Найдено подтверждение повышенной агрессии у степных кочевников из Южной Сибири
21 сентября 2020, 21:44 782 0
Фото: РИА Новости
Международная группа исследователей из Швейцарии и России изучила останки степных кочевников из захоронений в Республике Тыва. Работа опубликована в American Journal of Physical Anthropology.
Учёные пришли к выводу, что эти народы были агрессивны — не только по отношению к мужчинам, но и к женщинам, и детям.
На многих скелетах найдены следы обезглавливания, скальпирования и перерезания горла.
Скелеты из захоронений Туннуг / ©www.eurekalert.org
Древние историки описывают степных кочевников, например скифов и сарматов, как жестоких людей, которые много воевали и грабили соседние народы. Однако исследований на тему их агрессивности практически нет.
Международная группа учёных под руководством специалистов из Бернского университета (Швейцария) и Института материальной культуры РАН решила выяснить, какие конкретно методы насилия практиковали кочевники из Южной Сибири в II-IV веках нашей эры.
Богатым археологическим материалом в этом смысле обладает Республика Тыва: там находятся множество памятников времен палеолита, погребальные сооружения поздней Античности, а также свидетельства культуры скифов.
Курган Туннуг / ©www.nkj.ru
Таким образом, исследование показало, что 22 человека из погребений стали жертвами межличностного насилия, связанного в основном с рукопашным боем и завершившегося обезглавливанием.
Как правило, следы насильственных действий имеют скелеты мужчин (независимо от возраста), но не только — среди жертв найдены останки женщин и детей.
На некоторых скелетах есть следы перерезания горла и скальпирования.
По словам учёных, это может свидетельствовать не только о грабительских набегах, но и о ритуальных убийствах, и коллекционировании военных трофеев.
В целом исследователи оценивают уровень агрессии у людей из захоронений в Туннуге как высокий, а первые века нашей эры на территории Южной Сибири — как период политической нестабильности.
Учёные отмечают, что практически все проявления жестокости, которые мы наблюдаем у высших животных, связаны с необходимостью подтвердить свой доминантный статус или ниспровергнуть другую, доминирующую особь. Такие феномены как фактор территории, нападение на чужаков, ревнивая опека самцами самок, нападение на слабых и больных особей и другие поведенческие феномены, которые зачастую трактуются как проявления инстинктивной агрессии или врождённой жестокости, на самом деле обозначают стремление к превосходству, а не специфический агрессивный мотив, не агрессию ради агрессии. Иначе говоря, агрессия — это скорее инструмент поведения, чем его цель.
Антропологические данные дают нам веские основания считать, что человеческие жестокость, злоба и агрессия представляют собой вторичные, реактивные феномены, что их порождает неудовлетворённость базовых потребностей.
Комментарии ()