Монголия - лидер в «рейтинге демократии» среди стран Центральной Азии
22 января 2020, 22:37 2356 0
фото: forfun.com
Монголия заняла 62 место из 167 стран мира в ежегодном «Индексе демократии» за 2019 год, который ежегодно составляет британская исследовательская организация The Economist Intelligence Unit. Россия своё 134 место разделила с Конго.
Исследователи считают, что до 2024 года в России не произойдёт смены власти, сохранятся напряжённые отношения с Западом и продолжится действие санкций.
Лидерами «рейтинга демократии» стали Норвегия, Исландия, Швеция, Новая Зеландия и Финляндия. США на 25 месте, Китай на 153.
В самом конце списка - Чад, Сирия, ЦАР, КРД и КНДР.
Среди стран Центральной Азии места распределились следующим образом.
- Кыргызстан - 101 место,
- Казахстан - 139,
- Узбекистан - 157,
- Таджикистан - 160,
- Туркменистан - 162
Индекс демократии — классификация 167 стран мира по уровню развития демократии в них, составляемая британской компанией Economist Intelligence Unit.
При составлении классификации индекса демократии учитываются 60 разных показателей, сгруппированных по 5 категориям: выборы и плюрализм, гражданские свободы, деятельность правительства, политическая ангажированность населения и политическая культура. Впервые индекс был составлен в 2006 году, дополнялся в 2008, 2010 и последующих годах. Для просмотра информации за 2015 год требуется регистрация, доступ к более ранним версиям — полностью открытый.
Почему демократия стала основным атрибутом Монголии
Современная Монголия - это государство, активно развивающееся благодаря открытой экономике и иностранным инвестициям в ее горнодобывающую отрасль. Начиная с 2012 г., она демонстрирует стабильный прирост ВВП, достигающий 14% в год.
Демократия стала основным атрибутом Монголии, наряду с кочевой цивилизацией.
Современная Монголия выступает как исторический преемник Великого монгольского государства времён Чингисхана, а сам Чингисхан выступает как основатель монгольской демократии.
Распространение идей демократии в её либеральном варианте - это миссия, которую выполняют и монгольские вузы. Конференции, школы и семинары, формирующие представление о монгольской демократии как особом пути, являющемся продуктом кочевой ментальности, ежегодно проводятся в Улан-Баторе.
Формируется статус Монголии как идеологического ориентира в регионе.
«В Казахстане, России, Китае, почти во всех странах Центральной Азии президенты и их сторонники любят утверждать, что демократия, как форма правления, не подходит менталитету народов региона. Тем самым они отказывают своим народам в праве выбора. Монголия помогает преодолеть стереотип, что демократия - это понятие, присущее только Западу», - сказала госсекретарь США Хилари Клинтон во время своего визита в Монголию.
Как утверждает американский исследователь А. Кэмпи: «Монголия стала эталоном демократии в Центральной Азии».
На уровне повседневности демократия связывается с кочевым наследием и идеей курултаев (племенных советов) эпохи Средневековья. Генеалогию этого явления принято выводить со времён Великого хурала (курултая), избравшего Тэмуджина великим ханом, который получил имя Чингисхан. Был разработан образ родины Чингисхана и аутентичной номадной цивилизации, в основе которой лежат вольное скотоводство и демократия.
Сегодня кочевая цивилизация - это уникальный способ существования человека, а также особая культура и философия, основанная на бережном отношении человека к природе и противопоставляемая аграрному и индустриальному миру. Ядром данной цивилизации принято считать Монголию. Российские субъекты Тува и Бурятия являются в данной концепции периферией, утратившей изначальные коды, поэтому активно их восстанавливающей.
В этих условиях происходит экспорт идей кочевой цивилизации из Монголии как некоего особого уклада, характерного для всех монгольских и тюркских народов.
В основе концепции кочевой цивилизации лежит философия тэнгэрианства - почитание неба. Нарратив тэнгэрианства прослеживается в большинстве публикаций в СМИ, транслирующих идеи монгольской кочевой цивилизации:
«Жить по законам неба - значит жить в гармонии с природой. Это непреложный закон степняков... Стремление нанести минимальный ущерб природе выражается как в психологии монголов, так и в способах вести домашнее хозяйство, а также в рационе народной кухни. Лес в Монголии не подвергается столь варварскому уничтожению, как у нас, по вине двуногих хищников... В Монголии развита охота на волков. Тем не менее прагматизм у монголов сочетается поразительным образом с бережным почитанием культа волков как мифических небесных псов, благородных, сильных, беспощадных к предателям, признающих волю вожаков».
Комментарии ()