себе явление негативное. Невозможно набрать сотню квалифицированных кадров только из своего жуза или рода. Трайбализм силен до поры до времени, но тем не менее и он исчезнет.Это прежде всего «аграрное явление и работает в небольших локациях. В крупных городах оно крайне редкое. Мы сейчас сталкиваемся с обратными явлениями — люди перестают общаться.Хотя в какой-то степени трайбализм адаптируется под современные реалии. Возьмем те же казахские свадьбы, куда приглашается большое количество гостей, которые придерживаются родовых границ.

Казахи как этнос не делятся на роды, они состоят из родов. Будучи в истории кочевым народом, мы некогда выбрали в качестве оптимальной и наиболее отвечающей экономическому устою и среде родоплеменную структуру общества. Она опиралась на крепкую семью как единицу и точку отсчета. В течение долгих веков именно эта структура позволила казахам выживать, обеспечила рост популяции, сохранила нас в потоке истории. Да, надо признать, что в условиях, когда не работают социальные и кадровые лифты, механизмы кадровой ротации становятся непрозрачными, политически ангажированными.

Когда растут коррупция и непотизм, люди уходят в архаику, включают всевозможные имманенции. Зачастую таковой являются племя и род. Но явление это временное, и лечится оно большей степенью демократизации общества и реальной борьбой с коррупцией.

Более того, скажу прямо и однозначно: трайбализм в Казахстане связан с госаппаратом и проповедуется неконкурентоспособными чиновниками, а также аутсайдерами политических и кадровых битв.

Почему? Все очень просто. Государство, госслужба, доступ к бюджетным ресурсам стали самым прибыльным и важным бизнесом в стране. А поскольку это так, растет и всевозможная конкуренция за доступ к этому ресурсу.

Давайте легализуем все, сделаем все процедуры открытыми и гласными, тогда тень и криминал значительно уменьшатся! Не исчезнут совсем, не пропадут как явление, но значительно уменьшатся. Поэтому вторым рецептом против «трайбализма» можно назвать рыночные капиталистические отношения.

Молодые люди отходят от понятия трайбализма - им «болеет» возрастное население.

Надо сразу оговориться, что людям как биологическому виду свойственно делиться. Это природа человека, он привык выбирать, с кем ему комфортно, с кем он намерен конкурировать и кому противодействовать. Это не есть хорошо или плохо, это данность. Как и то, что казахи состоят и делятся на роды. Это не есть хорошо или плохо, это историческая, культурная, антропологическая и социологическая данность. Ее надо хорошо системно изучать, понимать и уметь с этим работать".

Трайбализм вечен

Казахские политологи: с трайбализмом в Казахстане бороться бесполезно

Политолог Данияр Ашимбаев отметил, что трайбализм относится к числу традиций, которые до сих пор сохранились в казахском обществе.

"Для большинства, и особенно для высшей элиты, это имеет большое значение. Для простых людей, которые являются частью одного жуза, очень важна сопричастность к какой-то определенной группе.

Важность родовых факторов объясняет, к примеру, ситуацию, почему люди не пошли на выборы акимов. Если один род занимает 40 процентов, а другой -  60, понятно, кто победит. Бороться с этим очень сложно», - говорит Ашимбаев.

Во времена Советского Союза с трайбализмом активно боролись, но он все равно реанимировался, племенная принадлежность адаптировалась и продолжала «свои игры по своим правилам».

Любой, кто заявит о войне по родовой принадлежности, ее проиграет.

В отличие от своего коллеги Ашимбаев не уверен, что урбанизация или растущая доля казахов среди населения искоренит подобную идентификацию. Более того, она может стать сильнее, даже если поменяет форму в целях адаптации.

Для казахского общества это одна из «вечных ценностей», и она будет существовать независимо от того, одобряют ее или нет".

Источник :

Реклама

Комментарии ()

    Написать комментарий

    Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены символом *

    Похожие материалы
    Монгольские истоки казахской кочевой культуры: Историко-культурный анализ
    3091 0
    Монгольские истоки казахской кочевой культуры: Историко-культурный анализ

    Кочевая цивилизация Великой степи, охватывающая территорию современного Казахстана, сформировалась в результате длительных этнокультурных взаимодействий. Однако именно в XIII–XIV веках под влиянием Монгольской империи и её наследников на территории будущего Казахского ханства произошёл качественный цивилизационный сдвиг.

    05 июня 2025
    История без мифов. Казахстанские историки о кочевниках и был ли Чингисхан казахом?
    4668 0
    История без мифов. Казахстанские историки о кочевниках и был ли Чингисхан казахом?

    Радик Темиргалиев и Жаксылык Сабитов рассказали о теме родов и племён у кочевников, об их интеллекте и культуре.

    02 мая 2025
    Религиозные взгляды Джучи-хана и его вероятное место захоронения
    5531 0
    Религиозные взгляды Джучи-хана и его вероятное место захоронения

    Джучи-хан – старший сын Чингисхана, сыграл важную роль в завоеваниях Монгольской империи и управлял западными территориями. Однако его внезапная смерть, а также отсутствие точных сведений о месте его захоронения породили множество гипотез.

    23 февраля 2025
    Чингисхан и Гитлер: генетическое и историческое наследие двух правителей
    5895 0
    Чингисхан и Гитлер: генетическое и историческое наследие двух правителей

    Исторические параллели и антитеза двух правителей.

    08 февраля 2025
    Монгольские истоки казахской кочевой культуры: Историко-культурный анализ
    3091 0
    Монгольские истоки казахской кочевой культуры: Историко-культурный анализ

    Кочевая цивилизация Великой степи, охватывающая территорию современного Казахстана, сформировалась в результате длительных этнокультурных взаимодействий. Однако именно в XIII–XIV веках под влиянием Монгольской империи и её наследников на территории будущего Казахского ханства произошёл качественный цивилизационный сдвиг.

    05 июня 2025
    История без мифов. Казахстанские историки о кочевниках и был ли Чингисхан казахом?
    4668 0
    История без мифов. Казахстанские историки о кочевниках и был ли Чингисхан казахом?

    Радик Темиргалиев и Жаксылык Сабитов рассказали о теме родов и племён у кочевников, об их интеллекте и культуре.

    02 мая 2025
    Казахи в составе Кокандского ханства: вхождение, этнический контекст и исторические последствия
    911 1
    Казахи в составе Кокандского ханства: вхождение, этнический контекст и исторические последствия

    Исторический фон, период нахождения казахов под властью Коканда, итоги и последствия.

    01 мая 2025
    Дугар Тапхаев: путь бурятского лидера между войной, изгнанием и памятью
    894 1
    Дугар Тапхаев: путь бурятского лидера между войной, изгнанием и памятью

    Герой или каратель: судьба Дугара Тапхаева (1884—1934).

    23 апреля 2025
    История
    Происхождение русских: антропологический взгляд Станислава Дробышевского
    1047 0
    Происхождение русских: антропологический взгляд Станислава Дробышевского

    В своей лекции «Происхождение русских» антрополог Станислав Дробышевский рассматривает формирование русского народа с точки зрения антропологии, генетики и истории. Приводим новейшие данные о генетической структуре русских популяций по регионам.

    19 апреля 2025
    Влияние монгольской экспансии XIII века на формирование татарской нации
    1105 0
    Влияние монгольской экспансии XIII века на формирование татарской нации

    Монгольская экспансия XIII века оказала глубокое влияние на формирование татарской нации, создав политические, социальные и культурные условия для консолидации тюркских и иных народов Поволжья.

    17 апреля 2025
    Статьи
    «Консервы» вечной мерзлоты: почему копальхен убивает приезжих, но даёт силу северным народам
    1115 0
    «Консервы» вечной мерзлоты: почему копальхен убивает приезжих, но даёт силу северным народам

    Почему северяне едят копальхен и не травятся? Смертельный эксперимент: трагедия советской экспедиции.

    12 апреля 2025