Геном дочери правителя Первого Тюркского каганата оказался генетически близким к тунгусским и монгольским популяциям
03 февраля 2023, 20:23 2961 0
Художественное изображение императрицы Ашины, выполненное учениками команды Вэнь Шаоцина
Палеогенетики из Фуданьского университета совместно с коллегами из Великобритании и Китая отсеквенировали ДНК дочери правителя Тюркского каганата Мукан-кагана — жены императора Северной Чжоу У-ди, которая жила в VI веке нашей эры. Полногеномный анализ показал, что генетический профиль этой женщины ближе к современным носителям тунгусских и монгольских языков, нежели тюркских. Её происхождение учёные связали с популяцией древних северо-восточных азиатов, получившей небольшую примесь западноевразийских генов. Об этом сообщается в статье, опубликованной 9 января 2023 г. в Journal of Systematics and Evolution.
Гипотезы о происхождении рода Ашина
В середине VI века нашей эры представители рода Ашина встали во главе нового крупного раннесредневекового государства, известного как Первый Тюркский каганат. В период наибольшей экспансии (конец VI века) каганат занимал территорию Северо-Восточного Китая (Маньчжурии), Монголии, Алтая, Восточного Туркестана, Средней Азии, Казахстана и Северного Кавказа.
Существуют многочисленные гипотезы о происхождении этой династии: тюркская, сакская, монгольская, тунгусо-маньчжурская и иные.
При этом известна древнетюркская легенда о происхождении рода Ашина. Она гласит, что по мужской линии предками этого рода была одна из семей хунну. Но в какой-то момент всех взрослых из этого рода убили воины из соседнего государства, пощадившие лишь одного мальчика. Ему отрубили ноги, после чего его бросили в поросшую травой низину. Спасла же ребёнка волчица, которая вскормила мальчика мясом. После того, как мальчик вырос, он спарился с волчицей, в результате чего у неё родилось 10 детей. Самый мудрый из них стал государём и основателем рода Ашина.
Монгольскую версию происхождения этого рода поддерживал российский археолог и историк Л. Н. Гумилёв. Он считал, что слово «Ашина» состоит из двух частей: монгольского «шоно», обозначающего «волк» и китайского префикса уважения - «А», то есть «Ашина» значит - «благородный волк».
Мавзолей Сяолин – усыпальница дочери Мукан-кагана
Биологические материалы были извлечены из останков, которые, вероятно, принадлежали императрице Ашина (阿史那皇后 Ашина хуанхоу), которая жила с 551 по 582 гг. Она была императрицей китайско-сяньбийской династии северная Чжоу. Она была дочерью коктюркского Мукан-кагана (553–572), её мужем был император государства Северная Чжоу У-ди (543-578).
В 565 году Юй Вэньюн (У-ди) женился на дочери Мукан-кагана, тем самым он заручился поддержкой тюрков в борьбе с Северной Ци.
Она родилась в 551 году, вскоре после того как её дед Бумын-каган, изначально вассал жужаней, объявил о своей независимости и создал коктюркское государство, приняв титул Иллиг каган. Коктюрки вскоре покорили большую часть жужаней, став доминирующей силой в степях к северу от китайских государств Западная Вэй и Восточная Вэй (и их государств-наследников, Северной Чжоу и Северной Ци, соответственно).
Известно, что она умерла в 582 году и была с почестями похоронена как императрица, рядом с её мужем, императором У-ди, в мавзолее Сяолин, расположенном в городском округе Сяньян провинции Шэньси.
Слева – могила императрицы Ашины, обнаруженная золотая печать и эпитафия (фото предоставлено Вэнь Шаоцином)
Впервые раскопки в мавзолее Сяолин были проведены в 1994 году учёными из Института археологии провинции Шэньси и Муниципального института археологии г. Сяньян. В гробу были обнаружены нижняя челюсть, плечевая кость, рёбра, таз, бедренная кость и другие остаточные кости.
Эпитафия мавзолея Сяолин, период Северная Чжоу (557-581), из раскопок в мавзолее Сяолин императора У-ди, деревня Ченма, город Сяньян. Коллекция Института археологии провинции Шэньси. Владельцем эпитафии был Юйвэнь Юн, император У-ди (560-578) династии Северная Чжоу. Он был сяньбийской национальности, поселившийся в нынешнем Учуане, Внутренняя Монголия. Он присоединил к себе династию Северная Ци и объединил северный Китай. Сяолин был первым мавзолеем, который подвергся экстренным раскопкам в Шэньси, было обнаружено его четкое строение и обилие реликвий. Эпитафия была сделана из известняка, на поверхности которой выгравированы рельефные трехграфические знаки, читающиеся как «мавзолей Великого Чжоу императора У-ди». К настоящему времени это единственный сохранившийся образец полного комплекта эпитафии.
Результаты исследования
Радиоуглеродный анализ показал, что изученные кости принадлежат человеку, умершему около 564–650 годов.
С помощью генетического анализа учёные решили выяснить, как связана императрица с другими древними и современными популяциями. Несмотря на плохую сохранность костей, им удалось прочитать полный геном с покрытием 0,2 раза. Это исследование подтвердило, что останки принадлежали женщине, которая к тому же оказалась носительницей митохондриальной гаплогруппы F1d, распространённой в Северо-Восточной Азии.
F3-статистика подтвердила, что больше всего генетический профиль императрицы схож именно с древними северо-восточными азиатами.
Метод главных компонент показал, что на графике генотип императрицы группируется вместе с современными носителями тунгусских и монгольских языков, некоторыми древними кочевыми племенами из этого же региона (сяньби, жужани, кидани и другими), а также с древними охотниками-собирателями с востока Монгольского плато и из Северо-Восточной Азии.
Вместе с тем исследователи заметили, что в геноме императрицы присутствует примесь, связанная с популяциями из Западной Евразии. По расчётам исследователей, эта западноевразийская примесь возникла примерно за 1566 ± 396 лет до времени жизни императрицы.
Далее молекулярные биологи решили выяснить, насколько генетический профиль императрицы близок к популяциям кочевников Центральной степи раннего железного века и эпохи Средневековья. Больше всего она оказалась генетически схожа с жужанями, сяньби, киданями, а также мохэ. При этом уйгуры, карлуки, кимаки и некоторые другие популяции заметно отличались своим происхождением от императрицы. Учёные заключили, что генетический профиль императрицы из рода Ашина был ближе к современным носителям тунгусских и монгольских языков, чем к тюркоязычным популяциям.
Комментарии ()