Тенгрианство способствовало объединению монгольских племен и созданию могущественной прогрессивной империи с элементами инноваций
06 декабря 2018, 16:38 1702 0
На фото Отгонтэнгэр уул (wikiwand.com)
В современном информационном пространстве сложилось неверное представление о тенгрианстве как об особой форме первобытных верований и культе коренных народов Сибири. Ошибочно также представление о тенгрианстве как о культе связанном только с особыми людьми – шаманами, которые обладают способностью в состоянии экстаза вступать в прямое общение с духами и, якобы воздействуя на которых, могут лечить людей, гадать и т. п. Другие также ошибочно полагают, что шаманизм выступает как особая форма религиозного культа, сущность которого заключается в поклонении духам умерших.
В советское время вместо слова «шаманизм» закрепились выражения «язычество», «идолопоклонство», «первобытная религия» и т. п. Однако, все эти шаблоны и представления безнадежно устарели.
Ошибка современных исследователей шаманизма состоит в том, что из всего комплекса верований народов Сибири или же какого-либо конкретного народа берутся только те аспекты, которые связаны с личностью шамана и его обрядовой системой, а другие элементы религии (представления, молитвы, медитация и проч.) или остаются в стороне, или рассматриваются отдельно, изолированно, вне их связи и взаимодействия.
Между тем, шаманистом может быть не обязательно посвященный шаман или его ученик, а обычный образованный человек, даже с ученой степенью, для которого шаманизм не только культ и ритуалы, но и особая форма религиозного сознания, комплекс определенных верований и практик. У каждого народа они особенные и обусловлены прежде всего общественно-экономическим, а затем историко-культурным развитием, историей народа.
Современный тенгрианец может придерживаться нравственных законов любой традиционной религии, но в душе он все равно остается связанным с духом своих предков, родной землей и тенгрианским мировоззрением. Это мировозрение является неким ментальным базисом, на который может быть наложена любая форма религии, будь-то буддизм, ислам или христианство.
горы Хангая, Монголия (монг. Хангайн нуруу)
Несмотря на историческое многовековое распространение в местах проживания кочевников различных религий – христианства, ислама, буддизма, которые наложили на них культурный отпечаток, значительно преобразовав их мировозрение, шаманизм не отошел в прошлое, а напротив начал возрождаться. Он становится мировоззрением все большего количества людей, в том числе глубоко образованного, не смотря на то, что все религии стремятся освободить сознание от языческих предрассудков и суеверий, которые мешают их адептам полностью стать их приверженцами.
Если религия стремится каждый раз заполнять ум религиозным содержанием, держать ум наполненным различными религиозными концепциями, то шаманизм напротив освобождает ум, возвращает человека к природному естеству, единению с природой и окружающим миром. Любой человек стремится к гармонии в первую очередь с самим с собой и внешним миром, чтобы проявить свои творческие способности, реализовать себя. У шаманиста этому нет каких-либо ментальных преград, потому что он свободен от них. Нравственные законы для него не догма, а живая реальность. Поэтому содержание шаманизма имеет прогрессивное значение.
К сожалению, в современном представлении долгое время господствует недооценка шаманизма как религии и мировоззренческой системы его носителей. Европейские наблюдатели, как только столкнулись с шаманизмом, стали резко противопоставлять его христианству, апологеты которого выдвинули тезис: христианство - свет, шаманизм - тьма; шаманизм был низведен до уровня примитивного бытового суеверия, связываемого с отсталой частью населения.
Однако процессы глобализации, появление открытого информационного мира, развитие наук и фундаментальное обновление источников позволяют по-новому взглянуть на религии, в частности шаманизм.
Бурятский шаманизм - это огромный комплекс верований, воззрений и обрядов, сформировавшихся на протяжении многих веков. В ходе его эволюции новое не всегда вытесняло старое, а наслаивалось на него, образуя нечто целое. Поэтому в комплексе шаманских верований позднейших эпох обнаруживаются представления эпох предшествующих, хотя древние верования во многих случаях отодвинуты на задний план, трансформированы.
Как определенное мировоззрение и культовая система, шаманизм в прошлом был тесно связан с общественным и семейным бытом, переплетался с нравственными, эстетическими и другими воззрениями, выражая реальные чувства и ценности народа.
Он в большой мере являлся внутренним живым духовным продуктом кочевников, а не инородным учением из вне. Благодаря этому, в эпоху Чингисхана, монгольские племена и народы смогли объединиться и заявить о себе всему миру, создать могущественную прогрессивную империю с элементами инноваций того времени. Все это благодаря тому, что умы наших далеких предков были свободны от различных догматов и сдерживающих факторов, только Вечное Синее Небо показывало и озаряло путь.
Влияние шаманизма на развитие духовной, а частично и материальной культуры бурят и их предков было огромно, человек начинал формировать свое сознание сам, иллюзорно осознавать себя, свои силы и слабости.
Бурятский шаманизм - это продукт сложного исторического процесса, в котором приняли участие различные тюрко-монгольские и другие этнические элементы Южной Сибири и Центральной Азии, он испытал определенное влияние индо-иранских и других культур. Его история есть отражение истории самого народа.
Сергей Жамбалов
Комментарии ()