Цыбен Жамцарано: история жизни

16 февраля 2024, 19:40 1610 0 Автор: Золотая Орда

Цыбен Жамцарано: история жизни

Цыбен Жамцаранович Жамцарано (1881 - 1942)

Бурятский учёный Цыбен Жамцаранович Жамцарано родился в 1881 г. в улусе Судунтуй Хойто-Агинского родового управления в семье зайсана (старосты) рода ходанца-шарайд Жамцарана Гендунова. О себе и своих корнях он писал:

«Мои предки первоначально обитали в долине Ингоды, затем перекочевали в Агинскую степь. Я принадлежу к хоринскому роду шарайд бурятского народа монгольской кости. Имя моё Цыбен. Отца зовут Жамцараном. Он родился в год барса, сейчас ему 50 лет. В молодости он хорошо пел, ловко усваивал грамоту, 9 лет был в должности зайсана. У него спокойный характер, потому его звали «старый зайсан». Дедушку звали Гэндэном. Он был человеком беспокойным, с прямым характером, делал всё по-своему. Весьма старателен был в работе. Несколько лет был зайсаном. Скончался он на 68 году жизни. У него был один сын и одна дочь. Нас в семье было 5 детей: 3 сына и 2 дочери. Бабушку по матери звали Ганжур или Долгор Цэнгуева. Была весьма умной, знала монгольскую грамоту. Она обучила моего отца и других молодых чтению и письму».

По тогдашним бурятским традициям монгольскому письму и грамоте юный Цыбен Жамцарано обучился в семье, в которой высоко ценились знание и грамотность, также как и интерес, и любовь к культуре своего народа:

«Любовь ко всему родному, бурятскому, любовь к родной старине, к былинам и шаманским гимнам, к народной поэзии и религии – я получил с малых лет. 80-летняя прабабушка делилась воспоминаниями о своём детстве, о «чертовщине», о борьбе шаманов с ламами, о великом духе горы Шасана, который настолько был реален, что мог разговаривать с детьми. Бабушка рассказывала о славных подвигах Гэсэра, о борьбе его с многоголовыми чудовищами «мангатхаями»; дедушка – об ухэрах [духах] нашей семьи, которые разъезжают, будто бы, по кочевьям, чтобы увезти понравившегося им родственника, – всё это до крайности увлекало нас детей, унося наши воображения в фантастический мир героев и мангадхаев, шаманов и оборотней, в правдивости существования которых у нас не возникало никаких сомнений. Отец иногда читал вслух трилогию – Гэснэ-хан, Арджи-Бурджи-хан, Викармиджид-хан, индийские притчи из книги «Белый лотос» и т. д. Дедушка любил до обожания степные бурятские законы и сам читал, и меня заставлял читать».

В 12 лет отец увозит сына для поступления в Читинское городское трехклассное училище, которое Цыбен успешно оканчивает с Похвальной грамотой. Через месяц после окончания училища 15-летний Цыбен Жамцарано уезжает в Санкт-Петербург для продолжения образования в бурятской гимназии, основанной П. Бадмаевым для бурятских мальчиков. Через несколько лет обучения в гимназии, он был вынужден бросить обучение из-за несогласия принять православие. Летом он возвращается домой и осенью поступает на учёбу в Иркутскую учительскую семинарию, в которой успешно учился с 1898 по 1901 гг. После окончания семинарии 20-летний Цыбен Жамцарано возвращается в Агу и начинает работать учителем Агинского приходского училища. Уже через год, в 1902 г., агинские буряты принимают решение послать на общественные средства, собранные среди земляков, его и Базара Барадина вольнослушателями для продолжения обучения в Санкт-Петербургском университете (С-ПУ). За годы учёбы в университете Цыбен Жамцарано получил основы для будущей разносторонней научной деятельности.

Цыбен Жамцарано: история жизни

Его научная деятельность началась со второго курса С-ПУ. Начиная с 1903 г. он вместе со старшими преподавателями каждое лето отправляется в экспедиции в Центральную Азию для изучения разных тюркоязычных и монголоязычных этнических групп под патронажем Русского комитета для изучения Средней и Восточной Азии и Русского музея императора Александра III. Студент и уже исследователь Ц. Жамцарано собирает и фиксирует фольклорные и этнографические материалы у разных этнических групп, записывает их устные предания об их истории и происхождении.

В стенах университета молодой учёный разработал методику научной паспортизации записываемого материала и информантов с подробными комментариями, которую он впервые применил в экспедициях. Научный талант и пытливость молодого учёного были оценены Русским Географическим Обществом, по решению которого в 1905 г. он был удостоен серебряной медали.

Цыбен Жамцарано: история жизни

Цыбен Жамцарано с земляками из Аги

В 1907–1908 гг. Ц. Жамцарано преподавал монгольский язык на факультете восточных языков в родном университете и, в последующие годы, принимает участие в организации и проведении длительных научных экспедиций по Внутренней и Внешней Монголии. В этих экспедициях Ц. Жамцарано исследовал диалектные особенности монголоязычных народов, собрал уникальные фольклорные и письменные памятники (рукописи и ксилографы на старомонгольском языке), архивные и полевые материалы по этнографии, этногенезу, шаманизму и истории монгольских народов.

После экспедиции по Внутренней Монголии он написал статью о культе Чингисхана в Ордосе, которая в наше время является единственным достоверным источником о непрерывной линии духовного наследия Чингисхана среди монголов. Его монография «Монгольские летописи XVII века» до сих пор остаётся одним из наиболее капитальных трудов по монгольской историографии, в которой им впервые был дан глубокий анализ и характеристика пяти основных монгольских исторических сочинений XVII в. Его записи фольклорных и эпических произведений бурят и халхасцев изданы в 9-ти томах.

Перу Жамцарано принадлежат такие интересные работы, как «Золотые поучения, приписываемые Чингис-хану», «Происхождение дархатов, хубсугульских урянхайцев, торгутов, хошутов, чахаров, даригангинцев, алтайских урянхайцев, казахов и эвенков», «Жизнь и быт русских подданных бурят» и другие. Жамцарано был выдающимся пропагандистом и популяризатором научных знаний. Им изданы учебные пособия по географии, языкознанию, книга о космографии.

Большая часть его неопубликованного рукописного наследия: статьи, заметки, переводы памятников бурятского права, рабочие тетради, материалы по шаманизму, культу Чингисхана, астрологии, тибетской медицине, хранятся в архивах Санкт-Петербурга, Улан-Удэ, Улан-Батора. Его письменное наследие до сих пор полностью не изучено и не введено в научный оборот.

С 1911 по 1917 гг. Ц. Жамцарано жил и работал в Монголии в Министерстве иностранных дел России. Одновременно он исполнял обязанности советника в Министерстве просвещения в правительстве Богдо-гэгэна. В эти годы благодаря инициативе Ц.Ж. Жамцарано в Монголии была проведена реформа в системе образования и просвещения, были организованы первые светские школы, составлены и изданы первые учебники и учебные пособия. Он был основателем и редактором первых периодических изданий Монголии: журнала «Шинэ толи хэмээх бичиг» и газеты «Нийслэл хүрээний сонин бичиг». Им осуществлены переводы на монгольский язык произведений европейских писателей, например, Л.Н. Толстого «Жизнь Будды», Жюль Верна «Пятнадцатилетний капитан», ряда произведений Джека Лондона, Джованни Боккаччо и других всемирно известных авторов. Им была начата серия переводов мировой художественной классики на монгольский язык, своего рода антология переводов мировой классики.

В 1913 г. он входил в состав монгольской делегации в Россию, выступал в качестве переводчика-эксперта на трёхсторонних переговорах России, Монголии и Китая в 1914, 1915 гг.

Цыбен Жамцарано: история жизни

Его заслуги были высоко оценены Богдо-гэгэном, который присвоил ему титул туше-гуна в 1915 г. Следует отметить, что заслуги и вклад Ц. Жамцарано в развитие просвещения, образования, культуры и пропаганды лучших мировых научных, художественных и политических достижений среди монгольских народов, трудно переоценить, даже сейчас невозможно не удивляться тому огромному объёму работы, выполненной им в этот период.

С лета 1917 года Ц. Жамцарано активно окунулся в национальное движение в Бурятии и в том же году был избран председателем Бурятского Центрального национального комитета (Бурнацкома). С установлением Советской власти в Забайкалье он, поняв ультрареволюционные идеи местных большевиков, приходит к идее национального самоопределения бурят, чтобы сохранить свой народ в условиях ожесточенной классовой борьбы разных, в том числе вооруженных, сил.

В 1918 г. был избран Наркомом по национальным делам Забайкальской области. Им был издан ряд публицистических статей по проблемам политического и культурного возрождения бурят и монголов. В его личном архиве широко представлены разносторонние материалы, характеризующие этот вид его деятельности.

В 1919–1920 гг. он работал преподавателем Иркутского университета. Ему принадлежит заслуга в организации и руководстве Бурят-Монгольским Учёным комитетом (ныне – Бурятский научный центр СО РАН) в Верхнеудинске (Улан-Удэ).

С 1920 г. через Дальневосточный секретариат Коминтерна в Иркутске Ц. Жамцарано активно включился в национально-освободительное движение в Монголии, он был одним из основателей Монгольской Народной партии (позднее МНРП), был автором политической программы партии, утверждённой в 1921 г. в Кяхте, и проекта первой конституции Монголии.

Цыбен Жамцарано: история жизни

Он сыграл выдающуюся роль в новейшей истории Монголии, в создании нового монгольского государства и общества начала XX века.

Он занимал многие ответственные государственные посты, как в автономной Монголии, так и в Народном правительстве: заместитель министра иностранных дел, член экономического совета страны, член Совета Госбанка Монголии. Был избран в члены малого Хурала, Президиума ЦК МНРП, возглавлял Центральную контрольную комиссию МНРП. При его непосредственном участии формировалась как внешняя, так и внутренняя политика автономной и народной Монголии.

В 1921–1931 гг. он внедрил в Монголии светскую систему подготовки государственных, научных и учительских кадров. Ц. Жамцарано призывал не притеснять учёных лам, развивать в монастырях светское образование, под которым понимались грамотность на родном языке и начальные сведения по точным наукам и естествознанию.

Цыбен Жамцарано заложил основы Судар бичгийн хүрээлэн (Книжная палата) – в русскоязычной традиции Учёный комитет (Учком) – «для переводов самых важных иностранных книг и учебников на родной язык, просвещения народа и развития научных исследований». Понимая, что собственными силами данную задачу не решить, Ц.Ж. Жамцарано активно инициировал международные связи. Личные контакты Жамцарано с Ольденбургом имели определяющее значение для становления научного взаимодействия Учёного комитета Монголии с Академией наук СССР. Впоследствии Учком был преобразован в Академию наук Монголии.

Следует отметить, что монгольский Учком не рассматривал российское направление как единственное. Однако его контактам препятствовала неопределённость международного статуса Монголии, провозглашённая независимость которой была признана только советской Россией. В глазах остального мирового сообщества страна до 1946 г. оставалась автономной частью Китая. Но и в этих условиях Цыбен Жамцарано до 1932 г. пытался развивать научные связи с Германией, Францией и Америкой.

В 1924 г. Ц. Жамцарано, не имея гражданства СССР, принимает монгольское гражданство.

Понимая многовековую религиозную традицию Монгольского государства, Цыбен Жамцарано видел путь модернизации монгольского общества в единстве буддийской религии с социалистическим строем, при этом он отрицал острые классовые противоречия. Цыбен Жамцарано был знатоком японской конституции 1889 г., которая впервые в Азии ввела конституционную форму правления и заложила основы представительной демократии.

Цыбен Жамцарано: история жизни

Цыбен Жамцарано последовательно выступал за развитие отношений со странами с развитой демократией, за приобщение к общечеловеческому прогрессу в культуре, за достойное зажиточное существование монгольских народов через кооперирование, развитие частного уклада, за соблюдение прав и свобод человека в их классическом понимании, за уважение свобод личности.

Как отмечают исследователи, Цыбен Жамцарано ратовал за «настоящую независимость Монголии» («ни сюзеренитета Китая, ни протектората России»), превращение Халхи в притягательный центр всех монголов. Ввиду крайней экономической, социальной и культурной отсталости страны путь к социализму, по его мнению, «лежит через госкапитализм и кооперацию», при сохранении и даже поощрении индивидуальных хозяйств до зажиточности. Во имя единства нации, считал он, необходимо не обострять классовую борьбу, избегать «неосторожных шагов, неудачных экспериментов», поэтому нужно делать ставку на реформы и развитие национальной культуры без «навязывания или административных воздействий». «Необходимо продвигаться к социализму медленно, да верно», – писал Ц. Жамцарано.

Однако, разработанный им план дальнейшего развития Монголии подвергся критике со стороны монгольских «левых» деятелей партии, ярых сторонников И. Сталина и Н. Ежова. Жамцарано и его сторонники были изгнаны из партии и со своих постов, поэтому в 1932 г. Ц. Жамцарано был вынужден уехать из Монголии.

Цыбен Жамцарано: история жизни

Американские исследователи отмечают, что «сложившаяся ситуация направила некоторых бурятских интеллигентов на поиск других путей своей свободы. Они не преследовали российских целей. Но они преследовали цели, которые могли привести к конфликту с российскими внешнеполитическими интересами в условиях неразберихи китайской политики после 1911 г. Их надежды на Великое Монгольское государство в стремлении объединить Танно-Туву, Внешнюю и Внутреннюю Монголию, территорию Барги и, в неменьшей степени, бурятские земли к востоку и западу от Байкала, не могло привести ни к чему более, как к конфликту. Такого рода сообщество могло бы эффективно изолировать Россию от прямого вторжения в Китай, но могло бы также создать государство, враждебное российским амбициям в Азии» [Лиштованный Е.И. 2001].

В 1932 г. Цыбен Жамцарано уезжает в Ленинград, где был принят на должность научного сотрудника Института Востоковедения АН СССР. Там он встречает своих друзей – известных учёных-востоковедов Николая Поппе, Сергея Ольденбурга, Федора Щербатского. Он с жадностью набрасывается на работу и в течение нескольких лет выпускает в печать несколько неизвестных европейской науке монгольских источников и завершает свой фундаментальный научный труд «Монгольские летописи XVII века». В 1935 г. по совокупности научных трудов он удостаивается научной степени доктора литературоведения (т.е. филологических наук) Академии наук СССР. При этом он живёт в одиночестве в общежитии при буддийском храме в Ленинграде.

Цыбен Жамцарано: история жизни

Ц. Жамцарано - доктор филологических наук, Институт востоковедения АН СССР в г. Ленинграде

Научная деятельность Ц. Жамцарано в Ленинграде оборвалась в 1937 г. Глава НКВД Н.Е. Ежов лично запросил у самого Сталина разрешение на «арест граждан МНР профессора Жамсарано и его аспиранта Мергена Гомбожана».

Цыбен Жамцарано: история жизни

11 августа 1937 г. Ц. Жамцарано был арестован по уголовному делу о шпионаже и участии в повстанческой панмонгольской организации «Японо-бурятский центр», и помещён в камеру к уголовникам. Из-за подобных же обвинений он был вынужден ранее уехать из Монголии. Допросы, следствие и пытки в застенках НКВД длились больше 2,5 лет. Всё это время, в свои 56–58 лет, Цыбен Жамцарано вёл изнурительную интеллектуальную дуэль со сменяемыми друг друга следователями НКВД, где проигрыш означал неминуемый расстрел. Его товарища Элбек-Доржи Ринчино, арестованного в Москве 19 июня 1937 г., расстреляли 23 июня 1938 г. В 1937 году были арестованы и вскоре расстреляны бурятский учёный-востоковед Базар Барадин, исследователь буддийского искусства Осор Будаев, лама Агван Доржиев, тибетолог А.И. Востриков, монголовед М.И. Тубянский. В 1937 году были арестованы и приговорены к высшей мере наказания практически все обитатели буддийского храма в Петербурге. Диктатура питается только кровью. Кровью лучших.

Цыбен Жамцарано: история жизни

Санкт-Петербургский буддийский храм «Даца́н Гунзэчойнэ́й»

19 февраля 1940 г. особое совещание (ОСО) при НКВД СССР приговорило Ц. Жамцарано к 5 годам ИТЛ. К тому времени ему, если считать с момента ареста в августе 1937 года, сидеть оставалось всего два с половиной года. Для отбывания срока Жамцарано был помещён в тюрьму города Орла, однако в сентябре 1941 г. в связи с угрозой взятия Орла немецкими войсками он был вместе с частью заключённых этапирован в Соль-Илецкую тюрьму Оренбургской области. Голод, лишения и пытки подорвали его здоровье. 14 мая 1942 года, в возрасте 61 год, за три месяца до окончания срока, он умер от болезни в Соль-Илецкой тюрьме.

В 1956 г. Цыбен Жамцарано был полностью реабилитирован. Годы официального замалчивания его имени в России не могли не сказаться на крайне неполном представлении о характере деятельности Ц.Ж. Жамцарано и масштабах её результатов. До 90-х гг. прошлого века в основном изучалось его рукописное фольклорное наследие. Были изданы следующие памятники фольклора: «Улигеры хори-бурят», «Улигеры ононских хамниган», «Абай Гэсэр хүбүүн», «Буху Хара хүбүүн», «Айдурай Мэргэн», «Еренсей», «Мэньелтэ Мэргэн» и др.

В апреле 1961 г. бурятские учёные после более чем 25-летнего вынужденного замалчивания его имени смогли отметить 80-летие со дня его рождения, проведя научную конференцию и опубликовав ряд статей, посвящённых его жизни и творчеству. Проведение научной конференции в 1961 г. положило начало устранению исторической несправедливости и восстановлению его заслуг.

Источник : zolord.ru

Реклама

Комментарии ()

    Написать комментарий

    Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены символом *

    Похожие материалы
    Судьба енисейских кыргызов
    1876 0
    Судьба енисейских кыргызов

    От эпохи кыргызского великодержавия до полной дефрагментации.

    30 апреля 2024
    Жаксылык Сабитов о наследии Золотой Орды и скандале в Монголии
    1886 0
    Жаксылык Сабитов о наследии Золотой Орды и скандале в Монголии

    Почему власти РК инициировали написание новой академической истории Казахстана? Является ли Россия наследницей Золотой Орды? За что судили Жаксылыка Сабитова в Монголии? На эти и др. вопросы ответил известный казахский историк, д-р полит. наук Ж. М. Сабитов.

    23 апреля 2024
    Ещё раз о наследии Улуса Джучи: «приватизация» наследия Золотой Орды её потомками недопустима»
    2131 0
    Ещё раз о наследии Улуса Джучи: «приватизация» наследия Золотой Орды её потомками недопустима»

    11 апреля в Институте истории им. Ш. Марджани Академии наук Республики Татарстан прошёл международный круглый стол «Актуальные проблемы средневековой истории Евразии».

    14 апреля 2024
    Какие народы возникли из Золотой Орды
    2458 0
    Какие народы возникли из Золотой Орды

    Сегодня эти народы сохраняют свои уникальные культурные и исторические особенности, хотя они имеют общие корни в Золотой Орде.

    30 марта 2024
    Самые умные страны мира в 2023 году
    1489 0
    Самые умные страны мира в 2023 году

    Исследователи указали исторический эпицентр максимума IQ на планете.

    12 мая 2024
    Путешественник во времени: художник показывает, как знаковые люди из прошлого делали свои селфи (28 фото)
    1645 0
    Путешественник во времени: художник показывает, как знаковые люди из прошлого делали свои селфи (28 фото)

    Прокрутите вниз, чтобы увидеть Авраама Линкольна, Чингисхана, Боба Марли и других известных людей прошлого в новом свете!

    05 мая 2024
    Сохранение генофонда во времени и пространстве у монголоязычных ойратов
    1489 0
    Сохранение генофонда во времени и пространстве у монголоязычных ойратов

    Международный коллектив ученых (N. Balinova et al.) в исследовании, опубликованном 11.04.2024 в European Journal of Human Genetics, генерировали новые данные полногеномной и митохондриальной ДНК современных ойратов.

    04 мая 2024
    Статьи
    Восстановлено генеалогическое древо загадочного народа авары — и в ней степные традиции
    2045 0
    Восстановлено генеалогическое древо загадочного народа авары — и в ней степные традиции

    Родословная за 250 лет, адаптация на новой территории, традиции, антропология и археогенетика аваров.

    01 мая 2024
    Судьба енисейских кыргызов
    1876 0
    Судьба енисейских кыргызов

    От эпохи кыргызского великодержавия до полной дефрагментации.

    30 апреля 2024
    Жаксылык Сабитов о наследии Золотой Орды и скандале в Монголии
    1886 0
    Жаксылык Сабитов о наследии Золотой Орды и скандале в Монголии

    Почему власти РК инициировали написание новой академической истории Казахстана? Является ли Россия наследницей Золотой Орды? За что судили Жаксылыка Сабитова в Монголии? На эти и др. вопросы ответил известный казахский историк, д-р полит. наук Ж. М. Сабитов.

    23 апреля 2024
    Божественный ветер: японские пилоты-камикадзе времён Второй мировой войны
    1927 0
    Божественный ветер: японские пилоты-камикадзе времён Второй мировой войны

    За каждым пилотом-камикадзе, отправляющимся на верную смерть, стоял обычный человек, часто с женой или возлюбленной дома, и у которых было много причин для жизни.

    21 апреля 2024
    История