Культ огня у бурят

19 октября 2018, 21:06 6219 0 Автор: Золотая Орда

Культ огня у бурят

фото Александра Никольского (Siberian Times)

Поклонение огню относится к числу древнейших культов у многих народов. Изучение этого культа у монголоязычных народов позволяет выявить различные периоды истории его формирования, которые можно проследить как по текстам средневековых письменных источников - обрядников, так и по этнографическим данным - в частности по сведениям об обычаях и обрядах, связанных с культом огня, собранным Г.Р. Галдановой в Бурятской АССР в 70-е г.

Сутры, посвященные огню, составляли значительную часть «шаманской литературы». Они имеются во многих востоковедных фондах мира: в РФ - в рукописных фондах Санкт-Петербургского отделения Института востоковедения АН, Бурятского института общественных наук СО АН, Библиотеки восточного факультета СПбГУ; в Монголии - в рукописном хранилище Государственной библиотеки; в Дании, в библиотеках ФРГ, США, Англии и т. д.

Например, в Баргузинском районе Бурятии при совершении обряда поклонения огню (гал тахилга) у очага устанавливали украшенную красными лоскутами тальниковую лозинку, которая называлась галай бургаhан (доел, «ивовая лозинка огня»). Аналогичным образом используется тальник у телеутов. Как отметила Н. П. Дыренкова, при совершении свадебного обряда сооружают три глиняных очага, в которые втыкают ветви тальника с привязанными к ним белыми и красными ленточками; в каждый очаг, который в данном случае является ритуальным, наливают масло.

Культ огня у бурят. Поклонение огню относится к числу древнейших культов у монголоязычных народов.

У всех монголоязычных народов огонь как олицетворение женского начала, матери представлялся источником богатства, плодородия, жизненной силы. Бездетные женщины совершали обряд моления огню и просили дать «сына-помощника и ласковую дочь».

У бурят существует поверие, что после приношения в жертву огню ягненка обязательно родится ребенок. Обращаясь к огню, называли его гал ехэ гуламта, зол ехэ заяша (великий очаг огня, великая созидательница счастья, судьбы).

Наличие именно родового культа огня было зафиксировано в текстах гимнов, адресованных домашнему очагу Чингисхана, «огню Золотого рода Борджигин, взрастившему четырех святых - Джучи, Чагатая, Угэдэя и Тулуя».

В некоторых сутрах огня говорится, что огонь был высечен Есугэй багатуром и разожжен матушкой Оэлун. В них поется гимн домашнему очагу Чингисхана и излагается просьба-пожелание:

«Да буду я вечно обладателем яшмовой печати, владыкой всего: своего народа, да не лишусь звания хана, не изменю имени Борджигин, да не потеряю власти богдо».

В одной из легенд довольно позднего происхождения говорится о причине возникновения поклонения огню. В одном ханстве начались большие несчастья, болезни косили людей и скот, нападали враги и хищные звери, удача покинула хана и его подданных. Когда отчаявшийся хан обратился за советом к мудрецу, тот рассказал ему, что в далекие времена один бедный старик принес в жертву огню свою единственную овцу, после чего он очень разбогател и имел большое потомство. И мудрец посоветовал хану совершить моление огню, чтобы счастье и удача водворились в его ханстве. Судя по легенде, огонь выступает как покровитель и человека, и семьи, и всего ханства; он дарует богатство, потомство, охраняет от болезней и врагов и т. д.

У бурят обряд гал тахилга, совершаемый при бездетности, а также перед свадьбой, когда жених приезжал к родителям невесты и устраивал жертвоприношение огню их домашнего очага, проводился с участием специального служителя огня - шибэгшин. Он разжигал ритуальный огонь и «угощал» жертвенными дарами, приговаривая: «Сыновья огня, ешьте, пейте».

Культ огня у бурят. Поклонение огню относится к числу древнейших культов у монголоязычных народов.

Шаман никогда не молился огню в одиночку. Моление совершалось им только при помощи либо шибэгшина, либо человека из рода галзут. Это засвидетельствовано и в записях П. Б. Балданжапова, сделанных им в Тунке и в Тункинском районе.

Дух огня у западных (иркутских) бурят называется Сахяадай нойон и Сахала хатан. Несомненно, что это название связано с именами Сагаадай и Санхалан, упоминаемыми в обрядниках. По мнению Б. Ринчена, хозяева огня Сахяадай и Санхалан - реальные исторические личности, сын и сноха Чингисхана, которые «согласно текстам рукописей, были шаманами и как таковые совершали жертвоприношения огню очага Чингисхана. По шаманской традиции дух огня главы государства считался духом огня всех монгольских очагов... Чагатай и его жена Чанхулан после смерти стали хозяевами общемонгольского огня».

Полифоничность знаков старомонгольской письменности действительно позволяет сделать вывод о том, что Чагатай-Сагаадай-Сахяадай — это одно лицо, второй сын Чингисхана. Он и стал хозяином общемонгольского огня.

Непонятно, впрочем, почему это не Тулуй — младший сын, который по традиции наследует отцовские владения, отцовский очаг, или Угэдэй, назначенный самим Чингисханом его преемником, наследником империи Чингисидов. Быть может, имена Сагаадай и Санхалан происходят от слов сагаан — белый, чистый, священный и сахиха — «высекать огонь», т. е. указывают, что ритуальные действия, связанные с культом огня, проводились служителями светлого, доброго начала — «белыми шаманами» в отличие от «черных шаманов».

Возникновение письменных текстов молений огню обычно датируют XVII в., но правильнее было бы отнести появление письменных текстов к XIII в., когда процветал культ Чингисхана, «рожденного по воле Вечного Неба», и культ домашнего очага Чингисхана, культ огня Золотого рода Борджигин. Последний приобрел в это время официальное государственное значение, благодаря чему, видимо, создавались гимны домашнему очагу рода Борджигин и вообще гимны огню.


Источники:

  1. Галданова Г.Р. «Культ огня у монголоязычных народов и его отражение в ламаизме» / Советская этнография. 1980. № 3. С. 94-100.
  2. Николаева Д.А. «Культ женщины-матери и огня в традиционной культуре бурят» / European Social Science Journal. 2014. № 7-2 (46). С. 332-338.
  3. Михайлов Т.М. «Из истории бурятского шаманизма (с древнейших времен по XVIII в.)» / Новосибирск, 1980.

Источник : zolord.ru

Реклама

Комментарии ()

    Написать комментарий

    Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены символом *

    Похожие материалы
    Геном дочери правителя Первого Тюркского каганата оказался генетически близким к тунгусским и монгольским популяциям
    1007 0
    Геном дочери правителя Первого Тюркского каганата оказался генетически близким к тунгусским и монгольским популяциям

    Палеогенетики отсеквенировали ДНК дочери правителя Тюркского каганата Мукан-кагана — жены императора Северной Чжоу У-ди, которая жила в VI веке нашей эры.

    03 февраля 2023
    Как простая рязанская девушка стала первой леди Монголии
    1185 0
    Как простая рязанская девушка стала первой леди Монголии

    История о том, как простая русская девушка вдруг стала женой несменного более 40 лет правителя Монголии и чего смогла добиться на «королевском троне».

    14 января 2023
    Китай отменяет COVID-19 и открывает границы
    597 0
    Китай отменяет COVID-19 и открывает границы

    С 8 января 2023 года государство открывает границы в обе стороны.

    07 января 2023
    Жаксылык Сабитов рассказал о самых известных исторических мифах Казахстана
    797 0
    Жаксылык Сабитов рассказал о самых известных исторических мифах Казахстана

    «Безусловно, существуют некоторые "исследователи", которые получают государственное финансирование с такими тезисами, что Чингисхан — казах, однако это маргинальная группа историков».

    02 января 2023
    «У нас много сомнений, что Джучи захоронен в мавзолее, названном его именем»
    254 0
    «У нас много сомнений, что Джучи захоронен в мавзолее, названном его именем»

    Интервью Эммы Усмановой — одной из самых известных археологов Казахстана, которая исследовала погребения монголов-завоевателей Чингисхана конца XIII – начала XIV вв. в горах Улытау.

    16 марта 2023
    Почему в ДНК у русских после ига не появилось монгольских генов
    376 0
    Почему в ДНК у русских после ига не появилось монгольских генов

    И это, несмотря на два с половиной века ордынского ига. В чём же дело?

    13 марта 2023
    Генетики определили происхождение Гитлера
    469 0
    Генетики определили происхождение Гитлера

    Определённо одно: далёкий предок Гитлера по мужской линии — не индоевропеец (и вообще не европеец), хотя среди немцев доминируют именно они.

    09 марта 2023
    Таёжный тупик. История семьи Лыковых, которые ушли от мира навсегда
    653 0
    Таёжный тупик. История семьи Лыковых, которые ушли от мира навсегда

    В 1958 году на Лыковых случайно наткнулись туристы. И всё. О том, что сейчас происходит с этой семьёй и живы ли они вообще, никто не знал следующие 20 лет. Но в 1978 году про Лыковых узнал весь Союз.

    06 марта 2023
    О найманах, населявших территорию Монголии в XII – начале XIII веках
    566 0
    О найманах, населявших территорию Монголии в XII – начале XIII веках

    Являются ли современные найманы потомками средневековых найманов, населявших территорию Монголии?

    05 марта 2023
    Пайцза Узбек-хана
    525 0
    Пайцза Узбек-хана

    Пайцза Узбек-хана уникальна, она была изготовлена с 1313 по 1341 гг. в период его правления.

    25 февраля 2023
    Могут ли монгольские народы быть вегетарианцами? Секрет выносливости и силы былых кочевников
    604 0
    Могут ли монгольские народы быть вегетарианцами? Секрет выносливости и силы былых кочевников

    Очевидно, что пищевые традиции народа и генетические факторы взаимодействуют.

    18 февраля 2023