Истоки формирования бурятской народности

17 ноября 2018, 13:22 1890 0 Автор: Золотая Орда

Истоки формирования бурятской народности

На фото природа Бурятии и Забайкалья (Игорь Шпиленок)

В XI - XIV вв. в Прибайкалье, как и на Дальнем Востоке, в Центральной Азии и Восточной Сибири, происходят большие изменения в расселении народностей и племен. Господствовавшие здесь в VI - IX вв. курыканы под давлением кочевников-монголов частично ушли на север, в Якутию, составив там один из основных компонентов якутской народности, другая же часть, оставаясь на месте, смешалась с новыми пришельцами - монголами и дала начало будущей бурятской народности.

Байегу (байырку), ближайшие соседи курыканов к востоку от Байкала, составлявшие крупный племенной союз, в XI - XII вв. исчезают со страниц исторических хроник, и вместо них упоминаются монголоязычные баргуты.

Монголоязычные племена проникли в Бурятию, по-видимому, с востока, из бассейна рек Онон, Керулен и района оз. Буинур. Археологические данные о появлении первых монголов в Прибайкалье относятся к XI - XII вв. Свидетельствами этих событий являются древний могильник, найденный А. П. Окладниковым около улуса Сэгэнут на Лене, и погребения в долине Селенги у с. Зарубино, раскопанные Г. Ф. Дебецем.

Историческая наука не может еще установить, как именно и вследствие каких причин происходило передвижение монголоязычных племен из Центральной и Восточной Азии в северные или северо-западные края, но «к началу XII в. почти вся территория Прибайкалья была занята племенами, говорящими на монгольском языке».

Племена эти, как и все остальные, не представляли единого социального целого и говорили на различных племенных диалектах, близких друг к другу. В «Сокровенном сказании» и «Сборнике летописей» все монгольские племена XII - XIII вв. разделены на две группы — лесных и степных.

«Лесные» монгольские племена селились в основном в лесах, по берегам рек, главным образом в районе Байкала, в таежных районах Восточных Саян - Танну-олы и Южного Алтая.

Истоки формирования бурятской народности

На севере и северо-западе, у Байкала и в нынешнем Забайкалье, жили племена хори, баргуты, тумэты, булагачины, кэрэмучины, урянхаты, урасуты и теленгуты.

В области Секисмурен (Восьмиречья, т. е. Современного Приангарья) обитали ойраты.

Основными монгольскими племенами, занимавшими обширные территории Центральной Азии, были хамаг-монголы, джалаиры, тайчиуты, кэрэиты, меркиты, найманы и др.

Общественный и хозяйственный уклад у «лесных» племен был неоднородным. По определению Г. Н. Румянцева, «лесные» племена по образу жизни и хозяйству разделялись на две группы:

1) охотничье-рыболовческую, т. е. собственно «лесную», к которой в полной мере может быть отнесена характеристика «лесные», данная Б.Я. Владимирцовым: «Никогда не покидая своих лесов, они жили в легких шалашах, устраиваемых из коры березы и других деревьев»;

2) «скотоводческо-земледельческую», в хозяйстве которой охота занимала значительное, но отнюдь не последнее место.

Согласно «Сокровенному сказанию», «Сборнику летописей» и «Алтан тобчи», к «лесным» народам относились: ойраты, буряты, борхуны (баргуты), урсуны, хабханасы, ханхасы, тубасы, хори-туматы, урянхаты, булагачины, кэрэмучины, урасуты, теленгуты, часть тайджиутов.

Из перечисленных племен, по мнению Г.Н. Румянцева, к первой группе «лесных» могут быть отнесены только урсуны, хабханасы, ханхасы, тубасы и, возможно, буряты, булагачины и кэрэмучины.

Остальные же, в особенности ойраты, баргуты, хори-туматы, баяуты, мэркиты и тайджиуты, стоявшие по своему социально-экономическому уровню значительно выше, должны быть отнесены ко второй группе «лесных» народов.

Истоки формирования бурятской народности

«Лесные» народы второй группы вели синтетическое, комплексное хозяйство — примитивное земледелие с развивающимся скотоводством; в их хозяйственной деятельности значительную роль играли охота и рыболовство. «Их общество отличалось более высокой социальной организацией, чем общество первой группы «лесных» племен.

Само наименование «лесные» ко второй группе древнемонгольских и древнебурятских племен может быть применено лишь условно, в географическом, но не в экономическом смысле. К этой группе «лесных» племен принадлежали крупнейшие племена страны Баргуджин-Тукум — хори-туматы, баргуты, а также их ближайшие западные соседи — ойраты».

Упомянутые сэгэнутские и зарубинские погребения, а также другие, дают довольно ясную картину жизни оставивших их древних людей.

Эти люди «были, несомненно, типичные скотоводы-кочевники, в жизни которых конь занимал первостепенное место». О том, что предки бурят, обитавшие в Прибайкалье и относящиеся к «лесным», были более всего скотоводами-кочевниками, свидетельствуют наскальные рисунки у с. Шишкино на Лене и на горе Манхай недалеко от нынешнего окружного центра п. Усть-Орда.

Истоки формирования бурятской народности

Истоки формирования бурятской народности

Истоки формирования бурятской народности

Наскальные рисунки на горе Манхай возле п. Усть-Орда (Фотограф Евгений Козырев)

Изображения эти относящиеся к эпохе послекурумчинской (т. е. послекурыканской) — «единственные в своем роде монгольские иллюстрации, подтверждающие сведения древних монгольских литературных произведений и известия западноевропейских путешественников XIII - XIV вв. о кочевой жизни монгольских племен».

Археологические материалы свидетельствуют, что основная масса прибайкальских монголов занималась скотоводством и земледелием, значительное место в их хозяйстве занимало ремесло — кузнечное дело, ткачество, обработка продуктов скотоводства. В бедных погребениях этого времени найдены зерна проса, остатки шерстяной одежды и унтов, пряслица, берестяные коробки, наконечники стрел. В богатых погребениях обнаружены кости барана, остатки конской сбруи с богатыми бронзовыми накладками, стремена и удила, остатки монгольского лука, бронзовые зеркала, жемчуг, серебяные и золотые украшения, шелковые ткани.

Характеризуя быт первых монгольских племен Прибайкалья, А. П. Окладников писал: «Перед нами встает очень яркая картина быта двух слоёв населения. Масса занималась земледелием, скотоводством и домашней промышленностью (ткачество и обработка продуктов скотоводства). Верхи же этого общества явно состояли из богатых скотоводов, чьей гордостью являлись любимые кони, а занятием — охота, перемежающаяся с играми, как у витязей, сподвижников Чингиса».

В целом монголоязычные племена в XII в. занимали обширное пространство Центральной Азии, простирающееся от границ Северного Китая до Алтайских гор и земель вокруг Байкала, от хребтов Хингана до границ Тибета и среднеазиатских государств. Они были многочисленны, разводили крупный и мелкий рогатый скот, лошадей, а в южных районах — верблюдов; в поисках пастбищ совершали постоянные, но строго регулируемые перекочевки; помимо скотоводства, занимались еще охотой, которая тогда имела немаловажное значение для жизни кочевников. Иногда устраивались крупные облавы (ан) с участием нескольких племен. У лесных народов, видимо, охота устраивалась чаще и имела, кроме всего прочего, торговую цель.

Жилище монголов составляли войлочные юрты и — как свидетельствуют западноевропейские путешественники XIII - XIV вв., а также шишкинские и манхайские писаницы — передвижные кибитки на колесах, которые впоследствии исчезли из жизни монголов. Достаточно развиты были и некоторые ремесла: выделка войлока, ремней, повозок, домашней посуды, сбруи и других изделий, необходимых кочевнику-скотоводу. Изготовлялось и вооружение: луки и стрелы, панцири, сабли, копья и пр. Хозяйство было натуральным, торговля имела меновой характер.

Основную экономическую единицу монгольского общества XII в. составляла патриархальная семья, которая входила в состав рода (обог), роды объединялись в племена.

В XI - XII вв. у монголов существовала ярко выраженная социальная дифференциация. Аристократия (нойоны) занимала господствующее положение в роде и племени, владела огромным количеством скота и обширными пастбищами и для охраны своих богатств, для набегов на чужие роды и племена, для подавления своих подчиненных — харачу (чернь), держала около себя хорошо вооруженных дружинников — нукеров.

В указанный период монгольские племена переживали «эпоху глубокой экономической, социальной и политической ломки, суть которой состояла в переходе от первобытнообщинного к раннефеодальному строю, к перемешиванию родов и племен, к формированию единой монгольской народности. Это вызывало острую борьбу внутри монгольского общества, как между нарождавшимися классами нойонов и аратов, так и среди самих нойонов. Одновременно происходил процесс становления монгольского государства.

Коренные монгольские племена, жившие в бассейнах рек Онон, Керулен и Тола, в начале XII в. образовали государство «Хамаг монгол» («Вся Монголия»), Государство «Хамаг монгол» стало основным ядром единого монгольского феодального государства, созданного в 1206 г. Тэмуджином.

Истоки формирования бурятской народности

Забайкалье Даурия (фото Игорь Шпиленок)

Как известно, после объединения под своей властью собственно монголов Чингисхан начал военные походы за пределы Монголии. В числе первых, попавших под власть завоевателя, оказались «лесные» народы, включая и тех, которые обитали около Байкала, в стране, называемой Баргуджин-Тукум.

В «Сокровенном сказании» говорится: «В год Зайца (1207) Чжочи был послан с войском правой руки к лесным народам. Проводником отбыл Буха. Прежде всего явился с выражением покорности ойратский Худуха-бэхэ, со своими тумэн-ойратами. Явившись, он стал провожатым у Чжочи. Проводил его к своим тумэн-ойратам и ввел в Шигшит. Подчинив ойратов, бурятов, бархунов, урсунов, хабханасов, ханхасов и тубасов, Чжочи подступил к тумэн-киргизам... Чжочи принял под власть монгольскую все лесные народы».

Тогда же другой монгольский военачальник — Борохул был послан против непокорного хори-туматского племени. Последнее оказало сопротивление, но сопротивление было сломлено. Многие из указанных лесных племен входили в состав монгольского государства и раньше, до похода Джучи (Чжочия) и Борохула. Все эти племена не составляли единой народности, а входили в непрочные, временные союзы племен.

«По всей вероятности, в то время таких племенных объединений было три: 1) хори-туматы, 2) баргуты и 3) буряты. В состав последних, по-видимому, входили булагачины, кэрэмучины и, возможно, икиресы». Эти три группы «лесных» монголов — предки бурят составили то ядро консолидации племен, обитавших вокруг Байкала, приведшей в конечном итоге к формированию бурятской народности.

Исторические данные не позволяют ясно представить, что именно произошло с перечисленными выше племенами в дальнейшем, в какой мере участвовали они в политической жизни чингисхановского государства, каковы были их отношения с собственно монголами. Но совершенно очевидно, что, попав в зависимое положение и находясь в соседстве со степными, более культурными народами, «лесные» народы не могли не испытывать со стороны последних сильное влияние.

Надо думать, в связи с объединением отношения между лесными и степными, как и вообще между монголоязычными племенами, стали более тесными.

Истоки формирования бурятской народности

Монголы XII - XIV вв. стояли в целом на высоком уровне социально-экономического и культурного развития, они имели строгое государственное устройство, налаженные пути сообщения, определенную финансовую систему, правильное регулярное войско с гвардией, знали порох и артиллерию, книгопечатание и бумажные деньги.

Высокому уровню социально-экономического развития монголов соответствовала и духовная культура. Традиционной их религией являлся шаманизм, но им были известны буддизм и христианство, а некоторым племенам — и манихейство. Однако господствующей формой религии оставался шаманизм, который служил «в несколько измененном и усложненном виде идеологической основой раннего феодализма».

Традиционные верования и культы не представляли собой единую религиозную систему, одинаково характерную для всех монголоязычных народов и племен. У каждого племени и отдельных этнических групп существовали свои местные культы, своя специфика представлений о божествах, свои варианты мифологии и космогонии. Но общие черты, характеризующие монгольское или же центральноазиатское шаманство в целом, оставались стабильными.

 

Источник: Михайлов Т. М. «Из истории бурятского шаманизма (с древнейших времен по ХVIII в.)». СО БФ БИОН - Новосибирск: Наука, 1980.

Источник : zolord.ru

Реклама

Комментарии ()

    Написать комментарий

    Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены символом *

    Похожие материалы
    Судьба енисейских кыргызов
    32 0
    Судьба енисейских кыргызов

    От эпохи кыргызского великодержавия до полной дефрагментации.

    Сегодня
    Жаксылык Сабитов о наследии Золотой Орды и скандале в Монголии
    263 0
    Жаксылык Сабитов о наследии Золотой Орды и скандале в Монголии

    Почему власти РК инициировали написание новой академической истории Казахстана? Является ли Россия наследницей Золотой Орды? За что судили Жаксылыка Сабитова в Монголии? На эти и др. вопросы ответил известный казахский историк, д-р полит. наук Ж. М. Сабитов.

    23 апреля 2024
    Ещё раз о наследии Улуса Джучи: «приватизация» наследия Золотой Орды её потомками недопустима»
    450 0
    Ещё раз о наследии Улуса Джучи: «приватизация» наследия Золотой Орды её потомками недопустима»

    11 апреля в Институте истории им. Ш. Марджани Академии наук Республики Татарстан прошёл международный круглый стол «Актуальные проблемы средневековой истории Евразии».

    14 апреля 2024
    Какие народы возникли из Золотой Орды
    767 0
    Какие народы возникли из Золотой Орды

    Сегодня эти народы сохраняют свои уникальные культурные и исторические особенности, хотя они имеют общие корни в Золотой Орде.

    30 марта 2024
    Судьба енисейских кыргызов
    32 0
    Судьба енисейских кыргызов

    От эпохи кыргызского великодержавия до полной дефрагментации.

    Сегодня
    Жаксылык Сабитов о наследии Золотой Орды и скандале в Монголии
    263 0
    Жаксылык Сабитов о наследии Золотой Орды и скандале в Монголии

    Почему власти РК инициировали написание новой академической истории Казахстана? Является ли Россия наследницей Золотой Орды? За что судили Жаксылыка Сабитова в Монголии? На эти и др. вопросы ответил известный казахский историк, д-р полит. наук Ж. М. Сабитов.

    23 апреля 2024
    Божественный ветер: японские пилоты-камикадзе времён Второй мировой войны
    278 0
    Божественный ветер: японские пилоты-камикадзе времён Второй мировой войны

    За каждым пилотом-камикадзе, отправляющимся на верную смерть, стоял обычный человек, часто с женой или возлюбленной дома, и у которых было много причин для жизни.

    21 апреля 2024
    История
    Ещё раз о наследии Улуса Джучи: «приватизация» наследия Золотой Орды её потомками недопустима»
    450 0
    Ещё раз о наследии Улуса Джучи: «приватизация» наследия Золотой Орды её потомками недопустима»

    11 апреля в Институте истории им. Ш. Марджани Академии наук Республики Татарстан прошёл международный круглый стол «Актуальные проблемы средневековой истории Евразии».

    14 апреля 2024
    Секрет открытия русского фарфора или первый опыт промышленной разведки
    409 0
    Секрет открытия русского фарфора или первый опыт промышленной разведки

    В 1746 году Д. Виноградов в своей лаборатории получил первую партию опытного состава русского фарфора. Однако секрет у чуда был прост — свершиться ему помог русский разведчик в Китае.

    13 апреля 2024
    История
    В Чернобыле появились дикие коровы: хищники обходят их стороной
    685 0
    В Чернобыле появились дикие коровы: хищники обходят их стороной

    По виду они напоминают домашних, но их поведение значительно отличается.

    03 апреля 2024