Почему же Китай до сих пор терпит и не решается на силовое наведение порядка в Гонконге
07 декабря 2019, 14:30 1001 0
фото: china.org.cn
В Специальном административном районе Сянган (Гонконг) уже полгода продолжаются масштабные уличные акции. Начавшись летом с массовых мирных митингов против закона об экстрадиции, они вскоре переросли в невиданные в истории по ожесточённости погромы. 30-ти тысячный контингент полиции оказался неспособным пресечь протесты такого размаха.
Гонконг, бывший колонией Великобритании, был передан КНР в 1997 году, однако в течение полувека сохраняет автономию – там продолжают действовать собственные законы, финансовая и правоохранительная система. Полиция также действует самостоятельно, не подчиняясь напрямую приказам с материка.
После того как оппозиционеры стали массово применять "коктейли Молотова" и мешать работе транспорта, стали появляться слухи о том, будто Пекин отменит автономию Гонконга и введёт в город силовиков с материка. Почему же Китай до сих пор терпит и не решается на силовой разгон демонстрантов?
Этому есть вполне рациональные объяснения. Гонконг имел статус британской колонии с 1842 по 1997 годы. В 1997 году остров был передан Китаю в качестве «особого административного района» — с многочисленными оговорками, которые обязали Пекин сохранять его общественно-политический строй в течение 50 лет. Именно этот статус даёт возможность западным странам вмешиваться в дела бывшей колонии, тем самым влияя и на материковый Китай. Поэтому, формально «вернувшись в лоно родины», Гонконг так и не стал частью Китая, а его жители не ощутили себя китайцами.
За 155 лет нахождения в составе Британской империи в Гонконге фактически сформировался новый этнос — гонконгцы.
КНР проводит в Гонконге политику «ползучей политической экспансии» — с отжиманием прав коренных гонконгцев, с вмешательством в выборы главы региона, а также в независимую судебную систему. Всё это и стало причиной социального взрыва, выразившегося в виде массовых протестов, немыслимых в самой КНР, считают эксперты.
В Гонконге нынешний «Майдан» — это действительно народный протест. При этом он носит характер «торфяного пожара» — когда горит вроде бы везде, но при этом нет единого, центрального «очага возгорания».
За нынешними массовыми протестами стоят, прежде всего, те, кто в самом Гонконге недоволен грубым вмешательством властей КНР во внутренние дела «государства в государстве».
«Когда протесты неизбежно пойдут на спад и выдохнутся, за дело возьмутся китайские силовики. При наличии современных технологий им не составит труда вычислить всех зачинщиков протестов, а также наиболее активных их участников и иностранных «варягов», — считает востоковед Кирилл Котков - глава петербургского Центра изучения стран Дальнего Востока.
Ещё китайский полководец Сунь Цзы говорил: "Дождись пока враг сам успокоится, а потом заходи и уничтожай до последнего".
Комментарии ()