Какое решение примет Дональд Трамп против Ирана?
08 января 2020, 16:51 1808 0

фото: zolord.ru
В результате ракетных ударов Ирана по двум иракским базам, в которых размещены войска США, регион находится на грани еще одного полномасштабного конфликта.
Тегеран говорит, что это соразмерный ответ на убийство США иранского генерала Кассема Сулеймани менее недели назад. Это действие было беспрецедентным. Убийство военнослужащего вооруженных сил другого суверенного государства рассматривается в Иране как объявление войны.
Аналитики, спекулирующие на иранском ответе, склонны предполагать, что Иран не будет принимать прямые ответные меры, учитывая неравенство огневой мощи между США и Ираном. Но поток иранских ракет, нацеленных на американские войска в Ираке, предполагает, что иранское руководство не могло согласиться на что-либо меньшее, чем явный ответный удар.
Теперь у президента Дональда Трампа следующий ход. Ранее он написал в Твиттере, что готов нанести удары по 52 иранским объектам, включая культурные объекты (что, конечно, будет нарушением международного права и будет должным образом отклонено Пентагоном).
Удары США по иранским военным объектам, а также по ядерным объектам вполне вероятны. Неустойчивое поведение Трампа и игнорирование последствий его действий не сулят ничего хорошего для рассчитанного и взвешенного ответа.
Кроме того, поражение иранского режима открыто обсуждалось в коридорах Белого дома с тех пор, как Трамп вступил в должность и объявил, что он разорвёт ядерное соглашение 2015 года, которое его предшественник подписал с Ираном. Смена режима в Иране остается невысказанной целью в расчетах США.
Администрация США также лоббировала Израиль и Саудовскую Аравию, чтобы они предприняли решительные действия против Ирана. Оба государства призывают Вашингтон нанести удар по Ирану, пока не станет слишком поздно, то есть до того, как Иран создаст ядерную бомбу. Со своей стороны, Иран настаивает на том, что он не преследует ядерную бомбу, несмотря на то, что он отказывается от соглашения 2015 года, которое было разработано, чтобы предотвратить это в конечном итоге после того, как Трамп отошел от соглашения в 2018 году.
В течение срока полномочий Трампа и намного больше сразу после убийства США Сулеймани и возмездия со стороны Ирана существенный импульс для полномасштабного конфликта. Ирония заключается в том, что президент Трамп вел кампанию по извлечению Соединенных Штатов из войн на Ближнем Востоке. Теперь он находится на грани начала нового. Но никто, кажется, не знает, чего эта война должна достичь для Соединенных Штатов, кроме очевидного наказания и унижения более слабого государства.
Это война, которая просто породила бы дальнейшую антипатию и негодование по отношению к Соединенным Штатам по всему Ближнему Востоку. В это трудно поверить, но Вашингтон, похоже, не замечает уроков истории и своего опыта в регионе.
Другая война на Ближнем Востоке будет иметь разрушительные последствия для региона. Учитывая важность ископаемого топлива на Ближнем Востоке для мировой экономики, война с участием Соединенных Штатов и Ирана будет иметь серьезные глобальные последствия. Можно ожидать, что крупные мировые державы будут стремиться к снижению напряженности. Европа, Россия и Китай не заинтересованы в очередной войне. На самом деле все призвали к спокойствию.
У России и Китая также есть своя программа борьбы с гегемонией США, и они нашли в Иране готового регионального партнера. Совместные военно-морские учения в Оманском заливе, проведенные Ираном, Россией и Китаем всего две недели назад, стали кульминацией многолетнего совпадения их антиамериканских интересов.
Но что могут сделать Россия и Китай, кроме призывов к спокойствию? Ни один из них не имеет альянса в области безопасности с Ираном и вряд ли будет втянут в открытый конфликт с Соединенными Штатами. Они могут дружить с Ираном, но не готовы рисковать всем.
Это в основном дает президенту Дональду Трампу карт-бланш на то, что он делает по своему усмотрению. Будем надеяться, что он сочтет нужным отступить от края.
Профессор Шахрам Акбарзаде - организатор форума по изучению Ближнего Востока в ADI, Университет Дикина, Австралия.
Комментарии ()