Бурятская свадьба в Хулунбуире КНР (фото)
09 июля 2018, 01:33 6418 0
фото: wxnmh.com
Кочевое скотоводство на протяжении веков было не только укладом экономики, но и образом жизни бурят. Вплоть до 20-х гг. ХХ в. борзинские и агинские буряты кочевали со своим скотом, нередко уходя на монгольские и китайские территории во время смены летних и зимних стойбищ.
Основные откочевки борзинских и агинских бурят в Китай произошли в 1918 - 1922 и 1929 - 1931 гг. в связи с проводившейся советской властью политикой раскулачивания и репрессий по отношению к зажиточным слоям бурятского общества. А в те годы, в Забайкалье, практически каждая бурятская семья была зажиточной. Эту особенность бурят еще в XVIII - XIX вв. подмечали русские путешественники, об этом всегда знали соседи - халха-монголы.
Еще до революции ликвидация степных дум и реорганизация права владения землей, а также колонизация Восточной Сибири крестьянами из западной части империи ухудшили экономические условия бурят. Дошло до того, что восточные буряты были вынуждены арендовать свои родовые земли у казаков.
Ситуацию обострили дополнительные налоговые сборы и мобилизация на тыловые работы в район Архангельска во время Первой мировой войны. Революция, интервенция и гражданская война усилили миграционные тенденции на приграничных территориях.
Сегодня буряты в КНР проживают в трех сомонах: Шэнэхэн Баруун, Шэнэхэн Зуун, Мунгэн Шулуун, в составе Эвенкийского хошуна Хулунбуирского аймака АРВМ.
Граница отъединила их от материнского этноса. В результате сформировалась структурированная община - «шэнэхэнские буряты»: с четкой внутренней организацией, системой власти, контроля, санкций, с минимальной открытостью принимающему обществу. Самодостаточная, с точки зрения экономической специализации. Культурно отъединенная от принимающего общества бурятским языком, системой родовых связей, обычаями, праздниками и традициями. Достаточно крупная для того, чтобы поддерживать структуру социальности - от внутренних браков до языка, образования и власти. Она опиралась на память об «исторической родине» и осознание себя ее «осколком», оторвавшейся частью бурятского народа.
Бурятская свадьба до сих пор сохраняет свои древние обычаи и традиции кочевников, придает большое значение этикету и правилам, и делится на несколько этапов.
До объявления родственникам о своём решении, жених и невеста обращаются к ламе-астрологу, который вычисляет, подходят ли они друг другу. Если нет, то в дацане заказывается молебен, чтобы небеса дали благословение. Затем назначается наиболее благоприятная дата сватовства (хадаг табилга). Поскольку сватовство предполагает обмен подарками, заранее согласовывается сколько людей едет.
В назначенный день, представители семьи жениха приезжают в дом невесты. Машину нельзя ставить прямо напротив входа во двор - так выносят мертвецов. Гостей никто не встречает. Они заходят в дом невесты «нара зуб» - то есть по ходу солнца, и без приглашения.
В первую очередь, переступив порог дома, гости преподносят хадак бурхану, к домашнему алтарю, выражая почтение и уважение. Помолившись, родственники с обеих сторон усаживаются за накрытый стол. В процессе застолья знакомятся и договариваются о времени года, когда предполагается сыграть свадьбу (окончательную дату утверждают в дацане), о количестве гостей, а на бурятской свадьбе их может быть 500-700 человек. Эти вопросы очень важны. Долго засиживаться во время сватовства не принято. В среднем беседуют 2-3 часа, после чего надо уезжать.
Итак, назначенный день наступил. Невесте помогают одеться подружки, традиционным нарядом является шёлковый халат. Халат может быть наброшен на плечи поверх платья, так отдаётся дань уважения прошлому и дань моде. Невеста садиться в машину и свадебный кортеж мчит её к будущему мужу.
Кортеж встречают представители жениха, обычно 3-5 человека. Накрывается небольшой стол, гостям преподносится хадак и белая пища, гости символически пьют чай, делают подношения богам этой местности этими же продуктами. Далее едут к дому жениха – движение должно совершаться нара зуб - по часовой стрелке, что символизирует круг солнца.
В то время, как гости усаживаются за накрытые столы, десять человек со стороны невесты, уважаемые старейшины рода, заходят в дом родителей жениха, где их приветствуют и угощают, затем они выходят к гостям. Регистрация может проходить прямо за праздничным столом, для этого приглашаются представители администрации. С обеих сторон назначаются люди, которые знакомят присутствующих, начиная с мужчин по старшинству, со своим родом, кланом, семьёй, рассказывается вся история семьи, перечисляются заслуги, дарятся подарки молодым. Поздравления нередко сопровождаются бурятскими песнями.
Женщины со стороны невесты обносят гостей так называемым угощением невесты. Это подносы, на которых обычно лежит отварное мясо, конфеты и традиционное блюдо - молотая черёмуха со сметаной.
На середине свадьбы несколько человек со стороны невесты уходят в дом, где будут жить молодые, вносят приданное. Как правило, это посуда, постельные принадлежности, мебель, домашняя утварь. Символически заправляют постель. Затем возвращаются к гостям.
Застолье длится 3-4 часа, после чего старший член семьи со стороны невесты встаёт, благодарит за тёплый приём, даёт напутствие новобрачным и делает знак родне, что пора собираться домой. Свадьба завершена, молодые удаляются в своё гнёздышко, оставшиеся гости «догуливают» и тоже расходятся по домам.
Представляем вашему вниманию фотографии бурятской свадьбы на летних лугах Хулунбуира, возле реки Синин, коммуна Сумудонг, которая состоялась в июне этого года.
Дашинима собирается жениться на своей невесте. Рано утром невеста Намжилма, живущая в коммуне Синин-Суси, сидит в компании сестер. Мужчины заняты упаковыванием приданого невесты, а женщины заняты приготовлением свадебного стола. Люди приходят поздравлять родственников, друзей и мужчин.
Женщины лепят буузы
Традиционные бурятские боовы
Невеста Намжилма (вторая слева) сидит в окружении сестер
Дарят родственникам невесты подарки. До полудня группа жениха подошла к порогу невесты. В присутствии друзей и родственников и замужних подружек, невеста села в машину и поехала к дому жениха.
Мужчины несут приданное невесты к машине
Фотографирование с невестой
На привязи несколько белых лошадей жениха Дашинимы.
Свадебное угощение готовится к подаче. Свадебная церемония проходит на лугу возле дома жениха. Длинные столы и стулья расположены полукругом. Гости сидят за столом в зависимости от возраста и статуса. Старшие сидят посередине.
Гости за столом
Дарят каждому гостю подготовленный подарок
Невеста в сопровождении подруг
Дети благословляют невесту
Свадебный плакат жениха и невесты
Дальше листаем галерею.
Комментарии ()