Освободительное движение в Монголии против цинского ига (XVIII в.) Часть 2

24 августа 2018, 13:42 2521 0 Автор: Золотая Орда

Освободительное движение в Монголии против цинского ига (XVIII в.) Часть 2

фото: tolgoilogch.mn

Борьба халхаских повстанцев против иностранных торговцев носила ярко выраженную антиэксплуататорскую окраску. Среди повстанцев было много людей, задолжавших большие суммы китайским торговцам-ростовщикам и не способных в срок рассчитаться с долгами. Из 60 повстанцев, участвовавших в нападениях на фактории в одном из хошунов Сэцэн-ханского аймака, большинство являлось должниками. Один из них рассказывал, что в середине октября 1756 г. к нему явился купец Санга-сая и потребовал уплаты долгов (долги за 1200 штук чая). Так как должник переезжал на новое кочевье, он не смог уплатить долги, обещал ему отдать позже. Но Санга перешел к угрозам, произошла ссора. Вмешательство присутствовавших заставило купца уехать.

«Мы с братом Болтог Аюуш, также брат Данзан ламы, Галзуу, Ням и др. присоединились к отряду, направлявшемуся в местность Мухар для нападения на китайские фактории».

В результате этого нападения пострадали Санга-сая и шесть монголов, поддерживавших его.

Повстанцы наказывали только угнетателей, тех, кто наживался на нищете, на трудностях простых аратов. В использованных нами источниках нет ни одного факта, говорящего о том, что повстанцы обижали простых людей, отнимали у них имущество и скот.

Восстание охватило худоны и города. Восставшие вели решительное наступление на цинские укрепленные пункты и города, в некоторых случаях занимая их. Летом 1756 г. один из отрядов восставших штурмовал город Их Хурээ (Ургу). Силы были незначительны и повстанцы ограничились нападениями на пузы-фактории китайских купцов, в итоге пострадали восемь купцов. Узнав об этом, ведомство шандзотбы осудило действия повстанцев, направив посланца в их лагерь.

Осенью 1756 г. из верховьев Орхона на север, в направлении Шивэ-Кяхты (Маймачена) двинулся вооруженный отряд (300 человек) с Гимпэлом, Шидаром и Ванжилом во главе. Авангард состоял из 100 человек, за ним следовали 200 цириков. В пути их встретил цинский тушемил, направлявшийся в район Иро, чтобы настроить население против Чингунжава. Как он рассказывал, участники похода шли с целью добиться освобождения Шивэ-кяхты. В действительности этот повстанческий отряд окружил город и заставил маньчжурский гарнизон сдаться. Из города сбежал дзаргучей, который впоследствии доносил в Управление по делам Внешней Монголии:

«Из района Орхона пришли вооруженные монгольские грабители в количестве более 300 чел., окружили Кяхту, потом захватили его. Отняли они у китайских торговцев их капиталы, товары, скот».

Источники не сообщают о дальнейших делах данного повстанческого отряда.

Освободительное движение в Монголии против цинского ига (XVIII в.) Часть 2. Шадар-ван Чингунжав во главе восстания

река Орхон

Исходя из того, что повстанцы штурмовали Их Хурээ, захватили Кяхту, можно сделать вывод: нападениям подверглись и другие города и крупные населенные пункты Халха-Монголии. По Кобдоскому наместничеству, по Дзасакту-ханскому и Сайн-нойонскому аймакам отсутствуют архивные сведения о действиях повстанцев, о том, что происходило в городах этого западного края.

В освободительной борьбе принимали участие, кроме халхасцев, другие народности, населявшие страну. Имеются данные, характеризующие восстание тунгусов чимчигидского рода на северо-востоке Сэцэн-ханского аймака. В «Илэтхэл шастире» говорится, что в 1756 г. люди из чимчигидского рода занимались грабежами. В начале 1757 г. маньчжурский император приказал своим военачальникам сначала разгромить отряды Чингунжава, убить его, затем направиться для умиротворения чимчигидов. Отсюда видно, что выступление чимчигидов было не бунтом шайки грабителей, а организованным антицинским, антифеодальным движением. Вскоре чимчигиды узнали об отправке цинских частей против них. Сил у них было мало, и они, понимая, что не смогут противостоять им, некоторое время спустя ушли на восток, в Хулун-Буир. В 1756-1758 гг. из родных мест в другие края уходили многие халхасцы и представители других народностей страны.

Чингунжав поддерживал связи с урянхайскими деятелями. Значительная часть урянхайского населения, шесть отоков Тагна-Урянхая, тоджинские урянхайцы принимали участие в повстанческом движении. Однако родоначальники хотогойтских, хубсугульских урянхайцев отказались помочь Чингунжаву. Об этом свидетельствует показание Билига, командированного им к этим урянхайцам. Оказавшись у Цинов в плену, Билиг заявил:

«Послан был Чингунжавом к гуну Дамби, бэйсэ Пунцаг, к урянхайским нойонам Дархан-баяну, Чулуну, Цадагу, Мангалу, чтобы мобилизовать 800 человек в повстанческую армию, однако его миссия завершилась провалом, он был выдан властям».

Факты говорят о том, что не везде и не все поддерживали замыслы Чингунжава. Некоторые деятели смирились с иностранным господством.

Несмотря на это, Чингунжав имел немалое количество воинов, которые дислоцировались в двух местах: 500 повстанцев находились в районе нынешнего Бурэнтогтох сомона Хубсугульского аймака, другой отряд из 500 человек располагался недалеко от этой местности. Под командованием самого Чингунжава было не менее 1 тыс. повстанцев. По некоторым данным, у него было двухтысячное войско.

Согласно преданиям, освободив часть территорий страны. Чингунжав занимался возведением города Ар-Бээжин в местности Загзуугийн-аман, точнее, фундамента нового города, вполне возможно, столицы будущего самостоятельного Монгольского государства.

По словам Н. Ишжамца, действительно в местности Загзуугийн-аман сохранились остатки городских стен. Из-за отсутствия достоверных данных трудно что-либо сказать о строительстве города. Так как целью повстанцев было освобождение страны от маньчжурского ига, они могли взяться за строительство города-столицы.

Если предположить, что у Чингунжава было двухтысячное повстанческое войско, этого было явно недостаточно для победы над противником и освобождения Халхи. Особенно отрицательно сказывалось на ходе восстания нежелание многих крупных феодалов, а также главы ламаистской церкви принять в нем непосредственное участие, отказ их содействовать мобилизации аратов в повстанческую армию.

Северо-запад Халхи, прежде всего район проживания хотогойгов, являлся зоной активных действий повстанцев. Чингунжав не терял надежды на активизацию антиманьчжурского освободительного движения монголов, на объединение патриотических сил Халха-Монголии и Западной Монголии (Джунгарии). Он продолжал через своих представителей заниматься пропагандой целей и задач движения, организацией повстанческих отрядов.

В конце 1756 - начале 1757 г. Чингунжав направил в Их Хурээ своих сыновей Цэвэнжава и Цэсурэндоржа с посланиями к Жэвзэн-Дамба-хутухте и видным деятелям страны с целью убедить их активизировать повстанческое движение. Активные связи Чингунжав поддерживал с Амарсаной.

Карательные мероприятия завоевателей

Вспыхнувшее в Халхе освободительное движение поставило маньчжурских захватчиков в трудное положение, осложнило их действия по завоеванию Западной Монголии. Поэтому они решили предпринять срочные меры по подавлению освободительного движения в Халхе, прежде всего обезглавить движение, захватив его руководителя. Пекин приказал военачальникам Далданге и Хадахе отправиться в район действий Чингунжава и поймать его. Туда же были направлены из Куку-хото 2 тыс. воинов во главе с полководцем Вучаном. В то же время, учитывая авторитет Жэвзэн-Дамба-хутухты, оказывали на него давление, чтобы словами и делами он способствовал прекращению восстания. В своем послании богдо-хан писал:

«Вы, хутухта, возведенный четырьмя аймаками на трон главы церкви, должны убедить восставших через своих представителей отказаться от бесплодной затеи».

После получения послания Жэвзэн-Дамба-хутухта обратился к влиятельным халхаским князьям принять меры к наведению порядка в хошунах, к возвращению к своим обязанностям тех, кто оставил караулы и уртоны.

Понимая, что большинство населения Халхи поддерживает Чингунжава и не выдаст его. Цины маневрировали, акцентируя внимание на преступных действиях Чингунжава, из-за чего якобы халхасцам приходилось страдать, переносить невзгоды. В частности, богдо-хан в указе от 28 сентября 1756 г. предлагал халхасцам отказаться от поддержки Чингунжава и спокойно жить и работать в своих хошунах. Цины угрожали халхасцам:

«Если не будет пойман Чингунжав, если каждый не будет выполнять свои обязанности, то против вас будет направлено крупное войско. Никто не защитит вас, погибнет много людей».

В октябре 1756 г. Пекин направил в Халху Жанжаа-хутухту, который убедил Жэвзэн-Дамба-хутухту созвать совещание халхаских князей. На совещании был вынесен вопрос о поимке Чингунжава и подавлении восстания. Так как там собрались в основном крупные князья, чиновники проманьчжурской ориентации, совещание обнародовало решение, осуждающее действия восставших, прибывающее к принятию решительных мер для подавления восстания. Дополнительным контингентом были усилены войска, которыми командовали улясутайский жанжин чин-ван Цэнгунжав, военачальники Хутуринга, Дорж и др. Цэнгунжаву было поручено возглавить операцию по поимке Чингунжава.

Цэнгунжав развернул активную деятельность по мобилизации аратов в армию. Однако халхасцы бойкотировали мобилизацию, отказывались выставлять цириков и лошадей. Получив подкрепление из Куку-хото, Цэнгунжав направился в начале ноября 1756 г. в сторону хотогойтов. Под его командованием находились несколько тысяч цириков, в том числе 1 тыс. из гарнизона Улясутая, 2 тыс. из Куку-хото и другие части. Повстанческие отряды Чингунжава значительно уступали по численности и вооружению, к тому же оказались в трудном положении из-за предательства некоторых феодалов, участвовавших в восстании. Они испугались угроз Цинов, концентрации крупных сил против повстанцев.

К моменту появления противника в хотогойтских хошунах под началом Чингунжава находилось около 1 тыс. цириков, располагавшихся в двух местах. Среди них имелись колеблющиеся. Поэтому Чингунжав не стал вступать в схватку с противником, ушел с войском в район реки Шигшид, где занял оборону. Но повстанцам из-за превосходства противника трудно было успешно обороняться. В их лагерь стали проникать лазутчики. Прибывали посланцы с ультиматумом сдаться. Появились дезертиры. Наметился раскол в рядах повстанцев, что в конечном счете ускорило их поражение.

В самом конце 1756 г. Чингунжав в сопровождении преданных ему 100 цириков направился на северо-восток, в сторону русской границы. Путь был тяжелый, обледеневшие горы, высокие хребты оказались труднопроходимыми, многие погибли, некоторые, не выдержав трудностей, сошли с пути. С Чингунжавом оставались 50 человек.

Освободительное движение в Монголии против цинского ига (XVIII в.) Часть 2. Шадар-ван Чингунжав во главе восстания

Ценой огромных усилий они преодолели перевал Хармай, реку Тэнхэс и в начале 1757 г. подошли к границе (Центральный архив в Пекине. Донесение Цэнгунжава от 23 сентября 1756 г.).

Маньчжурские власти не ограничивались мерами по ликвидации отрядов Чингунжава. Они посылали карательные отряды во многие пункты Халхи, где, по их данным, имелись повстанцы и сочувствующие им. Прибегали к публичным казням, для устрашения населения выставляли тела убитых халхаских патриотов на улицах, площадях, дорогах. Об этом свидетельствуют источники, документы-докладные маньчжурских военачальников и чиновников, непосредственных организаторов этих зверств.

Освободительное движение в Монголии против цинского ига (XVIII в.) Часть 2. Шадар-ван Чингунжав во главе восстания

Так, в докладной Хутуранги и Доржа (1757 г.) отмечалось, что убиты Нувш, Гомбо, всего 11 разбойников, головы их выставлены в людных местах для всеобщего обозрения. Также сообщалось о казнях Дамча, Равдана и других 19 повстанцев. Конфискованы были их имущество и скот, а жены и дети отданы в рабство верным Цинам аймачным тайджи в виде вознаграждения. В местности Хэйн, как сообщает источник, из 183 повстанцев пойманы и казнены 30 человек, остальные разбежались по хошунам. Было приказано всех их выловить и казнить.

В конце 1756 - начале 1757 г. маньчжурские каратели совершали походы в район Кяхты, в ходе которых были подвергнуты наказаниям участники восстания. Об этом говорится в послании амбаня Санжай-Доржа на имя богдо-хана:

«В первую очередь были казнены Гимпэл, Шидара, Ванжил, организаторы нападений на караулы и кяхтинских торговцев. Были также наказаны Мунх, Цэдэнвампил, Жамц и другие 36 человек, участвовавших в антицинской пропаганде и в двух-трех нападениях на торговцев и представителей власти. Скрываются еще 256 разбойников, конфискованы их скот и имущество, отданы их жены и дети в качестве слуг аймачным князьям».

Маньчжурскими властями была схвачена группа патриотически настроенных князей во главе с Дамираном, многие из них принимали активное участие в организации освободительной борьбы. Несмотря на то, что некоторые князья, как, например, Дамиран, проявили активность в начале борьбы, а затем отошли от нее и вернулись в свои хошуны, власти подвергли их арестам. Так, к Дамирану были трижды отправлены представители власти с требованием немедленно явиться в Улясутай. Он отказался туда явиться, ссылаясь на то, что собирается в Пекин на встречу с маньчжурским богдо-ханом. Узнав об этом, последний разгневался, приказал найти Дамирана и арестовать. Между тем Дамиран ушел в горы Дулан-хар на Орхоне. Его убежище стало известно амбаню Санжайдоржу, и он немедленно направил туда войско и арестовал Дамирана, который был доставлен в Пекин. Богдо-хан учинил ему суровый допрос и подверг его вместе с женой и детьми смертной казни.

Маньчжурские власти в союзе с реакционными феодалами в 1758 г. окончательно подавили национально-освободительное движение в Халхе. 12 января 1757 г. Чингунжав прибыл в местность Хороо на монголо-русской границе. В Хороо и Тэв проживали хара-дархаты (черные дархаты), правители которых были настроены проманьчжурски. Они через нарочных немедленно сообщили маньчжурскому командованию о Чингунжаве. Так как у дархатов было недостаточно сил для его ареста, до подхода маньчжурского войска они проявляли напускное дружелюбие и гостеприимство.

В произведениях устного народного творчества нашло отражение пребывание Чингунжава на дархатской земле. В них повествуется о том, что одни дархаты дарили ему лошадей, другие их крали, указывали ложные пути, вводили его в заросли, непроходимые места. Видимо, в них имеется значительная доля правды. Кругом были незнакомые места, высокие горы, обледеневшие перевалы и сопки, трудные переходы. Зима стояла морозная, снежная.

17 января 1757 г., когда Чингунжав стоял в местности Ханхын эх Жиянхас, у самой границы, туда нагрянул передовой отряд противника под командованием сайда-советника Намжила. С ним был дархатский зайсан Aзир. Попав в окружение, Чингунжав оказал отчаянное сопротивление. Многие из его соратников погибли в неравном бою, оставшиеся в живых были схвачены. Намжил свидетельствовал:

«Мятежный Чингунжав пытался выскочить из окружения, но был схвачен нашими людьми. Вместе с Чингунжавом попали в руки противника находившиеся вместе с ним 80-летняя мать, 22-летняя сестра, 10-летняя дочь Цэрэнжид. Арестованы были оставшиеся в родных краях жена Чингунжава с 5-летним сыном Бари и тремя малолетками».

Кроме того, были арестованы два его старших сына - Цэвэнжав и Цэсурэндорж, находившиеся в Их Хурээ. Второй богдо-гэгэн Жэвзэн-Дамба помог арестовать их и препроводить в Улясутай. Оттуда они были отправлены в Пекин. Чингунжав был доставлен туда в железной клетке и заключен в одну из столичных тюрем.

Освободительное движение в Монголии против цинского ига (XVIII в.) Часть 2. Шадар-ван Чингунжав во главе восстания

После весьма пристрастного, жестокого допроса Чингунжав и члены его семьи 11-го числа 3-го месяца 1757 г. были казнены. Оправдывая свои действия, маньчжурский император распространял слухи о том, что при вынесении приговора якобы принимались во внимание княжеское звание Чингунжава и заслуги его отца и деда и он не был казнен, а отравился. Однако спустя мною времени цинские власти вынуждены были официально заявить о том, что Чингунжав был казнен. В действительности он был зверски умерщвлен.

В народном предании говорится, что Шадар-ван был схвачен, отвезен в Пекин и там казнен. В живых оставили 80-летнюю мать Чингунжава и его младшего сына 5-летнего Бари. Но некоторые факты свидетельствуют о том, что через некоторое время малолетний Бари был убит подосланным маньчжурами убийцей.

Достоверных данных о годе рождения Чингунжава нет. Но по фактам, содержащимся в народных преданиях, можно предположить, что он был убит в 48-летнем возрасте. Чингунжав являлся правителем хотогойтов, поэтому его называли хотогойтским Чингунжавом. Он - внук Буувэй-бэйлэ, потомка Ашихай-дархан хунтайджи, основателя Дзасакту-ханства. Ашихай был старшим сыном халхаского Гэрэсэндзы. Отец Чингунжава - Банди бэйлэ (умер в 1737 г.). После смерти отца он наследовал его должность, маньчжурским богдо-ханом ему был присвоен титул туслагч жанжин (помощник командующего) Дзасакту-ханским аймаком. Но не проявил рвения к службе, за что имел порицание со стороны маньчжурских властей.

В то время связи между Халхой и Западной Монголией были строго регламентированы. Однако Чингунжав позволял своим албату общаться с ойратским населением, торговать с хотонами (уйгурами) Джунгарии, разрешал урянхайцам поселяться рядом с хотогойтами. Он выступал в защиту лиц, обиженных цинскими властями и проявлявших антиманьчжурские настроения. Так, Чингунжав не выполнил распоряжение маньчжурского хана доставить к нему Жамцан-хутухту, спрятал его в своем родном хошуне.

За подобного рода действия маньчжуры в 1753 г. разжаловали Чингунжава с туслагч жанжина и дзасак-бэйлэ, сохранив за ним лишь звание рядового дзасака. Но вскоре были отмечены его заслуги по усмирению урянхайцев Хан-хатан-гола. Чингунжава восстановили в звании дзасак-бэйлэ, а в 1755 г. после присвоения звания жун-вана вновь назначили помощником командующего Дзасакту-ханским аймаком. Однако от всего этого в его поведении не произошло никаких изменений. Однажды ему поручили вернуть Бадана, сына дербетского Цэрэнмунха, убежавшего из маньчжурского плена в Западную Монголию. Ссылаясь на то, что тот сбежал туда из далекого Эрчис Хавирга, он не стал заниматься этим делом.

Когда маньчжурские войска вступили в пределы Джунгарии, Чингунжав находился в их рядах, в соединении Амарсаны. Оба монгольских князя сходились к мысли приступить к подготовке вооруженной борьбы. Как только командующие маньчжурскими войсками Баньди и Сарал узнали о замыслах Амарсаны и доложили об этом богдо-хану. Чингунжав преду предил Амарсану об опасности. В дальнейшем, в ходе антиманьчжурских выступлений Амарсаны, Чингунжав, находясь в рядах маньчжурской армии, тайно поддерживал его, способствовал маневрированию и консолидации его повстанческих сил. Вскоре Чингунжав порвал связи с маньчжурской армией и направился на родину, в Халху, возглавив там освободительное движение.

По словам хотогойтского мэйрэна Дондова, Чингунжав был деятелем сильной воли и горячего нрава, решительным, мужественным, властным, немногословным и несколько замкнутым человеком. Люди беспрекословно слушались его, относились к нему с большим уважением. Н. Н. Бантыш-Каменский, опираясь на официальные материалы, хранящиеся в российских архивах, также приходит к выводу, что Чингунжав являлся крупным военачальником, мужественным и решитсльным деятелем.


Источник: Ш. Б. Чимитдоржиев «Национально-освободительное движение монгольского народа в XVII–XVIII вв.». Издательство БНЦ СО РАН. 2002. (Глава IV Освободительное движение в халхе в первой половине и середине XVIII в.). С.62-79

 

Источник : zolord.ru

Реклама

Комментарии ()

    Написать комментарий

    Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены символом *

    Похожие материалы
    Судьба енисейских кыргызов
    4672 0
    Судьба енисейских кыргызов

    От эпохи кыргызского великодержавия до полной дефрагментации.

    30 апреля 2024
    Жаксылык Сабитов о наследии Золотой Орды и скандале в Монголии
    4579 0
    Жаксылык Сабитов о наследии Золотой Орды и скандале в Монголии

    Почему власти РК инициировали написание новой академической истории Казахстана? Является ли Россия наследницей Золотой Орды? За что судили Жаксылыка Сабитова в Монголии? На эти и др. вопросы ответил известный казахский историк, д-р полит. наук Ж. М. Сабитов.

    23 апреля 2024
    Ещё раз о наследии Улуса Джучи: «приватизация» наследия Золотой Орды её потомками недопустима»
    4775 0
    Ещё раз о наследии Улуса Джучи: «приватизация» наследия Золотой Орды её потомками недопустима»

    11 апреля в Институте истории им. Ш. Марджани Академии наук Республики Татарстан прошёл международный круглый стол «Актуальные проблемы средневековой истории Евразии».

    14 апреля 2024
    Какие народы возникли из Золотой Орды
    7080 0
    Какие народы возникли из Золотой Орды

    Сегодня эти народы сохраняют свои уникальные культурные и исторические особенности, хотя они имеют общие корни в Золотой Орде.

    30 марта 2024
    Джунгары и их кочевое ханство
    137 0
    Джунгары и их кочевое ханство

    В XVII–XVIII веках на значительной части Центральной Азии существовало Джунгарское ханство, которое было полностью независимым государством. Оно не подчинялось ни России, ни Китаю.

    22 декабря 2024
    Статьи
    787 лет назад началось монгольское нашествие на Русь
    182 0
    787 лет назад началось монгольское нашествие на Русь

    Декабрь 1237 года — один из первых эпизодов монгольского вторжения на Русь и западного похода монголов.

    21 декабря 2024
    История
    Самые умные страны мира в 2023 году
    4266 0
    Самые умные страны мира в 2023 году

    Исследователи указали исторический эпицентр максимума IQ на планете.

    12 мая 2024
    Путешественник во времени: художник показывает, как знаковые люди из прошлого делали свои селфи (28 фото)
    4673 1
    Путешественник во времени: художник показывает, как знаковые люди из прошлого делали свои селфи (28 фото)

    Прокрутите вниз, чтобы увидеть Авраама Линкольна, Чингисхана, Боба Марли и других известных людей прошлого в новом свете!

    05 мая 2024
    Сохранение генофонда во времени и пространстве у монголоязычных ойратов
    4210 0
    Сохранение генофонда во времени и пространстве у монголоязычных ойратов

    Международный коллектив ученых (N. Balinova et al.) в исследовании, опубликованном 11.04.2024 в European Journal of Human Genetics, генерировали новые данные полногеномной и митохондриальной ДНК современных ойратов.

    04 мая 2024
    Статьи
    Восстановлено генеалогическое древо загадочного народа авары — и в ней степные традиции
    4960 0
    Восстановлено генеалогическое древо загадочного народа авары — и в ней степные традиции

    Родословная за 250 лет, адаптация на новой территории, традиции, антропология и археогенетика аваров.

    01 мая 2024
    Судьба енисейских кыргызов
    4672 0
    Судьба енисейских кыргызов

    От эпохи кыргызского великодержавия до полной дефрагментации.

    30 апреля 2024