Традиции сквозь тысячелетия: как живут тенгрианцы в Кыргызстане

23 октября 2018, 14:12 2311 0 Автор: Золотая Орда

Распространение Ислама в Центральной Азии не привело к полному исчезновению архаических и древних верований. Практически в каждой стране региона до наших дней сохранились определенные традиции и различные культы, пережившие тысячелетия своего существования, но не потерявшие к себе веру и интерес.

Тенгрианство или культ космического божества Тенгри, восходящее своими корнями к 5-4 тысячелетиям до нашей эры - в числе подобных вероучений. Существовавший еще до принятия буддизма, христианства и ислама у тюрко-монгольских кочевников культ Тенгри до сих пор представляет интерес для многих представителей кочевнической цивилизации, в том числе и для определенной части этнических кыргызов.

Тенгрианство как философское мировоззрение

«Тенгрианство это философия жизни, здесь нет мест для поклонения в виде мечети, церкви, синагоги. Здесь нет религиозных книг в виде Торы, Библии, и Корана... Здесь говорится, что мы люди, такие же равные звенья одной цепи, как река, дерево, и мы не вправе, основываясь на своем эгоцентризме,вырубить лес и построить дом, если на то нет острой необходимости. Ты относишься к окружающему миру также, как хочешь, чтобы относились к тебе», - объясняет приверженец взглядов тенгрианства из Бишкека Сумсарбек Оббо Мамыралы.

Традиции сквозь тысячелетия: как живут тенгрианцы в Кыргызстане. «Наши основные принципы заложены в традициях кочевого народа...»

Сумсарбек Оббо Мамыралы

Он выходец из обычной советской семьи, традиционно считавшей себя мусульманской, но не соблюдающей при этом основных канонов Ислама. После восьмилетнего пребывания в Европе и испытания кризиса религиозной идентичности, стал увлекаться идеями тенгрианства. Сейчас Сумсарбек - убежденный атеист, рассматривающий тенгрианство как философское мировоззрение, способное помочь человеку достигнуть гармонию с самим с собой и с окружающим миром.

Примерно такой же интерпретации придерживается Шаршенали Кабатегин, активист общественного объединения «Кыргыз эл касиети академиясы» (Академия качеств присущих кыргызскому народу).

«Наши основные принципы заложены в традициях кочевого народа, во взаимоотношениях между мужчиной и женщиной, в нашей культуре, все это в совокупности мы называем «Тинирчилик», - объясняет активист Шаршенали.

Борьба за признание

Однако в отличие от Сумсарбека, он и его единомышленники уже 10 лет борются за официальное признание тенгрианства в качестве официальной религии в Кыргызстане. Очередной призыв активистов был озвучен 13 октября на их пресс-конференции в Бишкеке. Тем не менее, до сих пор им это не удается.

Традиции сквозь тысячелетия: как живут тенгрианцы в Кыргызстане. «Наши основные принципы заложены в традициях кочевого народа...»

Кроме признания безличного бога в лице Тенгри, последователи этого направления признают культ матери природы (Умай эне), веру в жизненную силу (кут), и уважение к умершим предкам, которые могут приходить к своим потомкам на помощь (онгон).

Тенгрианцы Кыргызстана также проявляют свои традиции в поклонении различным природным объектам. К примеру, часто можно заметить природный куст, увешанный полосками тканей, который символизирует просьбу к божественным силам о ниспослании здоровья, защиты от болезней и недугов, просьбы об удаче.

Тенгрианцы признают культ матери природы (Умай эне), веру в жизненную силу (кут), и уважение к умершим предкам, которые могут приходить к своим потомкам на помощь (онгон).

Активист Шаршенали не знает точного количества последователей тенгри, поскольку для них это не так важно. По его словам, тенгрианство у кыргызов в крови. Каждого, кто знает своих предков по имени до седьмого колена, «можно считать тенгрианцем». Он уверен, что официальная регистрация тенгрианства в Госкомиссии по делам религии Кыргызстана поможет его единомышленникам защищаться в законном порядке от разных нападок и давления, которым они подвергаются.

Толерантность в отношении тенгрианцев

Экс-директор Государственной комиссии по делам религий в Кыргызстане Орозбек Молдалиев в беседе с Радио Озоди отметил, что отношение к тенгрианцам среди населения в целом можно оценить, как терпимое, за исключением некоторых моментов.

«В Таласе был случай, когда местный имам сказал, что это не религия и на этой почве у них возник конфликт, а так никаких преследований и гонений в их отношении нет», - заверил эксперт.

 Традиции сквозь тысячелетия: как живут тенгрианцы в Кыргызстане. «Наши основные принципы заложены в традициях кочевого народа...»

Орозбек Молдалиев

По словам Молдалиева, отдельные члены тенгрианцев, в свою очередь, могут порой оскорблять мусульман, обвиняя их в «поклонении арабской религии».

Остаток древних понятий

Кыргызский историк Рыскул Жолдошев также утверждает, что нельзя воспринимать тенгринство на современном этапе в качестве религии, поскольку кроме отсутствия религиозных элементов, у этого движения практически нет последователей.

«Я не знаю их точного количества, но уверен, что, если не учесть людей, у которых есть личный интерес, там практически никого не останется», - поделился мнением историк.

В целом, историк видит во взглядах о тенгрианстве остаток древних понятий и убежден, что они обречены на исчезновение.

Вместе с тем, инициатива о регистрации тенгрианства в качестве религии поднимается около 10 лет. Представитель течения Кубанычбек Тезекбаев рассказал, что им отказали в регистрации в 2012 году. Но 14 марта 2016 года межрайонный суд Бишкека признал их требование называться религиозной организацией. Однако Госкомиссия по делам религий не признает решение суда и советует им работать как НПО.

Традиции сквозь тысячелетия: как живут тенгрианцы в Кыргызстане. «Наши основные принципы заложены в традициях кочевого народа...»

Представители течения/ Фото: Владимир Веленгурин (kp.kg)

Ранее Государственная комиссия по делам религий на основании заключения экспертов отказала в регистрации и дело даже дошло до суда, сообщает Радио «Азаттык».

Бывший глава Госкомиссии по делам религий Орозбек Молдалиев рассказал о причинах отказа в регистрации:

«Для регистрации в качестве религии нужно признать, что это религия. Есть известные всем религии – ислам, христианство и другие. И то, что это религии не возникает вопросов. Они могут вести свою деятельность, зарегистрировавшись как общественная организация. Другие же работают, никаких ограничений нет. Наоборот, каких только организаций нет, есть и такие, которых нет в других странах. Как-то пришли даже сатанисты, но зарегистрироваться они не смогли».

Согласно данным кыргызстанского Центра исследований религиозной ситуации, на территории Кыргызстана официально зарегистрированы и функционируют порядка трех тысяч религиозных организаций, в том числемечети, медресе, церкви и так далее. Запрет на ведение деятельности действует против 21 террористической и экстремистской организации.

Религиозный состав верующих кыргызстанцев состоит из 82,7 % мусульман, 16% христиан, а также из многочисленных групп бахаи, иудеев и буддистов.

 

Источник : rus.ozodi.org

Реклама

Комментарии ()

    Написать комментарий

    Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены символом *

    Похожие материалы
    Чья историография управляет прошлым Монгольской империи? Битва за нарратив в мировой науке
    103 0
    Чья историография управляет прошлым Монгольской империи? Битва за нарратив в мировой науке

    Борьба за прошлое Монгольской империи сегодня ведётся в академическом поле — тот, кто овладеет языком международной науки, получит право редактировать её историю.

    14 декабря 2025
    Вера и власть: как монголы относились к христианству на Руси
    628 0
    Вера и власть: как монголы относились к христианству на Руси

    Монгольская «интеллектуальная империя» строилась не только на мечах, но и на идеях.

    24 октября 2025
    Джунгарский миф: война, память и политика в истории Казахстана
    830 1
    Джунгарский миф: война, память и политика в истории Казахстана

    Разрушая миф: что на самом деле стояло за казахско-джунгарским противостоянием.

    12 октября 2025
    История о Джучи, Чингисхане и расколе в семье
    2916 0
    История о Джучи, Чингисхане и расколе в семье

    О том, как сын Чингисхана Джучи поссорился со своим отцом, и чем это обернулось для всей империи.

    31 августа 2025
    Тени прошлого и образы будущего: Формирование национальных мифов на постсоветском пространстве
    20 0
    Тени прошлого и образы будущего: Формирование национальных мифов на постсоветском пространстве

    О формировании национальных мифов постсоветских государств после распада СССР через призму конструирования идентичности и легитимации власти.

    Вчера
    Чья историография управляет прошлым Монгольской империи? Битва за нарратив в мировой науке
    103 0
    Чья историография управляет прошлым Монгольской империи? Битва за нарратив в мировой науке

    Борьба за прошлое Монгольской империи сегодня ведётся в академическом поле — тот, кто овладеет языком международной науки, получит право редактировать её историю.

    14 декабря 2025
    Этническая идентификация казахов по субкладам гаплогруппы Y-хромосомы C2
    224 0
    Этническая идентификация казахов по субкладам гаплогруппы Y-хромосомы C2

    Статья 2025 г. А.М. Тюрина устанавливает, что монгольский компонент в генофонде казахов имеет исключительно ойратское (западномонгольское) происхождение, а не халхаское, и объясняет это социальным механизмом добровольного перехода ойратских родов в казахские общины.

    13 декабря 2025
    Статьи
    Монгольское завоевание Хорезма: Столкновение двух миров
    239 0
    Монгольское завоевание Хорезма: Столкновение двух миров

    О том, как завоевание Хорезма монголами стало точкой цивилизационного разрыва, прервавшей его взлёт и переписавшей будущее региона.

    09 декабря 2025
    Институт родовых земель в современной России: возрождение древних границ
    227 0
    Институт родовых земель в современной России: возрождение древних границ

    Проблемы и перспективы института территорий традиционного природопользования в российском праве.

    06 декабря 2025
    Русский улус Золотой Орды: новая оптика российской истории
    304 0
    Русский улус Золотой Орды: новая оптика российской истории

    Согласно исследованиям В.В. Трепавлова, Русь XIII–XV веков являлась не вассалом, а внутренним «Русским улусом» Золотой Орды, будучи частью её административной, военной и фискальной систем.

    06 декабря 2025
    Статьи
    Монголия сегодня: между ресурсным бумом, реформами и политической нестабильностью
    249 0
    Монголия сегодня: между ресурсным бумом, реформами и политической нестабильностью

    2025 год стал для этой уникальной страны годом резких контрастов.

    29 ноября 2025