30 мая Бурятии исполнилось 95 лет
01 июня 2018, 00:22 1814 0
фото: my-buryatia.ru
Вчера Глава Бурятии Алексей Цыденов поздравил земляков с этой датой.
- Уважаемые жители Бурятии, дорогие земляки! От имени правительства и от меня лично примите искренние поздравления со знаменательной исторической датой – 95-летием со дня образования республики, – отметил он и повторил то же самое на бурятском языке. - Наш любимый край, находясь на стыке Европы и Азии, имеет богатую историю. Здесь гармонично переплетаются разные культуры и религии. В Бурятии вековые традиции гостеприимства дают прочную основу для развития и добрососедства, делают наш единый народ и нашу землю сильнее. Мы с глубоким уважением чтим свою историю. О дне образования республики и условиях, в которых она возникла, должен знать каждый".
Глава напомнил, что в прошлом году в Бурятии появился новый праздник – День республики, который отныне будет отмечаться ежегодно. В апреле этого года президент России Владимир Путин подписал указ о праздновании векового юбилея Бурятии в 2023 году.
Необходимо вспомнить истоки и предысторию этого события.
Официальная история становления национальной государственности бурят-монгольского народа начинается с создания Бурят-Монгольской Социалистической Советской Республики, однако до нее действовали ранее созданные Бурят-Монгольские автономные области в составе Дальневосточной Республики и Российской Советской Федеративной Социалистической Республики.
В марте 1920 г. на всем протяжении от Байкала до Тихого океана существовало многовластие. В Западном Забайкалье действовало Временное Верхнеудинское правительство, в Благовещенске Амурской области - большевистский Временный исполком Совета рабочих, крестьянских, солдатских и казачьих депутатов, в Приморье - Временное правительство (Приморская областная земская управа) с центром во Владивостоке. В Чите по-прежнему власть принадлежала атаману Семенову, которого поддерживали японские власти. Каждое из перечисленных правительств по-разному представляло дальнейшее развитие государственности в Забайкалье.
Советское государство было заинтересовано в создании буферного государства на востоке.
21 апреля 1921 г. постановлением Правительства ДВР была создана Бурят-Монгольская автономная область. Агинский и Чикойский аймаки этой автономной области впоследствии вошли в образованный Агинский Бурят-Монгольский национальный округ. Вся территория, занятая бурятами, выделялась в Бурят-Монгольскую автономную область, которая получила самостоятельность в деле организации суда, административно-хозяйственной и культурно-национальной жизни. Специально созданная комиссия устраняла чересполосицу и регулировала земельные отношения бурят с русским населением.
Согласно Конституции ДВР, «всем туземным народностям на территории республики предоставлялось право на широкое самоопределение», то есть вся территория, населенная бурят-монголами, выделялась в Бурят-Монгольскую автономную область, подчиняясь общим законам республики, ее население в пределах автономии было самостоятельно в сфере судопроизводства, административно-хозяйственной и культурной жизни.
14 ноября 1922 г. Народное собрание обсудило вопрос о дальнейшей судьбе ДВР и единогласно приняло постановление о самороспуске, воссоединении с Советской Россией и создании Дальневосточного ревкома.
Территория области на момент создания, по материалам районирования, составляла 101 677 кв. верст, на ней проживало 180163 человека. Население области в основном состояло из коренных жителей - бурят (70 %), русских (около 30 %) и других народов. Основной хозяйственной деятельностью населения области было земледелие и скотоводство.
С окончанием Гражданской войны и воссоединением Дальнего Востока с Российской Федерацией в ноябре 1922 г. были созданы необходимые условия для объединения двух автономных областей бурят-монголов. По окончании Гражданской войны, экономическая, социальная и политическая системы РСФСР оказались в тяжелейшем кризисе. В этом отношении 1920-е гг. можно оценивать как сложный и противоречивый этап истории страны. Экономика Бурят-Монголии находилась в катастрофическом состоянии.
Почти одновременно вопрос о создании Бурят-Монгольской АССР посредством объединения Бурятских автономных областей РСФСР и ДВР был поставлен Бурят-Монгольским ревкомом автономной области ДВР. 23 декабря 1922 г. участники расширенного совещания Бурят-Монгольского ревкома высказались за объединение областей в единую автономную республику с центром в Верхнеудинске. На заседании ревкома были сформулированы конкретные предложения, касающиеся формирования территории будущей автономной республики и определения ее границ.
Однако помимо сторонников, у бурятской автономии было немало противников, главным образом, в Дальбюро ЦК РКП(б) и в партийно-хозяйственном руководстве соседних регионов. Вопрос объединения автономных областей вызвал категорические возражения Дальневосточного бюро ЦК РКП(б), выступившего против объединения автономных областей в Бурят-Монгольскую республику, и Сибирского бюро ЦК РКП(б), считавшего объединение преждевременным. Но, несмотря на позицию региональных партийных органов, выступивших против идеи объединения автономных областей в республику, лидеры бурятских коммунистов М. Н. Ербанов, М. И. Амагаев, В. И. Трубачеев, И. С. Архинчеев, А. А. Маркизов и другие убедили высшее руководство РСФСР в актуальности создания единой Бурят-Монгольской АССР.
На фото: член реввоенсовета СССР Семен Буденный посетил стекольный завод и выступил перед рабочими. Слева Амагаев, справа Ербанов.
В 1922 г., накануне объединения двух бурятских автономных областей в республику, М.Н. Ербанов и М.И. Амагаев писали:
…Нужно отметить очень крепкие этнографические и культурно-бытовые связи бурят Забайкалья с родственными ими по языку и прошлому монголоязычными массами Восточной и Центральной Азии. Это племенное и религиозное родство делает из бурят при известных условиях незаменимых проводников советского влияния, прежде всего, в соседней Монголии…».
Строительство бурятской национально-территориальной автономии на пограничье Центральной Азии виделось большевиками как важный компонент внешнеполитического влияния на азиатские народы.
В ноябре 1922 г. М.И. Амагаев писал в своем докладе о состоянии бурятского народа:
…Процесс вымирания не принял массового характера, но все же он определенно наметился. Ближайшие перспективы развития бурятского населения довольно мрачны. Одна из сторон европейской культуры… нашла крайне благоприятные условия распространения и приняла катастрофический характер - это социальные болезни».
На этой же проблеме заострял внимание заместитель наркома здравоохранения БМАССР В.Н. Жинкин. Об этом же еще в имперский период писали сибирские «областники». В первую очередь обосновывалась необходимость выяснения причин катастрофически низкой рождаемости у бурят (3,6 на 1000 населения).
30 мая 1923 г. Президиум ВЦИК РСФСР, рассмотрев проект решения об объединении Бурят-Монгольских автономных областей, принял постановление: «1) объединить в одну Бурят-Монгольскую Социалистическую Советскую Республику автономные области бурят-монгол Сибири и Дальнего Востока с центром в г. Верхнеудинске...».
Таким образом, постановление ВЦИК об объединении Бурят-Монгольских автономных областей явилось правовым актом, юридически закрепившим образование Бурят-Монгольской Автономной Советской Социалистической республики, и позволило начать практическое осуществление объединения двух автономных областей в единую республику.
Следует отметить, что в 1924–1925 гг. всерьез прорабатывались планы создания Ленско-Байкальской области, на основе экономического районирования включавшей в себя территории БМАССР, Иркутской и Забайкальской губерний. Угроза трансформации молодой республики в часть экономического мега-региона на скромных правах округа объясняет скорость, с которой руководство Бурят-Монгольской АССР задействовало все возможные рычаги воздействия на ситуацию.
Комментарии ()