Почему у бурят при людях нельзя заглядывать в лицо жене?
25 июля 2018, 01:30 4921 0
фото: minkultrb.ru
В системе жизнеобеспечения бурят семейно-брачные отношения являются основными.
У бурят традиционно хозяином и распорядителем всего имущества семьи являлся мужчина, отец семейства, который пользовался непререкаемым авторитетом в патриархальной семье бурят. Фигура отца имела высокий статус и возводилась в культ, никто в семье не смел пренебрегать отцовскими заветами и наказами, а неповиновение воле отца расценивалось как величайший грех.
По нормам обычного права бурят, за непокорность и обиду, нанесенную отцу, в адрес виновного могло последовать телесное наказание [1, c. 169]. Слово отца в семье было законом.
Все члены семьи обращались к отцу в уважительной форме «Та» (т.е. «Вы») и строго подчинялись его власти: сыновья, до момента совершеннолетия, а дочери до замужества.
Чтобы подчеркнуть старшинство отца в семейной иерархии, младшие его называли «эсэгэ», «баабай», «аба».
В больших семьях, по словам Б. Э. Петри, совершеннолетие у мужчины наступало в возрасте 18 лет, однако полное совершеннолетие приходило в 35–40 лет, до тех пор сын продолжал подчиняться отцовской воле, после чего он сам становился «полным хозяином» (дурэн-эжин) [2, с. 7].
Дочери также находились под властью отца, однако после замужества переходили в подчинение мужу, поскольку в семейной иерархии муж главенствовал над женой.
Отношения между супругами
Отношения между супругами внешне выглядели довольно сдержанными, холодными.
Мужу не подобало проявлять ласку и мягкость в отношении жены, особенно на людях, это являлось показателем слабости мужчины.
Так, например, в сочинении Э.-X. Галшиева «Зерцало мудрости» даются советы правильного обращения с женой на людях:
«Не смотри часто в сторону жены, приготавливающей пищу. Гость заметит, что ты бессильный, последний муж»; «Когда разговариваешь с другими, не заглядывай в лицо жене. Из этого гость может понять, что ты бессильный, последний муж»; «Если тебе необходимо по делу посоветоваться с женой, то спрашивай ее в скрытом месте. Если же ты спросишь в присутствии посторонних, это будет посмешищем» [4, с. 170–171].
В то же время необходимо отметить, что мужчина в бурятских семьях, выполняя функции отца и мужа, не позволял себе грубости и самоуправства в отношении к своим детям и жене.
В бурятском обществе за мужчиной закреплялось право иметь несколько жен. В случаях, если жена рожала одних девочек или вовсе являлась бесплодной, а также при согласии жены муж мог позволить себе несколько жен. Стоит отметить, что за каждую жену уплачивался калым, и поэтому мужчина, имеющий несколько жен, обычно был богатым и состоятельным человеком.
Дети
Дети, которые рождались в браке, автоматически переходили и закреплялись за родом отца, и в случае развода они оставались с отцом. Мужчина, который имел много детей, пользовался в обществе почетом и уважением.
О людях, которые не имели детей, в народе говорили так:
«Человек с детьми подобен свече, человек без детей подобен подошве».
Одним словом, бездетность подчеркивала неполноценность мужчины и негативно влияла на его статус. В свою очередь, рождение детей было самым радостным событием в жизни каждой бурятской семьи, в особенности если рождался мальчик-первенец.
Отец, как глава семейства, заботился о том, чтобы подготовить себе смену, поэтому рождение сына, было большим событием в жизни мужчины. Отец приобщал сына к физической работе; хозяйственной деятельности: охоте, рыбной ловле, скотоводству, работе в кузнице, домостроительству; воспитывал в сыне смелость и мужество; знакомил с окружающим миром.
Поскольку у бурят превалировало скотоводческое хозяйство, отец обучал сына подготавливать скот к гону и отелу, способам лечения скота от болезней, разделывать тушу скота в период забоя; оказывали посильную помощь в строительстве помещений для скота и т. д. [5, с. 22–49]
В результате процесса передачи от отца к сыну необходимых знаний, норм социального поведения, жизненного опыта, сын постепенно становился помощником отца в хозяйственных делах и его приемником.
Так, до нас дошли пословицы, в которых отражается связь отца и сына:
"При жизни отца людей узнавай, а имея коня, с землями знакомься; что отец не видел - сын увидит".
Обязанности отца
Отец играл важную роль в становлении сына в качестве хозяина семьи, поскольку именно отец занимался вопросами женитьбы сына. К женитьбе сына отцу полагалось поставить ему отдельную юрту. Поэтому, перед тем как женить сына, отец в первую очередь приступал к постройке для него юрты.
Стоит отметить, что летом буряты, продолжали жить в войлочных и деревянных юртах, в то время как в зимний период проживали в стационарных жилищах русского типа (наподобие крестьянских изб). У каждого женатого мужчины должна была быть своя юрта, в то же время в зимний период все члены семьи могли проживать совместно в зимнем доме. Лишь в зажиточных семьях строились отдельные дома для сыновей, в то время как в менее состоятельных семьях процесс накопления средств, для постройки дома затягивался на долгие годы. Иногда отцы начинали строить юрты сыновьям заблаговременно, задолго до их брачного возраста.
Еще одной из обязанностей отца являлась уплата калыма. В уплате калыма и проведении свадьбы участвовал весь родственный коллектив, особенно старались помочь те, у кого имелись сыновья, в последующем они могли рассчитывать на ответную помощь. Однако основные расходы ложились на плечи отца жениха.
На основе архивных данных можно судить о степени расслоения бурят и проследить за динамикой роста стоимости калыма: В 1800 году стоимость калыма составляла 20 руб., в 1850 году - 30 руб.; в 1865 году калым стал 100 руб., вдобавок еще шли лошадь, корова, овца, коза. В 1875 году стоимость калыма составляла 250 руб. и 7 голов скота разного рода: один конь - амани морин («лошадь помолвки»), одна стельная корова (вынашивающая в себе плод), ждущие приплода овца и коза, в итоге получается 7 голов, потому что одна стельная корова, суягные овца и коза считались за две.
Не богатый человек проводил сватовство, когда сын был ребенком, и отец потихоньку выплачивал калым (сватовство проходило при малолетстве жениха и невесты). Бедный бурят платил 1 рубль, 1 пуд хлеба, 1 пуд мяса, воз сена, барана, козу, бочонок рыбы. Бывали случаи, когда богатый бурят платил 300 рублей и 10 - 15 голов скота. Дочь богатого бурята имела одежды на 1000 руб., имела приданое 50 голов скота [6].
Решающая роль мужчины в хозяйственной жизни обеспечивала ему власть не только в патриархальной семье, но давала и «голос» в обществе, где мужчина выступал от лица семьи. На общественных собраниях бурят (сугланах), представительствовали и обладали правом голоса только мужчины - главы семейств (исключение составляли возглавлявшие хозяйства вдовы с несовершеннолетними детьми).
Статус стариков
Примерно к 60 годам мужчина достигал старости. В период старости пожилые хозяева играли ведущие роли в идеологической и ритуальной жизни социума. Старики были хорошо знакомы с ритуалами, обычаями и обрядами. Так, например, на протяжении всех этапов свадебного цикла старики приносили жертвы различным божествам, духам, старики были знатоками обрядовой поэзии, поэтому ими произносились благопожелания в адрес молодых, гимны-призывания, часто старики были сватами на свадьбах.
В дни праздника Белого месяца, перед Сагалганом, старики от каждого улуса, отправлялись в дацан и принимали участие в обряде «Дугжуубэ» (священный костер). В патриархальной семье и традиционном обществе бурят старики пользовались бесконечным уважением, и их почитание возводилось в культ. Старики являлись свидетелями прошлого, носителями и хранителями древних традиций, заботились о сохранении «обычаев предков» и трансляции их следующим поколениям. Они наставляли и воспитывали подрастающее поколение.
Как отмечал Б. Э. Петри, каждый старик-бурят обязан был знать свою родословную и важнейшие эпизоды из истории своего рода [7, с. 5]. Старики зорко следили за моральным, нравственным обликом общества и владели знаниями об основах общественного устройства.
На этот счет существует бурятская пословица:
«Скот живет благодаря кормам, дети - благодаря нравоучениям стариков».
Наследование
Со смертью отца главой семьи становился старший женатый сын либо кто-нибудь другой из сыновей, который был более энергичным, умелым, способным лучше управлять хозяйством [9, c. 25]. После смерти отца имущество семьи наследовалось сыновьями (в том числе приемными). Имущество в равных долях передавалось каждому из сыновей. Если же на момент раздела кого-либо из братьев уже не было в живых, то его доля, переходила к его детям. Процессом раздела имущества занимались старики-сородичи.
Стоит отметить, что земельные наделы, закрепленные за семьей (покосные и пахотные земли), переходили по наследству только к сыновьям. Иногда в числе наследников мог оказаться внук деда, которого старик брал на воспитание, в дальнейшем мальчик имел право наследовать имущество деда наравне со своим отцом и дядьями [10, с. 31].
Таким образом, можно констатировать, что в наследственных отношениях бурят, мужчина занимал привилегированное положение.
Во второй половине XIX в. наблюдался процесс распада большой нераздельной семьи на малые самостоятельные хозяйства, раздел имущества при жизни отца, становился обычным явлением.
Как правило, отец, женив сына, выделял ему имущество, для ведения самостоятельного хозяйства. Отец по своему усмотрению выделял имущество для своих сыновей. Даже при несправедливом дележе оспаривать мнение отца считалось греховным. При разделе имущества споры и конфликты возникали крайне редко. Сыну оставалось лишь довольствоваться тем, что выделял ему отец. Во время раздела имущества отцовская доля была равна долям сыновей, но из уважения к отцу ему обычно отводилась лучшая часть хозяйства. Первым отделялся старший женатый сын, из имущества отца ему доставались скот, домашняя утварь и определенная часть земли.
По сведениям М. Н. Хангалова, буряты Предбайкалья в XIX в., после женитьбы сыновей, строили им жилье, выделяли скот, а также сыновья получали в пользование покосные угодья и пастбища. Впоследствии таким же образом выделялись и оставшиеся сыновья, в итоге родители оставались с младшим сыном (отхон хубуун).
По традиции, младший сын являлся наследником отца и его владений, хранителем родового очага, стержнем семьи. Именно младший сын должен был позаботиться о родителях в старости, а затем, соблюдая все традиции, достойно их похоронить. По обычному праву бурят, младший сын наследовал отцовскую юрту, надворные постройки, сельскохозяйственный инвентарь, личные вещи отца, а также принадлежавшие отцу наделы земли (сенокосные участки-утуги, пастбища).
Если в семье совсем не было сыновей, тогда родители оставались с одной из дочерей, которая наследовала все имущество отца и принимала в дом мужа-примака. В случаях кончины родителей ответственность по содержанию не самостоятельных младших детей переходила к старшим братьям.
Обязанности старшего сына
Старшие до самого совершеннолетия содержали младших, при этом занимались вопросами, связанными с женитьбой, наделением имуществом братьев, приготовлением приданого сестрам. Стоит сказать, что такая обязанность была безвозмездной, даже после того как младшие братья и сестры вырастут и будут иметь собственные хозяйства, старшие не имели права требовать возмещения убытков от младших. Старший брат не мог рассчитывать на возмещение расходов, и в случае содержания родителей.
В ст. 29 Хоринского уложения 1808 г. говорится, что родители, которые обеднели, но при этом успели женить и наделить имуществом старшего из сыновей, в то время как остальные дети оставались неустроенными. Старший был обязан содержать своих родителей и младших братьев и сестер. В дальнейшем старший брат вместе с родственниками должны были женить младших братьев и наделить их юртой и скотом [1, с. 175].
Мужская половина дома
Социальное положение мужчины в бурятской семье отразилось и на традиционном быте. Например, внутренне пространство юрты делилось на правую и левую сторону от входа. Западная, правая сторона юрты (левая при входе) считалась «мужской» стороной, а противоположная ей - «женской». На правой стороне хранились конская сбруя, охотничье снаряжение - мужские атрибуты, связанные с мужской трудовой деятельностью. Правая сторона юрты считалась почетной, где обычно принимали гостей, мужчин. Женщинам (кроме дочерей) запрещалось проходить на мужскую половину.
Таким образом, в условиях существования у бурят патриархальной семьи фигура мужчины занимала центральное место. Это объясняется тем, что мужчина играл важную роль в экономической жизни семьи, служил ее главной опорой.
На плечи мужчины ложились забота о содержании семьи, управление хозяйством. Мужчина у бурят, как отец семейства, играл важную роль в воспитании подрастающего поколения (мальчиков), в привитии им навыков ведения традиционного хозяйства. Такие важные вопросы, как выдача замуж дочерей, уплата калыма и его имущественное выделение, содержание престарелых родителей, участие в общественной жизни, также входили в круг вопросов, которые решал мужчина.
Кроме того, мужчина в патриархальной семье и традиционном обществе бурят играл важную структурообразующую роль в продлении существования рода, социума, являлся ключевым звеном, обеспечивающим сохранение и воспроизводство национально-культурных традиций и обычаев.
Библиографический список:
- Самоквасов, Д. Я. Сборник обычного права сибирских инородцев / Д. Я. Самоквасов. – Варшава, 1876. – 282 с.
- Петри, Б. Э. Внутриродовые отношения у северных бурят / Б. Э. Петри. – Иркутск, 1925. – 71 с.
- Тумурова, А. Т. Обычное право бурят (Селенгинское уложение 1775 года) / А. Т. Тумурова. – Улан-Удэ : Изд-во Бурятского гос. ун-та, 2004 . – 116 с.
- Галшиев, Э.-Х. Бэлигэй толи: Шулэгууд / Э.-Х. Галшиев. – Улаан-Удэ : Буряадай номой хэблэл, 1993. – 352 с.
- Батуева, И. Б. Буряты на рубеже XIX–XX веков (Хозяйство бурят. Скотоводство в дореволюционный период); историко-этнографический очерк / И. Б. Батуева. – Улан-Удэ : Сибирь, 1992. – 74 с.
- Государственный архив Республики Бурятия (ГАРБ). Ф. 362. Оп. 1. Д. 18. Л. 12 об.
- Петри, Б. Э. Территориальное родство у северных бурят / Б. Э. Петри. – Иркутск, 1928. – 23 с.
- Жамбалова, С. Г. К вопросу о разграничение ролей старика и шамана в бурятском социуме / С. Г. Жамбалова // Исторический опыт взаимодействия народов и цивилизаций: к 350-летию присоединения Бурятии к России : сб. науч. ст. – Улан-Удэ ; Иркутск : Оттиск, 2011. – С. 380–385.
- Басаева, К. Д. Брак и семья у бурят / К. Д. Басаева. – Улан-Удэ : Бурят. кн. изд-во, 1991. – 192 с. 10.Обычное право хоринских бурят: Памятники старомонгольской письменности : перевод с монг. Б.Д. Цибиков / отв. ред. Р. Е. Пубаев, Н. В. Ким. – Новосибирск : Наука, 1992. – 312 с.
Авторы: Батуева И.Б., Очиров В.О. «Ролевой статус мужчины в семейно-брачных отношениях бурят». Омский научный вестник. 2012. № 4 (111). С. 9-11.
Комментарии ()