Традиции сквозь тысячелетия: как живут тенгрианцы в Кыргызстане
23 октября 2018, 14:12 1717 0
Распространение Ислама в Центральной Азии не привело к полному исчезновению архаических и древних верований. Практически в каждой стране региона до наших дней сохранились определенные традиции и различные культы, пережившие тысячелетия своего существования, но не потерявшие к себе веру и интерес.
Тенгрианство или культ космического божества Тенгри, восходящее своими корнями к 5-4 тысячелетиям до нашей эры - в числе подобных вероучений. Существовавший еще до принятия буддизма, христианства и ислама у тюрко-монгольских кочевников культ Тенгри до сих пор представляет интерес для многих представителей кочевнической цивилизации, в том числе и для определенной части этнических кыргызов.
Тенгрианство как философское мировоззрение
«Тенгрианство это философия жизни, здесь нет мест для поклонения в виде мечети, церкви, синагоги. Здесь нет религиозных книг в виде Торы, Библии, и Корана... Здесь говорится, что мы люди, такие же равные звенья одной цепи, как река, дерево, и мы не вправе, основываясь на своем эгоцентризме,вырубить лес и построить дом, если на то нет острой необходимости. Ты относишься к окружающему миру также, как хочешь, чтобы относились к тебе», - объясняет приверженец взглядов тенгрианства из Бишкека Сумсарбек Оббо Мамыралы.
Сумсарбек Оббо Мамыралы
Он выходец из обычной советской семьи, традиционно считавшей себя мусульманской, но не соблюдающей при этом основных канонов Ислама. После восьмилетнего пребывания в Европе и испытания кризиса религиозной идентичности, стал увлекаться идеями тенгрианства. Сейчас Сумсарбек - убежденный атеист, рассматривающий тенгрианство как философское мировоззрение, способное помочь человеку достигнуть гармонию с самим с собой и с окружающим миром.
Примерно такой же интерпретации придерживается Шаршенали Кабатегин, активист общественного объединения «Кыргыз эл касиети академиясы» (Академия качеств присущих кыргызскому народу).
«Наши основные принципы заложены в традициях кочевого народа, во взаимоотношениях между мужчиной и женщиной, в нашей культуре, все это в совокупности мы называем «Тинирчилик», - объясняет активист Шаршенали.
Борьба за признание
Однако в отличие от Сумсарбека, он и его единомышленники уже 10 лет борются за официальное признание тенгрианства в качестве официальной религии в Кыргызстане. Очередной призыв активистов был озвучен 13 октября на их пресс-конференции в Бишкеке. Тем не менее, до сих пор им это не удается.
Кроме признания безличного бога в лице Тенгри, последователи этого направления признают культ матери природы (Умай эне), веру в жизненную силу (кут), и уважение к умершим предкам, которые могут приходить к своим потомкам на помощь (онгон).
Тенгрианцы Кыргызстана также проявляют свои традиции в поклонении различным природным объектам. К примеру, часто можно заметить природный куст, увешанный полосками тканей, который символизирует просьбу к божественным силам о ниспослании здоровья, защиты от болезней и недугов, просьбы об удаче.
Тенгрианцы признают культ матери природы (Умай эне), веру в жизненную силу (кут), и уважение к умершим предкам, которые могут приходить к своим потомкам на помощь (онгон).
Активист Шаршенали не знает точного количества последователей тенгри, поскольку для них это не так важно. По его словам, тенгрианство у кыргызов в крови. Каждого, кто знает своих предков по имени до седьмого колена, «можно считать тенгрианцем». Он уверен, что официальная регистрация тенгрианства в Госкомиссии по делам религии Кыргызстана поможет его единомышленникам защищаться в законном порядке от разных нападок и давления, которым они подвергаются.
Толерантность в отношении тенгрианцев
Экс-директор Государственной комиссии по делам религий в Кыргызстане Орозбек Молдалиев в беседе с Радио Озоди отметил, что отношение к тенгрианцам среди населения в целом можно оценить, как терпимое, за исключением некоторых моментов.
«В Таласе был случай, когда местный имам сказал, что это не религия и на этой почве у них возник конфликт, а так никаких преследований и гонений в их отношении нет», - заверил эксперт.
Орозбек Молдалиев
По словам Молдалиева, отдельные члены тенгрианцев, в свою очередь, могут порой оскорблять мусульман, обвиняя их в «поклонении арабской религии».
Остаток древних понятий
Кыргызский историк Рыскул Жолдошев также утверждает, что нельзя воспринимать тенгринство на современном этапе в качестве религии, поскольку кроме отсутствия религиозных элементов, у этого движения практически нет последователей.
«Я не знаю их точного количества, но уверен, что, если не учесть людей, у которых есть личный интерес, там практически никого не останется», - поделился мнением историк.
В целом, историк видит во взглядах о тенгрианстве остаток древних понятий и убежден, что они обречены на исчезновение.
Вместе с тем, инициатива о регистрации тенгрианства в качестве религии поднимается около 10 лет. Представитель течения Кубанычбек Тезекбаев рассказал, что им отказали в регистрации в 2012 году. Но 14 марта 2016 года межрайонный суд Бишкека признал их требование называться религиозной организацией. Однако Госкомиссия по делам религий не признает решение суда и советует им работать как НПО.
Представители течения/ Фото: Владимир Веленгурин (kp.kg)
Ранее Государственная комиссия по делам религий на основании заключения экспертов отказала в регистрации и дело даже дошло до суда, сообщает Радио «Азаттык».
Бывший глава Госкомиссии по делам религий Орозбек Молдалиев рассказал о причинах отказа в регистрации:
«Для регистрации в качестве религии нужно признать, что это религия. Есть известные всем религии – ислам, христианство и другие. И то, что это религии не возникает вопросов. Они могут вести свою деятельность, зарегистрировавшись как общественная организация. Другие же работают, никаких ограничений нет. Наоборот, каких только организаций нет, есть и такие, которых нет в других странах. Как-то пришли даже сатанисты, но зарегистрироваться они не смогли».
Согласно данным кыргызстанского Центра исследований религиозной ситуации, на территории Кыргызстана официально зарегистрированы и функционируют порядка трех тысяч религиозных организаций, в том числемечети, медресе, церкви и так далее. Запрет на ведение деятельности действует против 21 террористической и экстремистской организации.
Религиозный состав верующих кыргызстанцев состоит из 82,7 % мусульман, 16% христиан, а также из многочисленных групп бахаи, иудеев и буддистов.
Комментарии ()