Борьба за изучение татарского языка в школах дошла до Верховного суда РФ

18 октября 2018, 10:17 1197 0 Автор: Золотая Орда

Борьба за изучение татарского языка в школах дошла до Верховного суда РФ

фото: сайт Верховного суда РФ

В Москве 9 и 11 октября в Верховном Суде РФ рассматривался иск директора казанской школы-интерната «СОлНЦе» Павла Шмакова к Министерству просвещения РФ, а также к Министерству науки и высшего образования РФ и Министерству юстиции РФ, сообщает ИА «Ислам ньюс».

Павел Шмаков добивается включения государственных языков республик РФ в число обязательных учебных предметов ФГОС и определения порядка их изучения. Но главное, по его мнению, необходимо исключить разное, неоднозначное трактовку нормативных актов, приводящее к многочисленным конфликтам вокруг изучения языков республик РФ в школе.

Появившаяся после первого дня суда слабая надежда на положительный исход дела не оправдалась. 11 октября Верховный Суд отклонил иск П.Шмакова о признании частично недействующими ( требующими изменений и дополнений) федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) начального, основного общего и среднего общего образования т.к. в них не включены государственные языки республик РФ, хотя они упомянуты в законе об образовании РФ наряду с родными языками.

Окончательное решение суда в письменном виде и с обоснованиями будет получено в течение 5 дней, после чего команда Шмакова примет решение о дальнейших действиях.

Павел Шмаков единственный из руководителей школ с осени 2017 года продолжает борьбу против системы в поддержку обязательного изучения татарского языка, других языков народов РФ. Он подвергался штрафу и многочисленным проверкам за то, что не отменил обязательные уроки татарского языка в своей школе, после предписаний прокуратуры.

Нужно отметить и то, что после вступления Павла Шмакова в неравную борьбу с прокуратурой, конфликт вокруг изучения языков республик РФ перестал восприниматься как межнациональный.

Павел Шмаков и его представители не оспаривают установленный новым законом порядок изучения родных языков, а требует или дополнить предметную область «Родной язык» государственными языками республик или определить их в новую предметную область в обязательной части ФГОС и прописать порядок их изучения.

Павел Шмаков придерживается мнения, что государственные языки республик должны изучаться в обязательном порядке хотя бы 1-2 часа в неделю.

Судебное заседание 9 октября продолжалось почти 6 часов. Истца Павла Шмакова на суде представляли три представителя: адвокат Тимур Зарипов, юрист Максим Громов, и юрист школы «СОлНЦе» Анна Овчинникова. Со стороны ответчика на суде были два представителя министерства просвещения, один от министерства науки и высшего образованияи один от министерства юстиции.

Первые два часа судебного заседания решали скучные для большинства вопросы процедурного характера. В зале была спокойная доброожелательная атмосфера, судья внимательно выслушивал стороны, участники и слушатели дела проявляли взаимное уважение. Основные события развернулись на третьем часе заседания, когда были заслушаны представители истца, и с разрешения суда выступил сам П. Шмаков, прояснив свою позицию и суть вопроса, затем выступали представители ответчика.

В ответном выступлении представитель министерства просвещения В. Панькова пыталась доказать что ФГОСы не препятствуют организации изучения татарского языка и не ущемляют ничьих прав. Но когда представитель П.Шмакова задал вопрос: – каким образом должно быть организованно изучение государственного языка республики по действующим ФГОС представитель министерства не смогла чётко ответить на этот вопрос, при повторении и уточнениях вопроса начала путаться в своих ответах. Этот же вопрос более чётко сформулированный задал и сам судья.

Несколько раз представитель министерства просвещения повторила, что государственный язык республики можно изучать за счёт предметной области «Родной язык». Но именно с этого (изучения татарского языка как родного всеми учащимися) в Татарстане и начался конфликт вокруг изучения татарского языка, который активно раздували в СМИ.

Кроме того, как сказал П.Шмаков, получается, что русскому ребёнку (его родителям или представителям), который захочет изучать неродной для него татарский язык как государственный, для этого нужно заявить, что татарский язык является для него родным, т.е. формально сменить свою национальную принадлежность. Было бы неверно неуверенную позицию юристов, представляющих министерство просвещения, отнести только к их неопытности и неподготовленности. В министерстве просвещения, и в целом в обществе, плохо понимают проблемы изучения языков народов РФ. Представители министерства путают понятия родной язык и государственный язык республики, изучение языка и обучение на родном языке.

Павел Шмаков подчеркнул, что он против деления детей в школе по национальному признаку, что предусматривают новый порядок изучения родных языков. И для него как для педагога и директора, чтобы дети разных национальностей дружили, не было конфликтов. Изучение государственных языков республик всеми учащимися способствовало бы этому.

Судебное заседание 11 октября было коротким. С заключением по делу выступил представитель Генпрокуратуры, предложивший отклонить иск. Затем выступили представители истца, сам Шмаков и представители ответчика. Суд удалился на совещание и через 15-20 судья Ю.Иваненко объявил о решении суда – «Иск отклонить». Окончательное решение в письменном виде будут выслано в течении 5 дней.

Истцы не теряют оптимизма и готовы бороться дальше.

Борьба за изучение татарского языка в школах дошла до Верховного суда РФ. Павел Шмаков добивается включения государственных языков республик РФ в число обязательных учебных предметов ФГОС и определения порядка их изучения.

После окончания судебного заседания П.Шмаков, его представители, представители общественности, пришедшие поддержать его, несмотря на неудовлетворённость решением суда, обсуждая ситуацию пришли к общему мнению что этот суд в любом случае будет полезен. Это и общественный резонанс, новое привлечение внимания общественности к проблеме. Это и опыт отстаивания языковых прав в суде на самом высоком уровне.

Кроме того в ходе обсуждения 9 октября судья фактически признал что положения закона об образовании и ФГОС могут трактоваться по разному разными ведомствами. А представитель министерства просвещения, не сумев на первом заседании аргументировано отвергнуть доводы истца, в заключительном выступлении всячески старалась подчеркнуть, что ФГОС устанавливает лишь общую федеральную часть учебной программы, и не ограничивает регионы и учебные заведения в формировании своей части учебной программы (хотя на деле эта часть мала и не позволяет организовать полноценное изучение государственных языков). И есть надежда, что эти вопросы хотя бы частично будут отражены в судебном определении и это ускорит изменения в ФГОС.

После получения решения суда Шмаков и его юристы будут определяться с дальнейшими действиями. Но есть и другая сторона вопроса. Как ещё раз показал суд, в Министерстве просвещения РФ мало обращают внимания и плохо понимают вопросы изучения национальных языков РФ. И надеяться на то, что разработанные министерством новые ФГОСы улучшат ситуацию с их изучением не приходится. Общественности народов РФ необходимо на экспертном уровне определить и предъявить чёткие требования по порядку и объёмам изучения родных языков и государственных языков республик…

Наил Гыйлман
zamanabiz.blogspot.com

 

Источник : www.islamnews.ru

Реклама

Комментарии ()

    Написать комментарий

    Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены символом *

    Похожие материалы
    Вера и власть: как монголы относились к христианству на Руси
    498 0
    Вера и власть: как монголы относились к христианству на Руси

    Монгольская «интеллектуальная империя» строилась не только на мечах, но и на идеях.

    24 октября 2025
    Джунгарский миф: война, память и политика в истории Казахстана
    715 1
    Джунгарский миф: война, память и политика в истории Казахстана

    Разрушая миф: что на самом деле стояло за казахско-джунгарским противостоянием.

    12 октября 2025
    История о Джучи, Чингисхане и расколе в семье
    2801 0
    История о Джучи, Чингисхане и расколе в семье

    О том, как сын Чингисхана Джучи поссорился со своим отцом, и чем это обернулось для всей империи.

    31 августа 2025
    Монгольские истоки казахской кочевой культуры: Историко-культурный анализ
    10341 1
    Монгольские истоки казахской кочевой культуры: Историко-культурный анализ

    Кочевая цивилизация Великой степи, охватывающая территорию современного Казахстана, сформировалась в результате длительных этнокультурных взаимодействий. Однако именно в XIII–XIV веках под влиянием Монгольской империи и её наследников на территории будущего Казахского ханства произошёл качественный цивилизационный сдвиг.

    05 июня 2025
    Монголия сегодня: между ресурсным бумом, реформами и политической нестабильностью
    64 0
    Монголия сегодня: между ресурсным бумом, реформами и политической нестабильностью

    2025 год стал для этой уникальной страны годом резких контрастов.

    29 ноября 2025
    Властелины Великой степи: Как калмыки-ойраты покорили Прикаспий и бросили вызов Крыму
    214 0
    Властелины Великой степи: Как калмыки-ойраты покорили Прикаспий и бросили вызов Крыму

    О формировании Калмыцкого ханства в Прикаспийских степях — как ойраты, покинув Джунгарию, отстаивали своё место под солнцем среди могущественных соседей.

    22 ноября 2025
    Дзэн и цветы свободы: рождение духовной революции 1960-х
    249 0
    Дзэн и цветы свободы: рождение духовной революции 1960-х

    Эта статья рассказывает, как дзэн-буддизм, интеллектуально открытый для Америки японскими мастерами и мыслителями, стал духовной основой для революции свободы 1960-х годов.

    18 ноября 2025
    Борьба с коррупцией в Сингапуре: Как государство стало одним из самых честных в мире
    318 0
    Борьба с коррупцией в Сингапуре: Как государство стало одним из самых честных в мире

    Как Сингапур превратился из бедной коррумпированной колонии в один из самых честных и процветающих финансовых центров мира.

    15 ноября 2025
    Инбридинг в тюркских странах: невидимая угроза генофонду
    342 0
    Инбридинг в тюркских странах: невидимая угроза генофонду

    Статья посвящена проблеме инбридинга (близкородственных браков) в тюркских странах. В работе анализируются масштабы явления, его причины и возможные пути решения.

    15 ноября 2025
    Монгольское завоевание территории Казахстана: Рождение нации из пепла империи
    198 0
    Монгольское завоевание территории Казахстана: Рождение нации из пепла империи

    Эта статья подробно исследует, как монгольское нашествие в XIII веке стало поворотным пунктом в истории Казахстана.

    12 ноября 2025
    Статьи
    Почему монголы не оккупировали Русь
    374 0
    Почему монголы не оккупировали Русь

    Русь и Орда: форма зависимости, которая сформировала российскую государственность.

    08 ноября 2025
    История