Когда бурят может стать русским и почему татары редко ассимилируются – О переписи-2021
02 сентября 2021, 22:03 2459 0

этнолог Валерий Тишков (фото: «БИЗНЕС Online»)
Этнолог, научный руководитель Института этнологии и антропологии им. Миклухо-Маклая РАН Валерий Тишков в интервью «БИЗНЕС Online» рассказал о новшествах переписи-2021, которая пройдет с 15 октября по 14 ноября, и о том, что будет выявлять перепись.
— Зачем перепись нужна нашей стране в цифровую эпоху?
— Нужен коллективный портрет, в том числе этнический (религиозный состав мы не выясняем), возрастной, социальный, условия жизни. Перепись дает такой коллективный портрет нации. Это единственная процедура, которая охватывает все население.
Последняя советская перепись была в 1989 году, затем в 2002-м (с опозданием на два года), затем в 2010-м и в 2021-м в связи с переносом из-за пандемии.
— Чем эта перепись отличается?
— Сам вопросник — ключевой документ переписи. Он остался вроде без изменений, за небольшим исключением. Например, вопрос о родном языке стоит раньше, чем о национальности, чтобы не влиять на ответ. Есть возможность указать через запятую вторую национальность. Такого раньше не было. Вторая национальность тогда тоже будет подсчитана наряду с первой.
Везде, где спрашивается про этническую принадлежность или национальность, предоставляется возможность указать и сложную национальность.
— Как может быть две этнические идентичности у одного человека?
— Если человек родился в смешанной семье русского и украинца или русского и еврея, и он в равной мере знает тот и другой язык и культуру, то почему он должен выбрать какую-то одну национальность? Разве это предписано кем-то, что у человека должна быть одна идентичность? Он в равной мере считает себя и тем, и другим. Вопрос о национальности — вопрос самоопределения, а не крови.
В России как раз уровень этнически смешанных браков очень высокий. У нас нет таких жестких расовых или этнических барьеров. Так было и в Советском Союзе. Поэтому лица со смешанной национальной принадлежностью отражают действительность.
— В одном интервью вы как-то говорили, что человек в течение жизни может поменять свою национальность. Из-за чего такое может случиться? Допустим, в переписи 2010 года человек записался татарином, а к этой переписи созрел до русского, или наоборот?
— Люди могут оказаться в разной среде. Допустим, мигрируя в другое государство, они часто ассимилируются. Это имеет место и внутри нашей страны. Так что в данном случае добровольная ассимиляция — это скорее норма, чем аномалия.
У нас в стране тоже идет ассимиляция в пользу той или иной национальности, особенно в пользу русских как самой доминирующей и преобладающей этнической общности. Многие предки мордвы, марийцев и других народов вместе с принятием православия стали русскими. Кстати, русские пополняют свою численность за счет ассимиляции других народов, особенно украинцев, белорусов, которые живут в России.
— Это мимикрия малых народов?
— Если у человека фенотип, внешность, фамилия, знание культуры и языка и прочие вещи позволяют, то он вполне может назваться русским.
— Тем не менее ассимиляция — неизбежный процесс?
— Есть добровольная ассимиляция, когда люди сами выбирают, особенно их дети, ту национальность, которая им больше подходит, с которой они себя чувствуют более комфортно. Поэтому добровольная ассимиляция есть во многих странах. А в России со времен империи всегда была и есть. Другое дело, что в Российской империи существовала и насильственная ассимиляция.
— Если в России представители небольших народов, в том числе многомиллионного татарского, не имеют возможности полноценно учиться в школе на своем языке, — это насильственная ассимиляция?
— Да, здесь есть косвенное принуждение. Но ведь вопрос о языке — это не обязательно вопрос об идентичности. Можно менять язык, переходить на другой, с которым больше возможностей по жизни, но сохранять идентичность. Нет жесткой связки между языком и народом. Народы, большинство из которых у нас перешли на русский язык, например, марийцы, мордва, буряты и даже калмыки, от этого не перестали быть таковыми.
— В переписи также есть вопрос о родном языке. Правильно ли я понимаю, что можно в качестве родного указать и тот, на которым ты не говоришь?
— По мировым нормам родной (еще иногда говорят «материнский») — это первый выученный в детстве язык, знание которого сохраняется, или же основной язык знания и общения, то есть «первый язык». Поэтому в мировой практике термин «родной язык» редко используется. Наши ученые тоже сейчас относятся к нему с большой условностью, ибо родной язык в трактовке, что это материнский, не значит, что это язык вашей национальности.
Приведу пример своей полевой работы в Усть-Ордынском Бурятском автономном округе после переписи 1989 года. Ребенок с детства не знал бурятского языка. «А какой записали родным?» — «Мы себе записали бурятский и ему тоже, хотя он его не знает», — сказали мне родители.
С точки зрения мировых стандартов, не знать родной язык нельзя. Поэтому если люди будут записывать родным только язык своей национальности без учета его знания и использования, то это искажает картину с точки зрения образовательной, информационной политики. Мы за подобное уже поплатились после распада СССР. Если бы перепись 1989 года показала реальное знание и использование русского языка на территории бывшего Советского Союза, то едва бы удалось русскоязычное население, для которого русский — основной язык, свести к категории языка меньшинств, как это сделали в странах Прибалтики, на Украине и в других. Ведь большинство населения там говорило на русском, для них он был первым языком. А раз первый, значит, родной.
— Реально коренных народов в России сколько?
— Я думаю, будет полторы сотни. Перепись 2002 года, по-моему, дала 158 народов — людей разной национальности. Я считаю, что народ — это в том случае, если есть самоорганизация, если люди ощущают себя народом.
— По итогам этой переписи какой примерно будет процент русских?
— Думаю, 80–81 процент. Это еще ведь связано не только с рождаемостью, но и с другими факторами. Например, в последние годы выросла миграция, отъезд из страны и прочее.
— Если говорить про тренды, то что происходит с татарами? Вы давно следите за республикой, бываете здесь с 1990-х годов. Чего ожидать по итогам переписи — увеличится или уменьшится численность татар? По результатам прошлой переписи уменьшилась на 300 тысяч.
— Не смогу ответить. С точки зрения самосознания, я бы сказал, что оно укрепляется. И республика развивается, и условия жизни улучшаются. Десять лет после переписи 2010 года прошли в позитиве. Дискуссия о родном языке, вопросе преподавания языков добавила лишь новой мобилизации. Ассимиляция татар в пользу других народов происходит редко, потому что это крупный народ с мощной культурой (русских также трудно ассимилировать в силу религиозной традиции). Поэтому ассимиляция от себя у татар минимальная. Рождаемость можно вычислить, наверное, она на уровне общероссийской — может, немного повыше, чем у русских. (Полный текст интервью читайте здесь).
Татарский «кирпич» в здание российской государственности впечатан навечно
Камиль Аблязов (фото: «БИЗНЕС Online»)
Между тем, известный татарский общественный деятель Камиль Аблязов в своей статье на «БИЗНЕС Online» рассказывает об аспекте, который вызывает глубокую озабоченность среди татар, — это вопрос татарской идентичности.
«В Советском Союзе национальность человека была прописана в паспорте и определялась в основном по отцу. По итогам переписи 1989 года национальностей насчитывалось 126. Но в российских паспортах графа «национальность» была отменена и число «новых» национальностей стало стремительно расти: в переписи 2002 года — 182 национальности, в переписи-2010 — 193. В ходе очередной всероссийской переписи 2021 года ожидается расширение списка перечня национальностей. Росстат объявляет, что при обработке результатов переписи все возможные самоназвания одного и того же народа группируются в одну категорию, однако на практике получается иное, так как Росстат придерживается совершенно других научных методик.
Разделение татар на многочисленные этнографические и этнотерриториальные группы — от ногаев (ногайских татар), крымских татар, хакасов (хакасских татар) до сибирских татар и других — организовано и навязано отдельными «реформаторами», такими как директор Института этнологии и антропологии Валерий Тишков, профессор Николай Томилов и др. Например, этнограф Томилов определял сибирских татар как отдельную нацию, а потом классифицировал их как отдельную этнографическую группу. Тем не менее, по данным переписи 2002 года, из 358 949 татар, проживающих в Сибири, 9 611 человек выделили как отдельную нацию «сибирские татары». Давайте тогда вернемся к проблеме природных россиян, великороссов, малороссов, русских, казаков, сибиряков, холмогорцев, вятичей, новгородцев, суздальцев, древлян, полян и многих других — этносов будет не меньше, чем у татар.
Для того, чтобы межнациональные отношения в российском обществе стали более гармоничными, необходимо не просто больше знать об истории, языке и культуре того или иного народа, но и уважать его современные надежды и стремления, в том числе татар Российской Федерации к своей истории, к самоназванию «татары».
Комментарии ()