Отношения «нагаса – зээ» у бурят

17 июня 2018, 22:50 6154 0 Автор: Золотая Орда

Отношения «нагаса – зээ» у бурят

картина: fact.mn (буриадууд)

Современная антропология утверждает, что родство это не только факт биологического происхождения, а скорее процесс возникновения некой общности.

У монгольских народов отношения между дядей с материнской стороны и сестриными детьми ярко выражен и очень важен в родственных связях. Данные этимологического словаря алтайских языков под редакцией Старостина (2003) показывают, что во всех диалектах монгольского языка дядя со стороны матери называется «нагаса», а дети сестры – «зээ». Составители словаря также считают, что термин «нагаса» был заимствован в ряд тюркских языков из монгольского языка.

Вся группа родственников со стороны матери называется нагасанар, хотя конкретная спецификация степени родства с ними обозначается терминами, заимствованными от патрилинейного родства: так нагаса аба (отец матери, он же и отец дяди по материнской линии) произошло от аба (отец), нагаса эжи (мать матери, она же и мама дяди по материнской линии) как производное от эжи (мама).

Отношения «нагаса – зээ» у бурят

Нормы обычного права монголов «Их Цааз» (в переводе С. Дылыкова 1981), составленные в 1640 году, также регулировали конфликтные отношения между нагаса и зээ и степень имущественной ответственности нагаса перед племянником. Например, нагаса не должен платить по долгам племянника третьим лицам (статья 194); или, если зээ украдет у нагаса что-либо, нагаса не должен наказывать племянника, но племянник зээ, в свою очередь, был обязан возместить урон нагаса и т.д. С другой стороны, нагаса должен был помогать и содержать своих племянников, если последние попадали в бедственное положение.

Например, существовала такая норма:

«Чей-либо сын не должен иметь долговых счетов с родственниками по матери, если племянник что-либо украдет у родных по матери, то штрафу не подвергается, а только обязан платежом… Если племянник по женской линии, отправляясь к родным по матери, попросит у них что-либо, а родные по матери, имев возможность, не исполнят его просьбы, … то, …если племянник захватит у родных по матери необходимый ему скот, в вину и штраф это не ставится» (цит. по Косвен 1948:28).

Монгольские традиции требуют почтительного отношения к нагаса, племянник зээ должен был оказывать почет нагаса и уважать его собственность, что, однако, не освобождало нагаса от ответственности (в том числе и материальной) за судьбу своих зээ.

В мировосприятии бурят очень сильна модель родственных связей, и для них характерно осмысление социальных отношений через аналогии с родственными и земляческими отношениями.

Термины родства «нагаса» (дядя с материнской стороны) и «зээ» (сестрины дети) у бурят используются в более широком понимании, нежели биологическое кровное родство.

Бурятские традиции требовали, чтобы наряду с предками по мужской линии также полагалось знать девять поколений предков по материнской линии (юhэн нагаса). А во всех ритуалах жизненного цикла (сватовство, свадьба, милан и похороны) родственникам со стороны матери (нагасанар) отводилась особая почетная роль.

У бурят наследство (скот, имущество) переходило только от отца к сыну, материнский род оказывался как бы чужим, но это отчуждение компенсировалось эмоциональной связью между племянниками и материнским родом, которое проявлялось в особых ритуалах, в символических дарах-откупах и т.д.

Как зээ следует почитать нагаса и как должен нагаса относиться к своему зээ?

Например, если нагаса приезжает в гости к зээ, племянник должен посадить его на самое почетное место (Нагасын hуури дээгүүр - место нагаса почетно); делить лучшую еду с дядей (Нагасынгаа дэргэдэ дала мулжэжэ болохогүй - рядом с нагаса не должно есть баранью лопатку); прислушиваться к мнению нагаса (Нагасын үгэ хундэтэй - слова нагаса весомы).

Отношения «нагаса – зээ» у бурят

Отдельная группа моральных предписаний оговаривала участие племянника зээ в похоронах нагаса. Как представитель другого рода (или «кости») племянник не должен был прикасаться к телу (умершего) нагаса (Нагасынга яhанда гар хурэхэ үгы) и не участвовать в его переодевании. Это была прямая обязанность детей нагаса провести всю церемонию захоронения (Нагасынгаа худөөлүүлгэдэ хүүр ошохо үгы - не ездить на кладбище хоронить нагаса).

Разные поэтические формы приветствия магталы взывают нагаса к щедрости и милости по отношению к детям сестры (алтан хайратай нагаса, зээнэртэй бэлэгэй далай - золотой милостивый нагаса словно океан подарков для зээ), желают ему здравствовать (ами наhанда жаргалтай ябыт, айя хайрата нагаса - будьте счастливы и благополучны в этой жизни, драгоценный и милостивый нагаса) и т.д.

Нагаса мог выступать и как родственник, дарующий блага и защиту, и как человек, облеченный правом наказать и проклясть непослушного племянника.

Прогневить нагаса значило прогневить защитников всего материнского рода и подвергнуть себя двойным напастям, неминуемой каре (Нагасада гар хурөө hаа, hалга болохо - коль на нагаса руку поднял, то пусть отсохнет рука) и даже проклятию (нагасын харал хүндэ - проклятие нагаса особо тяжко).

Нормы обычного права хоринских бурят (Обычное право хоринских бурят 1992), как и вышеупомянутые нормы обычного права монголов (Их Цааз), также декларировали ответственность нагаса за детей незамужней сестры: нагаса должен был усыновить ребенка или найти ему/ей приемных родителей, в случае если новый муж сестры отказывался брать ребенка в свою семью.

Племянники зачастую рассматривали нагаса как родственника, который был просто обязан им помогать, иначе это воспринималось как обида, несправедливость и непристойное поведение для нагаса, которого в этом случае общество должно порицать (Нагаса зээнэрээ гомодхоохо ёhо үгы - нагаса не должен обижать детей сестры).

Вариативное использование отношений «нагаса-зээ» в вышеупомянутых случаях подтверждает чрезвычайную важность у бурят родственных социальных связей. Оно говорит о том, что мировосприятие бурят проявляется через родственные категории.

Источник : zolord.ru

Реклама

Комментарии ()

    Написать комментарий

    Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены символом *

    Похожие материалы
    Цыбен Жамцарано: история жизни
    335 0
    Цыбен Жамцарано: история жизни

    Сложившаяся ситуация направила некоторых бурятских интеллигентов на поиск других путей своей свободы.

    16 февраля 2024
    Казахстан выбрал Улус Джучи – осколок Великой Монголии, в качестве великого государства прообраза
    681 0
    Казахстан выбрал Улус Джучи – осколок Великой Монголии, в качестве великого государства прообраза

    Казахстанские историки намерены развернуть большую исследовательскую работу по изучению Улуса Джучи.

    13 января 2024
    Последний набег Золотой Орды на Москву
    551 0
    Последний набег Золотой Орды на Москву

    Окрепшее Московское княжество, пользуясь распрями и смутой среди монгольских ханов, вот уже с 1395 года не платит дань. Но всё изменилось в 1408 году.

    21 декабря 2023
    Древние компоненты и недавняя экспансия в сердце Евразии: новые данные о филогении Y-хромосом из Центральной Азии
    1579 0
    Древние компоненты и недавняя экспансия в сердце Евразии: новые данные о филогении Y-хромосом из Центральной Азии

    Откуда возникли разные отцовские линии в Центральной Азии за последнюю тысячу лет, которые привели к увеличению населения и заложили основу её современного населения.

    15 августа 2023
    О начальном этапе происхождения тюрков и их ДНК
    359 0
    О начальном этапе происхождения тюрков и их ДНК

    Где находится изначальная родина тюрков? Кем были древние тюрки, монголоидами или европеоидами?

    22 февраля 2024
    Цыбен Жамцарано: история жизни
    335 0
    Цыбен Жамцарано: история жизни

    Сложившаяся ситуация направила некоторых бурятских интеллигентов на поиск других путей своей свободы.

    16 февраля 2024
    «Центральная Азия: от века империй до наших дней»
    316 0
    «Центральная Азия: от века империй до наших дней»

    Колониальный порядок Российской империи в Туркестане.

    12 февраля 2024
    Борьба Чингисхана за образование Великого Монгольского государства
    359 0
    Борьба Чингисхана за образование Великого Монгольского государства

    Чингисхан преодолел тяжёлый путь вооружённой борьбы для объединения монгольских племён.

    11 февраля 2024
    Статьи
    Екатерина II как воплощение Белой Тары: обожествляли ли буряты Романовых?
    378 0
    Екатерина II как воплощение Белой Тары: обожествляли ли буряты Романовых?

    Николай Цыремпилов - ассоциированный профессор Назарбаев университета, на основе сопоставления и анализа документальных, нарративных и фольклорных источников на бурятском, русском и тибетском языках внёс ясность в этот вопрос.

    05 февраля 2024
    Статьи
    Бурятские шахматы «шатар»: история, правила и современность
    536 0
    Бурятские шахматы «шатар»: история, правила и современность

    Буряты жадно любят эту игру, в которой побеждает преимущество интеллекта.

    31 января 2024