​Жаксылык Сабитов рассказал об «околоисторическом бреде» в Республике Казахстан

27 апреля 2021, 20:33 4976 0 Автор: Золотая Орда

​Жаксылык Сабитов рассказал об «околоисторическом бреде» в Республике Казахстан

Жаксылык Сабитов (фото: пресс-служба ИМЭП)

У каждого общества есть периоды, когда глубинные проблемы обостряются, а длительный период их проявления и нерешаемости создаёт потребность в поиске кардинально иных моделей управления государством, зачастую через призывы к первоистокам. Если же моделей нет, то идёт возвеличивание прошлого: общество ищет любые способы выживания.

«А что уже у нас, в центральноазиатских демократиях? Во всех странах безумствуют мракобесы, дорвавшиеся до должностей, учёных званий и определённого уровня материального благополучия. В каждой стране есть те, кто во всех исторических персонажах видит представителя своей нации. Вплоть до Адама, который успел побывать и казахом, и кыргызом, и узбеком, и туркменом. Или то, что всё было создано или произошло на нашей земле, от сортов яблок до Великого потопа с Ноевым ковчегом», - недавно рассуждал известный казахстанский экономист Олжас Худайбергенов.

Эксперт вспомнил о следующих «великих» достижениях в казахстанской истории: наши казахские «учёные» создали вечный календарь, который обсуждается якобы всем миром, половина всех выдающихся интеллектуалов едва начавшегося 21-го века оказывается из Казахстана, иные создали kz-постулаты и kz-факторы и уверенно утверждают, что-де Иисус был казахом.

В таком явлении, как переписывание истории, нужно проводить чёткую разделительную черту между преследуемыми целями и методами, считает Жаксылык Сабитов - казахстанский историк, доцент, главный научный сотрудник Института истории государства Евразийского национального университета имени Льва Гумилева. В интервью корреспонденту медиа-портала Caravan.kz он рассказал об основных моментах в переписывании казахстанской истории и как с этим бороться.

На самом деле здесь необходимо чётко разделять профессиональную историю как науку и, условно говоря, околоисторический бред, - отметил Сабитов. - Это абсолютно разные вещи, путать которые нельзя.

Да, у нас прослеживается сильное желание гордиться великой историей. И когда учебники не дают повода для такой гордости, люди начинают придумывать разные и порой нелепые мифы. Например, о том, что более 90 тысяч казахов воевали против Наполеона, Чингисхан – казах (тюрк, адай, жалаир и т. д.) и родился в Восточном Казахстане, а Иисус – представитель одного из четырёх казахских родов.

Но зачем выдумывать мифы и делать антинаучные заявления, когда наша история полна массой фактов, которые и так формируют высокую национальную самооценку и консолидируют народ?

Сейчас демонстрируются обновлённые события, научные достижения, двигая прогресс вперёд. Профессиональная история - это одно, идеология - другое, и какие-то сумасшедшие псевдоисторические исследователи, которые говорят о том, что совершили «грандиозные открытия», - это третье.

И на самом деле во всём этом мы натыкаемся на своеобразную болевую точку: история Казахстана, к сожалению, до сих пор слабо изучена.

- Хотелось бы остановиться именно на околоисторическом бреде. Скажите, распространённое ли это явление у нас и нужно ли с этим бороться?

С этим достаточно трудно бороться, но вопрос: есть ли в этом острая необходимость? Здесь опять же существует несколько моментов. Все профессиональные историки прекрасно понимают, что такие люди – никакие не учёные, не историки. Особой и острой борьбы с этим нет, но определённая реакция так или иначе должна быть.

В своё время была такая хорошая книга Нурболата Масанова, Ирины Ерофеевой и Жулдузбека Абылкожина «Научное знание и мифотворчество в современной историографии Казахстана», которая описывала те источники, которые составляют определённые мифы. Безусловно, в независимом Казахстане возникло огромное количество различных мифов, которые культивируются определёнными группами.

С откровенными и бредовыми выдумками, на мой взгляд, нужно бороться, поскольку подобные вещи создают искажённое представление о нашей истории, искажают реальность и достоверные факты.

Но вполне понятно, что мифы наподобие того, что Иисус был казахом, или другие более нелепые теории – с этим даже бороться не надо, поскольку любой мало-мальски образованный человек с критическим мышлением знает, что Иисус не был казахом.

Нам не хватает «научной среды». Кроме того, у нас мало научно-популярной литературы. И одной из главных причин этого является, я считаю, как раз отсутствие конкурентной среды. Была бы конкуренция, был бы стимул и рост. Наука не представляется возможной без конкуренции, без критики. И тут мы натыкаемся на противоречие: реакция на критику у нас, в Казахстане, зачастую воспринимается очень негативно и даже на личный счёт. В этом отношении я советую действовать по принципу «Платон мне друг, а истина дороже».

Также, конечно же, хотелось бы, чтобы историей занимались те люди, которые этого действительно хотят и горят этим. К примеру, на докторантуру часто поступают люди, которые не ставят для себя научных целей, а делают это для престижа, для галочки и т.д. Науку нужно использовать по назначению, а не в целях повышения своего социального статуса или ещё чего либо, - резюмировал специалист.

Источник : zolord.ru

Реклама

Комментарии ()

    Написать комментарий

    Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены символом *

    Похожие материалы
    Чья историография управляет прошлым Монгольской империи? Битва за нарратив в мировой науке
    109 0
    Чья историография управляет прошлым Монгольской империи? Битва за нарратив в мировой науке

    Борьба за прошлое Монгольской империи сегодня ведётся в академическом поле — тот, кто овладеет языком международной науки, получит право редактировать её историю.

    14 декабря 2025
    Вера и власть: как монголы относились к христианству на Руси
    637 0
    Вера и власть: как монголы относились к христианству на Руси

    Монгольская «интеллектуальная империя» строилась не только на мечах, но и на идеях.

    24 октября 2025
    Джунгарский миф: война, память и политика в истории Казахстана
    833 1
    Джунгарский миф: война, память и политика в истории Казахстана

    Разрушая миф: что на самом деле стояло за казахско-джунгарским противостоянием.

    12 октября 2025
    История о Джучи, Чингисхане и расколе в семье
    2921 0
    История о Джучи, Чингисхане и расколе в семье

    О том, как сын Чингисхана Джучи поссорился со своим отцом, и чем это обернулось для всей империи.

    31 августа 2025
    Тени прошлого и образы будущего: Формирование национальных мифов на постсоветском пространстве
    26 0
    Тени прошлого и образы будущего: Формирование национальных мифов на постсоветском пространстве

    О формировании национальных мифов постсоветских государств после распада СССР через призму конструирования идентичности и легитимации власти.

    Вчера
    Чья историография управляет прошлым Монгольской империи? Битва за нарратив в мировой науке
    109 0
    Чья историография управляет прошлым Монгольской империи? Битва за нарратив в мировой науке

    Борьба за прошлое Монгольской империи сегодня ведётся в академическом поле — тот, кто овладеет языком международной науки, получит право редактировать её историю.

    14 декабря 2025
    Этническая идентификация казахов по субкладам гаплогруппы Y-хромосомы C2
    230 0
    Этническая идентификация казахов по субкладам гаплогруппы Y-хромосомы C2

    Статья 2025 г. А.М. Тюрина устанавливает, что монгольский компонент в генофонде казахов имеет исключительно ойратское (западномонгольское) происхождение, а не халхаское, и объясняет это социальным механизмом добровольного перехода ойратских родов в казахские общины.

    13 декабря 2025
    Статьи
    Монгольское завоевание Хорезма: Столкновение двух миров
    245 0
    Монгольское завоевание Хорезма: Столкновение двух миров

    О том, как завоевание Хорезма монголами стало точкой цивилизационного разрыва, прервавшей его взлёт и переписавшей будущее региона.

    09 декабря 2025
    Институт родовых земель в современной России: возрождение древних границ
    237 0
    Институт родовых земель в современной России: возрождение древних границ

    Проблемы и перспективы института территорий традиционного природопользования в российском праве.

    06 декабря 2025
    Русский улус Золотой Орды: новая оптика российской истории
    312 0
    Русский улус Золотой Орды: новая оптика российской истории

    Согласно исследованиям В.В. Трепавлова, Русь XIII–XV веков являлась не вассалом, а внутренним «Русским улусом» Золотой Орды, будучи частью её административной, военной и фискальной систем.

    06 декабря 2025
    Статьи
    Монголия сегодня: между ресурсным бумом, реформами и политической нестабильностью
    251 0
    Монголия сегодня: между ресурсным бумом, реформами и политической нестабильностью

    2025 год стал для этой уникальной страны годом резких контрастов.

    29 ноября 2025