Как Тибет мог стать частью России?

23 июля 2018, 02:22 2525 0 Автор: Золотая Орда

Как Тибет мог стать частью России?

фото: nextshark.com

На протяжении столетия Российская империя, а позже и Советский Союз хотели присоединить Тибет.

Как Тибет мог стать частью России?

Группа петербургских буддистов у входа в Дацан. В центре Агван Доржиев. Санкт-Петербург, июнь 1914 г.

Но планы нарушил Китай, который 17 ноября 1950 года включил в состав государства Тибет. Советскому союзу пришлось навсегда отказаться от идеи включения этого региона в состав СССР.

В XIX веке регион Центральной Азии стал предметом политического интереса Российской империи. В это время сильно ослабела династия Цин в Китае, и на господство в Центральной Азии претендовала Британская империя. В конце XIX века Российская империя смогла закрепиться на западе Туркестана, в Монголии и в Маньчжурии (сегодня юг Дальнего Востока) и это не нравилось англичанам. Тем не менее, территориальные «аппетиты» Российской Империи росли.

Следующим шагом к подчинению Центральной Азии были восточный Туркестан, внутренняя Монголия и Тибет, в них проживали мусульмане и буддисты. В Российской империи была интеллигентная прослойка, которая исповедовала буддизм, и считала тибетцев дружественным народом. Именно эти буддисты проводили политику присоединения региона в к России - они желали, чтобы их культура и религия сохранилась.

Петр Бадмаев

Петр Бадмаев (до крещения — Жамсаран) одним из первых выступил за включение тибетских земель в Состав Российской империи.

Как Тибет мог стать частью России?

Сын бурята-кочевника, он принял православие. Старший брат Бадмаева работал в Иркутске врачом тибетской медицины, поэтому, при помощи благодарных чиновников, помог брату поступить в русскую классическую гимназию. После окончания гимназии он поступил на восточный факультет Петербургского университета. Параллельно он окончил Военно-медицинскую академию. В 1875 году Петр Бадмаев начал службу в Министерстве иностранных дел.

Работая в МИДе, Бадмаев настойчиво предлагал включить в состав Российской империи Тибет и Монголию. Для этих целей он предлагал продлить Транссибирскую магистраль до границы с Китаем в провинции Ганьсу. В этом случае Российская империя установить сообщение с Тибетом и усилить свои геополитические позиции в Центральной Азии. Позже, при таком раскладе, Россия могла бы подчинить себе торговлю с Китаем, Кореей и странами Юго-Восточной Азии. Идею с Тибетом поддержал Сергей Витте, но Александр III не согласился с Петром Бадмаевым.

Вторую попытку Бадмаев предпринял после смерти Александр III, когда во главе империи встал Николай II. Император заинтересовался предложением Бадмаева, отправил в Тибет подъесаула Уланова, чтобы выяснить обстановку в Тибете. Но и вторая попытка Бадмаева провалилась - русско-японская война отвлекла внимание государства от Центральной Азии.

Агван Доржиев

Агван Доржиев действовал по другую сторону - в окружении Далай-ламы Тринадцатого.

Как Тибет мог стать частью России?

Агван Доржиев и Далай-лама XIII

Благодаря бурятскому происхождению в 1898 году тибетское руководство отправило его в путешествие по Азии, Российской империи и Европе. Росси Доржиев придавал огромное значение, потому что в империи жили буряты, как и он сам. Агван выступал инициатором установления дружеских отношений. Он утверждал, что Российская империя — это царство Шамбала, а Николай II — реинкарнация Цзонхавы, реформатора ламаистов. Но Доржиев так и не смог убедить Далай-ламу в том, что нужно заключить военный союз с Николаем II.

Доржиев хотел заручиться военной поддержкой России в случае усиления британцев в регионе. Британцы в это время уже установили господство в Ладакхе и Сиккиме, и Доржиев опасался, что жизнь Тибета пойдет по европейскому укладу и утратит культуру. Но в 1907 году Англия и Россия заключили договор, по которому признавали власть Китая над Тибетом, и все усилия Доржиева оказались напрасными.

Тибет и Советский Союз

После Февральской и Октябрьской революции появился Советский Союз. Большевики не желали идти на конфликт с буддистами в России. Одной из причин возрождения интереса к Тибету было то, что в Монголии победили народные революционеры под началом Сухэ-Батора. Сухэ-Батор уничтожил Унгерна фон Штенберга, который руководил белогвардейцами. Сухэ-Батор пытались прижить политику коммунизма в Монголии, проводя параллели между коммунистической политикой и буддизмом, убеждая, что есть сходство.

Идея общности коммунизма и буддизма распространилась и в СССР, поэтому политическая элита поддержала идею экспедиции Николая Рериха. Экспедиция длилась с 1923 по 1929 год, и одной из ее целей было установление дружеских отношений с Далай-ламой или Панчен-ламой. Крестьянство в Тибете было религиозно-фанатичным, поэтому ими можно было манипулировать.

Как Тибет мог стать частью России?

Николай Рерих и Яков Блюмкин

Николай Рерих пытался убедить Панчен-ламу (потому что Далай-лама больше симпатизировал англичанам), что у России и Тибета общая культурная история и объединение СССР и Тибета приведет к возвращению к «шамбале». Еще одной фигурой экспедиции был Яков Блюмкин. Он был ключевой фигурой центральноазиатского направления внешней политики СССР. В экспедиции он представлялся буддийским монахом. После экспедиции Рериха, ОГПУ подготовило еще две поездки агентов-калмыков, которые встречались с Далай-ламой. Они предлагали ему гарантии суверенитета, взамен на сотрудничество с СССР. Но идея не увенчалась успехом.

Последняя попытка установить советско-тибетские отношения

На Всесоюзном съезде буддистов СССР в 1927 году выступал Агван Доржиев. Он заявлял об общности коммунизма и буддизма, убеждал, что Ленин - буддист, а Будда - первый коммунист. Параллельно работал с Далай-ламой, убеждая, что Советская Россия - Шамбала.

Но с приходом к власти Сталина Тибет перестал быть интересным для внешней политики СССР. Сталин стремился поддерживать отношения с коммунистической партией Китая, и буддисты в СССР подверглись опале. В 1929 году запретили буддизм в Бурятии, потом пошла волна закрытия буддийским храмов.

Окончательная точка была поставлена в 1950 году, когда Китай установил свою власть на Тибете. С тех пор СССР, а потом и Российская Федерация не уделяют внимание «тибетскому вопросу».

Как Тибет мог стать частью России?

Источник : news.rambler.ru

Реклама

Комментарии ()

    Написать комментарий

    Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены символом *

    Похожие материалы
    Чья историография управляет прошлым Монгольской империи? Битва за нарратив в мировой науке
    109 0
    Чья историография управляет прошлым Монгольской империи? Битва за нарратив в мировой науке

    Борьба за прошлое Монгольской империи сегодня ведётся в академическом поле — тот, кто овладеет языком международной науки, получит право редактировать её историю.

    14 декабря 2025
    Вера и власть: как монголы относились к христианству на Руси
    637 0
    Вера и власть: как монголы относились к христианству на Руси

    Монгольская «интеллектуальная империя» строилась не только на мечах, но и на идеях.

    24 октября 2025
    Джунгарский миф: война, память и политика в истории Казахстана
    833 1
    Джунгарский миф: война, память и политика в истории Казахстана

    Разрушая миф: что на самом деле стояло за казахско-джунгарским противостоянием.

    12 октября 2025
    История о Джучи, Чингисхане и расколе в семье
    2921 0
    История о Джучи, Чингисхане и расколе в семье

    О том, как сын Чингисхана Джучи поссорился со своим отцом, и чем это обернулось для всей империи.

    31 августа 2025
    Тени прошлого и образы будущего: Формирование национальных мифов на постсоветском пространстве
    26 0
    Тени прошлого и образы будущего: Формирование национальных мифов на постсоветском пространстве

    О формировании национальных мифов постсоветских государств после распада СССР через призму конструирования идентичности и легитимации власти.

    Вчера
    Чья историография управляет прошлым Монгольской империи? Битва за нарратив в мировой науке
    109 0
    Чья историография управляет прошлым Монгольской империи? Битва за нарратив в мировой науке

    Борьба за прошлое Монгольской империи сегодня ведётся в академическом поле — тот, кто овладеет языком международной науки, получит право редактировать её историю.

    14 декабря 2025
    Этническая идентификация казахов по субкладам гаплогруппы Y-хромосомы C2
    230 0
    Этническая идентификация казахов по субкладам гаплогруппы Y-хромосомы C2

    Статья 2025 г. А.М. Тюрина устанавливает, что монгольский компонент в генофонде казахов имеет исключительно ойратское (западномонгольское) происхождение, а не халхаское, и объясняет это социальным механизмом добровольного перехода ойратских родов в казахские общины.

    13 декабря 2025
    Статьи
    Монгольское завоевание Хорезма: Столкновение двух миров
    245 0
    Монгольское завоевание Хорезма: Столкновение двух миров

    О том, как завоевание Хорезма монголами стало точкой цивилизационного разрыва, прервавшей его взлёт и переписавшей будущее региона.

    09 декабря 2025
    Институт родовых земель в современной России: возрождение древних границ
    237 0
    Институт родовых земель в современной России: возрождение древних границ

    Проблемы и перспективы института территорий традиционного природопользования в российском праве.

    06 декабря 2025
    Русский улус Золотой Орды: новая оптика российской истории
    312 0
    Русский улус Золотой Орды: новая оптика российской истории

    Согласно исследованиям В.В. Трепавлова, Русь XIII–XV веков являлась не вассалом, а внутренним «Русским улусом» Золотой Орды, будучи частью её административной, военной и фискальной систем.

    06 декабря 2025
    Статьи
    Монголия сегодня: между ресурсным бумом, реформами и политической нестабильностью
    251 0
    Монголия сегодня: между ресурсным бумом, реформами и политической нестабильностью

    2025 год стал для этой уникальной страны годом резких контрастов.

    29 ноября 2025