История забайкальского чабана: "Тянет меня к себе земля, и я к ней тянусь" (видео)

01 июня 2018, 11:11 2162 0 Автор: Золотая Орда

История забайкальского чабана: «Тянет меня к себе земля, и я к ней тянусь» (видео)

фото: currenttime.tv

Представляем вашему вниманию передачу телеканала "Настоящее Время" (currenttime.tv) про жизнь забайкальского чабана.

В Забайкальском крае среди бескрайних степей на стоянке в поселке Новая Заря живет чабан Даба Цыбенов. Он с утра до вечера заботится о лошадях, коровах, овцах и козах, и говорит, что никогда не мечтал о другой жизни.

История забайкальского чабана: "Тянет меня к себе земля, и я к ней тянусь"

Дабе Цыбенову 52 года, он родился в юрте рядом со стоянкой. Тогда стоянка принадлежала его бабушке, а потом все перешло маме.

История забайкальского чабана: "Тянет меня к себе земля, и я к ней тянусь"

После школы Даба ушел в армию, а в 1986 году поехал поступать в Хабаровский институт физкультуры: он борец, занимался вольной борьбой и самбо. Закончил его в 1990 году, пять лет проработал учителем физкультуры, а потом, когда его мать вышла на пенсию в 1995 году, окончательно ушел в чабаны и из города вернулся с семьей в родные места.

"По обычаю, когда родился ребенок, закапывали пуповину в том месте, где родился. Я родился тут, в юрте, – показывает Цыбенов на окрестности стоянки. – И это связывает меня со своей землей. Тянет меня земля, и я к ней тянусь".

Даба говорит, что никогда не пожалел о своем решении. Во-первых, ему удалось сохранить стоянку, когда колхоз, на чьих землях она находилась, окончательно развалился. Во-вторых, в школе, как и по всей России, в те годы были тяжелые времена и перебои с зарплатой: на одну зарплату учителя прокормить семью было невозможно. А Даба хотел помогать еще и младшим братьям и сестрам, которые жили в городе.

История забайкальского чабана: "Тянет меня к себе земля, и я к ней тянусь"

Став чабаном, по его словам, он получил возможность это сделать.

"Раньше, в советские времена, отношение к чабанскому труду было другое. Люди говорили: учиться не будешь, будешь чабаном", - рассказывает Даба, - Но сегодня, по его словам, отношение к чабанскому труду в России поменялось: люди видят, что чабаны живут свободно и при этом не бедствуют".

На стоянке вместе с Дабой живет его жена Валентина, ее пожилой отец, сын Цыбенова, три помощника и множество животных: лошади, коровы, овцы и козы. Работы в хозяйстве хватает на всех. Цыбенов и остальные с раннего утра до позднего вечера заботятся о скоте, объезжают отары овец и стада коров. Сами ремонтируют технику, варят, клепают, косят, грузят.

История забайкальского чабана: "Тянет меня к себе земля, и я к ней тянусь"

В забайкальской степи сильные ветра, из-за чего на стоянке часто бывают перебои с электричеством: тогда хозяева пользуются газом. Последние 20 лет в тех местах также стоит устойчивая засуха, а животных надо накормить и напоить.

В чем секрет работы чабана?

"Кормить надо хорошо, пасти. Ну и, конечно, какую-то любовь надо, наверное, иметь", - очень просто отвечает на этот вопрос Даба. Он признается, что главная его любовь - лошади. Он с раннего детства скакал по степи на чужих лошадях, но все это время сохранял мечту о своих. Теперь у него собственный табун, которым он любуется регулярно участвует с ним в соревнованиях.

Но самое главное, говорит Даба, – то, что он "сам по себе, абсолютно свободный", у него нет начальства. Чабан говорит, что встает, когда захочет, и засыпает, когда захочет, у него неограниченный рабочий день и неограниченный отпуск. Правда долго отдыхать ему не позволяют животные – главные в его жизни.

По национальности Цыбенов бурят. Сам он, правда, о себе говорит, что он из тех бурятов, которые живут вне Бурятии, но при этом поддерживают народные традиции: готовят национальные блюда и с удовольствием носят красочные бурятские костюмы. А его жена Валентина во время застолья с удовольствием поет бурятские песни.

 

 

© Настоящее Время. Все права защищены

Источник :

Реклама

Комментарии ()

    Написать комментарий

    Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены символом *

    Похожие материалы
    Чья историография управляет прошлым Монгольской империи? Битва за нарратив в мировой науке
    109 0
    Чья историография управляет прошлым Монгольской империи? Битва за нарратив в мировой науке

    Борьба за прошлое Монгольской империи сегодня ведётся в академическом поле — тот, кто овладеет языком международной науки, получит право редактировать её историю.

    14 декабря 2025
    Вера и власть: как монголы относились к христианству на Руси
    633 0
    Вера и власть: как монголы относились к христианству на Руси

    Монгольская «интеллектуальная империя» строилась не только на мечах, но и на идеях.

    24 октября 2025
    Джунгарский миф: война, память и политика в истории Казахстана
    833 1
    Джунгарский миф: война, память и политика в истории Казахстана

    Разрушая миф: что на самом деле стояло за казахско-джунгарским противостоянием.

    12 октября 2025
    История о Джучи, Чингисхане и расколе в семье
    2921 0
    История о Джучи, Чингисхане и расколе в семье

    О том, как сын Чингисхана Джучи поссорился со своим отцом, и чем это обернулось для всей империи.

    31 августа 2025
    Тени прошлого и образы будущего: Формирование национальных мифов на постсоветском пространстве
    26 0
    Тени прошлого и образы будущего: Формирование национальных мифов на постсоветском пространстве

    О формировании национальных мифов постсоветских государств после распада СССР через призму конструирования идентичности и легитимации власти.

    Вчера
    Чья историография управляет прошлым Монгольской империи? Битва за нарратив в мировой науке
    109 0
    Чья историография управляет прошлым Монгольской империи? Битва за нарратив в мировой науке

    Борьба за прошлое Монгольской империи сегодня ведётся в академическом поле — тот, кто овладеет языком международной науки, получит право редактировать её историю.

    14 декабря 2025
    Этническая идентификация казахов по субкладам гаплогруппы Y-хромосомы C2
    229 0
    Этническая идентификация казахов по субкладам гаплогруппы Y-хромосомы C2

    Статья 2025 г. А.М. Тюрина устанавливает, что монгольский компонент в генофонде казахов имеет исключительно ойратское (западномонгольское) происхождение, а не халхаское, и объясняет это социальным механизмом добровольного перехода ойратских родов в казахские общины.

    13 декабря 2025
    Статьи
    Монгольское завоевание Хорезма: Столкновение двух миров
    241 0
    Монгольское завоевание Хорезма: Столкновение двух миров

    О том, как завоевание Хорезма монголами стало точкой цивилизационного разрыва, прервавшей его взлёт и переписавшей будущее региона.

    09 декабря 2025
    Институт родовых земель в современной России: возрождение древних границ
    236 0
    Институт родовых земель в современной России: возрождение древних границ

    Проблемы и перспективы института территорий традиционного природопользования в российском праве.

    06 декабря 2025
    Русский улус Золотой Орды: новая оптика российской истории
    310 0
    Русский улус Золотой Орды: новая оптика российской истории

    Согласно исследованиям В.В. Трепавлова, Русь XIII–XV веков являлась не вассалом, а внутренним «Русским улусом» Золотой Орды, будучи частью её административной, военной и фискальной систем.

    06 декабря 2025
    Статьи
    Монголия сегодня: между ресурсным бумом, реформами и политической нестабильностью
    251 0
    Монголия сегодня: между ресурсным бумом, реформами и политической нестабильностью

    2025 год стал для этой уникальной страны годом резких контрастов.

    29 ноября 2025