Забайкалье - родина монгольского суперэтноса в XIII веке

17 декабря 2018, 00:56 2790 0 Автор: Золотая Орда

Забайкалье - родина монгольского суперэтноса в XIII веке

река Онон, юг Забайкальского края, фото из открытых источников

Монголы Трехречья - ядро племенных объединений XIII в.

В 1206 г. Чингисханом было создано первое в истории монголов государство. Его основой явилось вождество монголов Трехречья (долины рек Керулена, Онона и Толы), ставших элитой огромного населения. Район Трехречья расположен на территории современного юга Забайкальского края и северо-востока Монголии. Государство оформило население в территориально-политическом отношении, создало определенную общность экономических, социальных и других интересов, что обеспечило высокий уровень его сплоченности.

Забайкалье - родина монгольского суперэтноса в XIII веке

Существует мнение, что в рамках государства Yeke Mongyol Ulus образовалась единая монгольская народность. Но тут не берется во внимание то, что накануне образования государства на территории Монголии проживало весьма пестрое в этническом плане население, в котором выделялось несколько крупных племенных объединений (монголов Трехречья, татар, найманов, кереитов, меркитов), каждое из которых в дальнейшем при благоприятном стечении обстоятельств могло стать народностью.

Всего историки насчитывают около 20 монголоязычных племён. Самые крупные из них проживали:

- борджигины, джалаиры, нируны – в междуречье Керулена и Онона;
- тайджиуты – в слиянии Онона и Ингоды;
- меркиты – в низовьях Селенги;
- ойраты и хори-туматы – в верховьях Енисея и Селенги.

Если учесть, что при сложении народностей чаще преобладали компоненты, близкие в языково-культурном отношении, то правомерно возникает сомнение, что одна монгольская народность могла вобрать в себя такое большое разнородное и разноязыкое население. Речь идет о более обширном этническом образовании, которое по выявленным признакам определяется как высший таксон этнической иерархии - суперэтнос.

Забайкалье - родина монгольского суперэтноса в XIII веке

природа Забайкалья

Единое этническое самосознание монгольского суперэтноса XIII в.

Монгольский суперэтнос, как и любая подобная общность, характеризовался наличием общей ментальности, консолидировавшей разнообразные этносы и оказавшей громадное влияние на формирование идейно-нравственной и культурной целостности внутри его границ.

В XIII в. центральную зону монгольской ментальности составили имя монгол и традиционная шаманская религия. С приходом к власти Чингисхана, сначала как главы вождества, а потом государства, интенсивное развитие получил процесс монголизации страны. Это привело к тому, что не только государство, но и вся его территория по названию безраздельно господствовавших монголов стала именоваться Монголией, а населявшие его этносы, независимо от происхождения - монголами. Имя монгол стало высшим проявлением «монгольскости» жителей государства, поскольку всеми ощущалось, что его надо носить как высокую честь.

Принятие населением большого полиэтнического государства имени монгол было следствием сформировавшегося у него единого с монголами этнического самосознания. В итоге к концу XIII в. все этнические и территориальные группы населения Монголии называли себя не иначе как монголы. Это говорит о том, что к тому времени сложение суперэтноса было давно завершившимся процессом. В противном случае монголы не стали бы известны в мире под этим именем уже в период завоеваний.

Единое этническое самосознание стало цементирующим началом, приведшим всех людей к осознанию своей принадлежности к жителям всего монгольского государства. На основе такого самоопределения, в котором ключевое место заняло представление об общности происхождения и исторических судеб, опирающееся на общую генеалогию, совместное участие в исторических событиях, на связь с родным языком и родной землей, у монголов сложился образ своего народа, не похожий ни на какой другой и обладающий наилучшими, с их точки зрения, этническими характеристиками.

Монголы считали себя одаренным и талантливым народом, который создал уникальную кочевую культуру, богатый язык, обладает насыщенной яркими событиями историей и т.д. На основе подобного комплекса чувств сложился соответствующий тип поведения и состояния психики, выражавшийся в готовности беззаветно защищать и отстаивать интересы своего народа.

Забайкалье - родина монгольского суперэтноса в XIII веке

природа Забайкалья

Великая Яса как фактор сплочения монгольского суперэтноса XIII в.

Другим мощным средством сплочения населения был письменный свод монгольских законов и установлений - «Великая Яса» Чингисхана. Став одной из высших форм проявления монгольской ментальности, «Яса» сыграла огромную роль в закреплении идейно-нравственной и культурной целостности, сложившейся внутри монгольского суперэтноса.

Ее выдающееся этнокультурное значение состояло в том, что она не знала этнических границ и утверждала на огромной территории не только единые законы, но и единые духовнокультурные ценности. В результате многие собственно монгольские и заимствованные у покоренных народов лучшие культурные достижения стали общемонгольскими, в равной степени доступными для всех жителей государства.

Сплачивая население и выступая в качестве хранителя и пропагандиста идей этнополитического единства монголов, «Яса» культивировала в народе взгляд о незыблемости их основных этнических доминантов: преданность Великому хану, веру в происхождение от Вечного Синего Неба, Бортэ-Чино и Бодончара. Этот кодекс без сомнения стал выражением национального сознания и самосознания монголов и в полной мере отразил их личностные черты, вызывавшие восхищение иностранцев.

Забайкалье - родина монгольского суперэтноса в XIII веке

гора Бурхан Халдун Монголия

Психический склад и идейно-нравственные устои монгольского общества XIII в.

Поскольку эти черты (честность, естественность, готовность к оказанию помощи, верность, сдержанность) представляли собой не простую сумму характеров отдельных индивидов, а фиксацию типических черт, составлявших важную и неотъемлемую часть психического склада большинства монголов, то все они в той или иной степени были присущи Чингисхану.

Однако надо заметить, что на протяжении длительного времени в отечественной научной литературе, как и в литературах других покоренных монголами народов, по отношению к нему тщательно создавался образ кровавого завоевателя, сеявшего со своими ордами, где бы он ни был, смерть и разрушения.

Разумеется, при реконструкции образа Чингисхана нельзя закрывать глаза на темную сторону монгольских завоеваний. Но, с другой стороны, не стоит огульно обвинять его в злодеяниях, которые он не совершал. Поэтому прав Ж.-П. Ру, который пишет, что Чингисхан не обладал бесполезной и бездумной жестокостью. Исходя из этого, следует сказать, что в каждом конкретном случае оценка событий той эпохи требует объективного и взвешенного подхода.

В целом, касаясь тезиса о безграничной жестокости монголов к мирному населению в ходе завоеваний, необходимо отметить, что зверств и злодейств было предостаточно в давней и не столь давней истории Европы и Азии, причем совершали их люди, воспитанные в цивилизованном мире, а не выросшие, по выражению европейских авторов, в диких степях. Кроме того, надо согласиться с неоднократно высказывавшимся в научной литературе мнением, что монголы, в глазах всего мира выставленные безжалостными грабителями и варварами, стали козлами отпущения для других народов в деле оправдания их собственных неудач и недостатков.

Забайкалье - родина монгольского суперэтноса в XIII веке

природа Забайкалья

Тезис о неоправданной и необъяснимой жестокости монголов вызывает определенные сомнения еще и потому, что им как кочевникам, привыкшим жить в гармонии с собой, друг с другом и окружающим миром, с самого рождения прививались совсем другие идейнонравственные приоритеты. К этим приоритетам, составлявшим неповторимую особенность монгольской ментальности, относились: почитание Вечного Синего Неба, предков и родного кочевья, соблюдение законов родства и дружбы, забота о чистоте и сохранности окружающей природы, поддержание домашнего очага и добрых человеческих отношений.

Формирование единых идейно-нравственных устоев монгольского общества не могло происходить вне рамок единого культурного пространства. В складывании культурной целостности мощным интенсифицирующим фактором послужил общий культурный прогресс: появление и распространение письменности, формирование общегосударственного литературного языка, развитие науки, искусства, литературы. Большое развитие получили различные знания: медицинские, юридические, астрономические, исторические и др. На фоне роста общей культуры заметные изменения в сторону развития и распространения интернациональных форм претерпевали этнические культуры.

Забайкалье - родина монгольского суперэтноса в XIII веке

Ононский район Забайкальского края


Источник: Б.Р. Зориктуев «Монгольский суперэтнос в XIII в.» в Сборнике «Мир Центральной Азии-3», Правительство Республики Бурятия, ФГБУН ИМБИТ, СО РАН. Улан-Удэ, 2012. С.28

Источник : zolord.ru

Реклама

Комментарии ()

    Написать комментарий

    Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены символом *

    Похожие материалы
    Судьба енисейских кыргызов
    2107 0
    Судьба енисейских кыргызов

    От эпохи кыргызского великодержавия до полной дефрагментации.

    30 апреля 2024
    Жаксылык Сабитов о наследии Золотой Орды и скандале в Монголии
    2095 0
    Жаксылык Сабитов о наследии Золотой Орды и скандале в Монголии

    Почему власти РК инициировали написание новой академической истории Казахстана? Является ли Россия наследницей Золотой Орды? За что судили Жаксылыка Сабитова в Монголии? На эти и др. вопросы ответил известный казахский историк, д-р полит. наук Ж. М. Сабитов.

    23 апреля 2024
    Ещё раз о наследии Улуса Джучи: «приватизация» наследия Золотой Орды её потомками недопустима»
    2354 0
    Ещё раз о наследии Улуса Джучи: «приватизация» наследия Золотой Орды её потомками недопустима»

    11 апреля в Институте истории им. Ш. Марджани Академии наук Республики Татарстан прошёл международный круглый стол «Актуальные проблемы средневековой истории Евразии».

    14 апреля 2024
    Какие народы возникли из Золотой Орды
    2701 0
    Какие народы возникли из Золотой Орды

    Сегодня эти народы сохраняют свои уникальные культурные и исторические особенности, хотя они имеют общие корни в Золотой Орде.

    30 марта 2024
    Самые умные страны мира в 2023 году
    1711 0
    Самые умные страны мира в 2023 году

    Исследователи указали исторический эпицентр максимума IQ на планете.

    12 мая 2024
    Путешественник во времени: художник показывает, как знаковые люди из прошлого делали свои селфи (28 фото)
    1875 0
    Путешественник во времени: художник показывает, как знаковые люди из прошлого делали свои селфи (28 фото)

    Прокрутите вниз, чтобы увидеть Авраама Линкольна, Чингисхана, Боба Марли и других известных людей прошлого в новом свете!

    05 мая 2024
    Сохранение генофонда во времени и пространстве у монголоязычных ойратов
    1720 0
    Сохранение генофонда во времени и пространстве у монголоязычных ойратов

    Международный коллектив ученых (N. Balinova et al.) в исследовании, опубликованном 11.04.2024 в European Journal of Human Genetics, генерировали новые данные полногеномной и митохондриальной ДНК современных ойратов.

    04 мая 2024
    Статьи
    Восстановлено генеалогическое древо загадочного народа авары — и в ней степные традиции
    2269 0
    Восстановлено генеалогическое древо загадочного народа авары — и в ней степные традиции

    Родословная за 250 лет, адаптация на новой территории, традиции, антропология и археогенетика аваров.

    01 мая 2024
    Судьба енисейских кыргызов
    2107 0
    Судьба енисейских кыргызов

    От эпохи кыргызского великодержавия до полной дефрагментации.

    30 апреля 2024
    Жаксылык Сабитов о наследии Золотой Орды и скандале в Монголии
    2095 0
    Жаксылык Сабитов о наследии Золотой Орды и скандале в Монголии

    Почему власти РК инициировали написание новой академической истории Казахстана? Является ли Россия наследницей Золотой Орды? За что судили Жаксылыка Сабитова в Монголии? На эти и др. вопросы ответил известный казахский историк, д-р полит. наук Ж. М. Сабитов.

    23 апреля 2024
    Божественный ветер: японские пилоты-камикадзе времён Второй мировой войны
    2151 0
    Божественный ветер: японские пилоты-камикадзе времён Второй мировой войны

    За каждым пилотом-камикадзе, отправляющимся на верную смерть, стоял обычный человек, часто с женой или возлюбленной дома, и у которых было много причин для жизни.

    21 апреля 2024
    История