Мавзолей Джучи-хана в Казахстане оказался построен через 100 лет после его смерти

06 июня 2022, 20:46 5071 0 Автор: Золотая Орда

Мавзолей Джучи-хана в Казахстане оказался построен через 100 лет после его смерти

Мавзолей Джучи-хана в 2006 году

Группа исследователей из Казахстана и США во главе с Ириной Панюшкиной (Irina P. Panyushkina) из Аризонского университета датировали радиоуглеродным методом фрагменты деревянных конструкций из расположенного в Центральном Казахстане памятника средневековой архитектуры, известного как мавзолей Джучи-хана. Оказалось, что мавзолей был построен в первой половине XIV века, примерно через 100 лет после смерти Джучи (1182–1225). Исследование опубликовано 27 апреля 2022 г. в журнале Radiocarbon.

Джучи был старшим сыном Чингисхана, который в 1207 году получил от отца улус в составе формирующегося Монгольского государства. В улус вошли присоединённые самим Джучи земли на Алтае, в Хакасии и в Среднем Прииртышье на востоке Казахстана. А благодаря успеху завоевательного похода на Хорезм 1219–1221 годов в улус были включены обширные территории Кипчакской степи (Дешт-и-Кипчак) в Восточном и Центральном Казахстане. Они стали ядром улуса, из которого впоследствии образовалось самостоятельное государство, вошедшее в историографию как Золотая Орда (Улуг улус, улус Джучи).

Джучи недолго правил своим владением. Обстоятельства его смерти около 1225 года достоверно неизвестны. Существуют версии, согласно которой Джучи погиб во время охоты, согласно второй — был убит своими вассалами.

Казахи связывают место упокоения Джучи-хана с портально-купольным мавзолеем на территории невысокого горного массива Улытау в Карагандинской области, примерно в 50 километрах к северо-востоку от города Жезказган.

Мавзолей Джучи-хана в Казахстане оказался построен через 100 лет после его смерти

Горы Улытау в Казахстане (фото: vsegda-pomnim.com)

В письменных источниках мавзолей впервые упоминает историк Хафиз Таныш в конце XVI века в сочинении «Шараф наме-йи шахи» («Книга восхваления шахов»), рассказывая о военной экспедиции бухарского эмира.

На Улытау насчитывается несколько десятков средневековых памятников, в том числе некрополи, отдельные гробницы и городища, построенные в XIII–XV веках, в эпоху Золотой Орды.

Мавзолей Джучи-хана в Казахстане оказался построен через 100 лет после его смерти

Слева мавзолей Джучи-хана во время раскопок 1946 года, справа снимок 2006 года

Первые раскопки в мавзолее были проведены в 1946 году советскими археологами, которые обнаружили в мавзолее два повреждённых грабителями захоронения и предположили, что они принадлежат Джучи-хану и его старшей жене. Здесь же были найдены кости животных, верблюжий череп, остатки кожаных изделий и ткани.

Однако некоторые учёные сомневались в принадлежности самого мавзолея Джучи-хану, так как усыпальница построена в мусульманской традиции, а хан и его семья ещё не расстались с верой своих предков — культом Неба.

Мавзолей Джучи-хана в Казахстане оказался построен через 100 лет после его смерти

В горах Улытау, Казахстан (фото: vsegda-pomnim.com)

Учёные изучили фрагменты древесины из мавзолея Джучи и провели их радиоуглеродное датирование. Анализу были подвергнуты три образца. Первый — это фрагмент гроба, в котором, предположительно, упокоился хан (сами останки — скелет с отсутствующими костями одной руки, — к сожалению, недоступны для исследования, так же, как и второй костяк из мавзолея — казахстанская сторона сейчас проводит собственные ДНК-исследования). Второй образец был взят из остатка балки строительных лесов, сохранившегося с внутренней стороны кирпичной стены пештака. Третий образец взяли из торца дверного порога на входе в погребальную камеру.

Мавзолей Джучи-хана в Казахстане оказался построен через 100 лет после его смерти

Образцы древесины, использованные для радиоуглеродного датирования: A ― фрагмент гроба; B ― фрагмент строительных лесов

Гроб был изготовлен из хвойного дерева (вероятно, сосны), а обе строительные конструкции — из лиственного дерева, скорее всего, тополя. По кривизне годичных колец исследователи определили, что и для лесов, и для порога использовались деревья, срубленные в относительно молодом возрасте — около 20–30 лет. Из-за малой выборки и недостаточного количества годичных колец на образцах они оказались непригодны для дендрохронологического датирования. Поэтому исследователи ограничились установлением возраста радиоуглеродным методом с прямым измерением содержания изотопа 14C с помощью ускорительной масс-спектрометрии.

С доверительной вероятностью 95,4 % дата создания гроба лежит в промежутке между 1218 и 1268 годами, средняя дата определяется 1245 годом. Для порога в погребальной камере учёные получили два вероятных диапазона дат: 1276–1304 и 1367–1380 годы. Более вероятен (81,1 %) первый из них, и исследователи полагают, что дверь в камеру была установлена в период с 1280 по 1290 год. Фрагмент строительных лесов со стены портала оказался самым молодым из образцов: время его создания определено между 1298 и 1398 годами со средней датой 1350 год.

Поскольку средняя дата изготовления гроба на 20 лет позднее момента смерти Джучи, Панюшкина и её коллеги склонны считать, что гроб всё-таки предназначался не для останков хана. Возможно, в гробу был похоронен кто-то из его ближайших потомков, причём не по мусульманскому, а по традиционному монгольскому обряду: мавзолея в то время ещё не было.

К концу XIII века ислам уже достаточно широко распространился в Золотой Орде, и к нему стали склоняться представители правящего рода. Так, правнук Джучи, хан Тудэб-Менгу, принял ислам в 1283 году. Приблизительно в это время началось возведение самых ранних элементов гробницы, и строительные работы продолжили в XIV веке, особенно после того как в 1313 году при хане Узбеке ислам стал государственной религией Золотой Орды. Портал мавзолея соорудили около 1350 года, когда со времени кончины Джучи-хана прошло уже более 100 лет.

Вопрос о том, кому из представителей правящего клана принадлежали найденные останки и когда их вместе с погребальным инвентарём (видимо, под влиянием архаичной традиции) поместили в усыпальницу, остаётся открытым. Авторы исследования не исключают, что мавзолей мог получить имя Джучи и в память о первом правителе Золотой Орды.

Об обнаруженных захоронениях монгольских воинов-джучидов XIII – XIV веков в Казахстане, читайте здесь.

Источник : nplus1.ru

Реклама

Комментарии ()

    Написать комментарий

    Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены символом *

    Похожие материалы
    Чья историография управляет прошлым Монгольской империи? Битва за нарратив в мировой науке
    102 0
    Чья историография управляет прошлым Монгольской империи? Битва за нарратив в мировой науке

    Борьба за прошлое Монгольской империи сегодня ведётся в академическом поле — тот, кто овладеет языком международной науки, получит право редактировать её историю.

    14 декабря 2025
    Вера и власть: как монголы относились к христианству на Руси
    627 0
    Вера и власть: как монголы относились к христианству на Руси

    Монгольская «интеллектуальная империя» строилась не только на мечах, но и на идеях.

    24 октября 2025
    Джунгарский миф: война, память и политика в истории Казахстана
    830 1
    Джунгарский миф: война, память и политика в истории Казахстана

    Разрушая миф: что на самом деле стояло за казахско-джунгарским противостоянием.

    12 октября 2025
    История о Джучи, Чингисхане и расколе в семье
    2915 0
    История о Джучи, Чингисхане и расколе в семье

    О том, как сын Чингисхана Джучи поссорился со своим отцом, и чем это обернулось для всей империи.

    31 августа 2025
    Тени прошлого и образы будущего: Формирование национальных мифов на постсоветском пространстве
    18 0
    Тени прошлого и образы будущего: Формирование национальных мифов на постсоветском пространстве

    О формировании национальных мифов постсоветских государств после распада СССР через призму конструирования идентичности и легитимации власти.

    Вчера
    Чья историография управляет прошлым Монгольской империи? Битва за нарратив в мировой науке
    102 0
    Чья историография управляет прошлым Монгольской империи? Битва за нарратив в мировой науке

    Борьба за прошлое Монгольской империи сегодня ведётся в академическом поле — тот, кто овладеет языком международной науки, получит право редактировать её историю.

    14 декабря 2025
    Этническая идентификация казахов по субкладам гаплогруппы Y-хромосомы C2
    222 0
    Этническая идентификация казахов по субкладам гаплогруппы Y-хромосомы C2

    Статья 2025 г. А.М. Тюрина устанавливает, что монгольский компонент в генофонде казахов имеет исключительно ойратское (западномонгольское) происхождение, а не халхаское, и объясняет это социальным механизмом добровольного перехода ойратских родов в казахские общины.

    13 декабря 2025
    Статьи
    Монгольское завоевание Хорезма: Столкновение двух миров
    237 0
    Монгольское завоевание Хорезма: Столкновение двух миров

    О том, как завоевание Хорезма монголами стало точкой цивилизационного разрыва, прервавшей его взлёт и переписавшей будущее региона.

    09 декабря 2025
    Институт родовых земель в современной России: возрождение древних границ
    225 0
    Институт родовых земель в современной России: возрождение древних границ

    Проблемы и перспективы института территорий традиционного природопользования в российском праве.

    06 декабря 2025
    Русский улус Золотой Орды: новая оптика российской истории
    302 0
    Русский улус Золотой Орды: новая оптика российской истории

    Согласно исследованиям В.В. Трепавлова, Русь XIII–XV веков являлась не вассалом, а внутренним «Русским улусом» Золотой Орды, будучи частью её административной, военной и фискальной систем.

    06 декабря 2025
    Статьи
    Монголия сегодня: между ресурсным бумом, реформами и политической нестабильностью
    248 0
    Монголия сегодня: между ресурсным бумом, реформами и политической нестабильностью

    2025 год стал для этой уникальной страны годом резких контрастов.

    29 ноября 2025