Ордынское наследие России и исторические реалии
24 ноября 2019, 15:07 4573 0
Битва двух орлов в Сибири, фото: sibirian.org.com
История не должна порождать раздоры, она должна объединять, а для этого необходимо признание Россией ордынского наследия. Российские историки уже признают, что Московское государство заимствовало от Золотой Орды основополагающие компоненты своей политики.
В этом году администрация Калужской области в общенациональном патриотическом контексте решило раскрутить тему придания официального статуса дате 11 ноября — Дню окончания стояния на реке Угре, с которым связано полное освобождение Руси от ордынского ига. Летом в Госдуму калужская власть подала законопроект о федеральном праздновании годовщин стояния на Угре, а осенью на берегах знаменитой реки запустили масштабный фестиваль, широко освещавшийся в местной прессе.
Сразу же последовала ответная реакция татарстанских учёных и политической элиты республики. Татарстанские специалисты считают своим долгом реабилитировать в общественном политическом сознании образ Золотой Орды.
Тем не менее губернатора Калужской области Анатолия Артамонова это не остановило. Он уже успел заявить, что идею региональных активистов поддерживает федеральный Центр.
Однако пресс‑секретарь президента России Дмитрий Песков на днях разъяснил, что Владимир Путин лишь «принял к сведению» предложение, но «не согласился с такой формулировкой», какую предлагают калужане.
Осторожность федеральной власти легко понять. При соблазне найти дополнительный повод для региональной гордости очень легко нажить раздоры на национальной почве в масштабе всей страны.
Сегодня историки всё больше склоняются к тому, что именно власть Орды, приведшая к синтезу традиций, породили «русский мир» как отдельную цивилизацию.
И сегодня надо честно признать, что русская власть Московии полностью заимствовала систему и политику от монгольских ханов.
Европейцы давно разобрались в том, к чему недавно пришли такие российские историки как Игорь Данилевский и Вадим Трепавлов. А именно — в том, что после Батыева нашествия, поражения русских войск на Калке (1223) и последующих поражений русских ратников в 1238 - 1240 годах монгольские ханы действительно обложили русские земли данью и назначали князей. Но в дальнейшем «иго» носило весьма своеобразный характер.
О чём идёт речь? Постараемся изложить тезисно.
— После покорения русских княжеств понятие «опустошительные набеги» утратило свой смысл. Это было завоевание без оккупации: ордынцы никогда не держали на Руси свои гарнизоны, русские вообще почти не контактировали с монголами, поскольку сбором дани для них занимались русские князья, коим на это выдавались так называемые «ярлыки». Контакты ограничивались, в основном, взаимодействием «верхов», элит.
— Не было глубокого осознания того, что над народом довлеют чужеродцы, наоборот, имели место торговля, союзничество, дружба, родство.
— Вся территория Золотой Орды была поделена на улусы, тогда как русские княжества оставались под властью своих исконных правителей.
— За долгие десятилетия ордынской власти не было ни одного восстания против неё самой, лишь изредка вспыхивали волнения против злоупотреблений, творимых самими князьями или откупщиками, собиравшими дань в русских городах. То есть народ если и восставал, то против ига своих, а не чужаков.
— Междоусобица русских князей явно доминировала над междоусобицей с монгольскими ханами.
— Историки отмечают дружеские отношения некоторых русских князей с монгольскими ханами, скажем, объявленного святым князя Александра Ярославича, который с Ордой сдружился, а с Западом воевал. По словам Льва Гумилева, «Александр приехал в орду Батыя, подружился, а потом побратался с его сыном Сартаком, вследствие чего стал сыном хана и в 1252 году привел на Русь татарский корпус с опытным нойоном Нэргуем».
По мнению многих историков, именно дружеские отношения Александра с Батыем, а позже с Сартаком и Берке, заложили основу развития Руси в русле монголо-татарском.
— Многие русские князья женились на принцессах из рода Чингиса, то есть входили в родственные отношения с завоевателями. По-монгольски их звали хуригэнами, то есть родственниками.
— В дальнейших монгольских захватах на равных участвовали русские и монгольские войска.
— Собираемая русскими князьями дань или десятина частично доставалась князьям, частично передавалась монгольским ханам.
— Даже в русских учебниках истории понятие «иго» ныне заменили на нейтральное понятие «системы зависимости русских земель от ордынских ханов». Но эта «зависимость» гораздо больше напоминала «союз», отношения «союзников», объединившихся для грабежа народа.
— Более того, освободившись от «зависимости», русские князья очень многое позаимствовали у Золотой Орды.
— Современные русские историки признают, что ордынское иго на Руси было несопоставимо менее тяжелым, чем пятисотлетнее османское иго на Балканах.
— По мнению Антона Горского, русские признавали легитимность «царской власти» ордынских ханов, считая её выше княжеской, что вело к отказу от сознательной борьбы против «сюзеренитета» ордынского хана вплоть до правления Ивана III.
— Историк Игорь Данилевский считает, что история России включает в себя не только историю Московского государства, но также и историю Золотой Орды.
— Само понятие «Россия» впервые официально появилось только при Петре I, который считал прежнее название — Московия — тёмным и мракобесным.
Кстати, последнее означает, что на протяжении более 200 лет после окончания «ига» (1480-й) и вплоть до правления Петра I Московия фактически была отделена первым «железным занавесом» от Европы, наследуя традициям Орды.
Какие это традиции?
— Деспотическая власть верховного правителя. Если до монгольского нашествия в некоторых крупных русских городах существовали вечевые собрания и выборные должности, то при ордынском владычестве русские элиты встроились в номенклатуру Монгольской империи, сверху донизу пронизанную «ярлычной» инвеститурой.
— Русские законы во многом стали наследием монгольской Великой Ясы, или уложения Чингисхана.
— Великое княжество Московское стало таким же осколком или наследником Золотой Орды, как Крымское, Казанское и Астраханское ханства.
— Московские государи наследовали административные методы ханов Золотой Орды, фактически они позаимствовали у своих предшественников технологию власти.
— Освободившись от ордынской зависимости не путём сопротивления или военных побед, а в результате внутренних раздоров внутри самой Золотой Орды, московские князья, используя тот опыт и учтя ошибки, постепенно подчинили себе разрозненные ханства, оставшиеся после распада Орды. Но, в отличие от монголов, захватывая новые земли, они вводили туда свои гарнизоны и безжалостно уничтожали повстанцев.
— Они тоже потом выдавали ярлыки на правление завоеванным правителям (в Москве их предпочитали называть грамотами), взимали ясак (натуральный налог) и брали аманатов (заложников). Так было удобнее управлять огромной завоеванной территорией. Ведь по историческим меркам Московское государство разрасталось стремительно — практически за век русские дошли до Тихого океана. Вот тут им и пригодились методы управления, оставшиеся от Орды.
— Древний термин «холоп» получил новое значение, став в том числе калькой с монгольского слова «барлак» (раб) — так называли себя подданные ордынских ханов, обращаясь к ним с просьбами.
— В организации военного дела московские князья очень многое позаимствовали у ордынских ханов.
— Языковеды отмечают множество тюрко-монгольских заимствований в языке, одежде и даже в кулинарии.
Но самое главное наследие той эпохи — русский самодержавный деспотизм, отдельные черты которого дожили до наших дней, став всецело ордынским наследием.
Кстати, при огромном количестве русских заимствований у Золотой Орды, историки отмечают отсутствие каких-либо обратных заимствований. Монголы если что и заимствовали, то, главным образом, у китайцев.
Сложилось устойчивое мнение, что именно власть Орды, приведшая к синтезу восточнославянской и монголо-татарской традиций, породили «русский мир» как отдельную цивилизацию, которая и есть главным культурным «сокровищем» России. В рамках подобной системы взглядов не было никакого ига — лишь свободный выбор отдельного от Запада пути развития, который стал «исключительным благом», ибо породил «Великороссию» и всю русскую культуру как особую цивилизацию.
Комментарии ()