Казахстан: как стартапер сделал бизнес на экологии
24 декабря 2018, 14:51 1509 0

фото: zlrd.com
Однажды, просматривая новое законодательство, алматинец Нурлан Даиров осознал, что обществу нужны инструменты фундаментального контроля за состоянием окружающей среды. Он вложил 25 млн тенге (около 4,5 млн руб.) в разработку проекта «Коктем-2», который способен в режиме реального времени отражать изменения качественных характеристик, например, воздуха. Историю стартапа рассказал «Капитал.kz».
В течение 2019 года закон обязал крупные промышленные предприятия Казахстана установить контрольные датчики на источниках выбросов. Многофункциональный комплекс «Коктем-2», разработанный командой молодых специалистов в формате стартапа, способен анализировать полученные данные в считанные минуты.
«Круглосуточный мониторинг и обработка информации моментально и точно определяют источник выбросов. Предприятие успевает отреагировать, не доводя ситуацию до критической», - говорит Нурлан Даиров.
«Коктем-2» анализирует загрязнение воздуха, воды, объемы отходов, электромагнитные колебания и автоматически рассчитывает сумму налоговых выплат. Прежде на создание такого документа вручную уходили недели. Пройдя программу акселерации Tech Garden, команда довела проект до готового продукта.
Нурлан считает, что аналога придуманной им системы нет ни в одной стране мира. Как правило, системы контроля принято устанавливать близ предприятий, несущих потенциальный риск. Создание картины мониторинга в масштабе государства, меняющейся в режиме онлайн, проект, безусловно, дорогой. Но Нурлан Даиров полагает, что для Казахстана он очень важен.
Экология — это огромный рынок
25 миллионов, которые уже вложены в развитие проекта - это часть прибыли компании КазЦЭП, одним из основателей которой является Нурлан Даиров. Компания с 2012 года работает на рынке экологической и инженерной оценки предприятий.
«Это огромный рынок, включающий в себя широкий спектр компаний - от шашлычных и автомоек до крупных нефтеперерабатывающих компаний. К примеру, мучная пыль - это отходы производства и вредное вещество, поэтому любая булочная, прежде чем начать работать, должна пройти экологическую оценку, - говорит Нурлан Даиров. - Предприниматели могут и сами разработать экологический проект, но чаще всего обращаются в компании, подобные нашей. Мы разрабатываем проект, на основании которого уполномоченный орган принимает решение о реализации планируемой деятельности предприятия, которое действует 10 лет».
И конкуренция высока
Рынок услуг экологической оценки не только крупный, но и высококонкурентный. На уровне маленьких проектов, подобных кафе и автомойкам, компании КазЦЭП приходилось конкурировать с индивидуальными предпринимателями, более гибкими в силу упрощенной налоговой политики. По словам Нурлана Даирова, чтобы выделиться на рынке, в качестве «фирменного» стиля компания сразу обозначила подробный отчет о выполненной работе и формирование высокопрофессионального «дорогого» штата работников.
«У каждой компании свой стиль написания отчета, это в некотором роде творчество. Мы много внимания уделяем описательной части проекта, языку написания. Кто-то выделяет на это 2−3 страницы, у нас 15−20. Делаем описание региона, района, области, указываем все экономические показатели. Нам нравится демонстрировать широкий подход, отражать полную картину», — говорит Нурлан Даиров.
В целом это гарантировало узнаваемость на рынке и качественное сопровождение проектов. Следом пришли и крупные заказы. Среди партнеров Нурлан Даиров называет «КаракудукМунай», «Тас Булат», «Азиатский газопровод», «Марсель Петролеум». Также компания делала оценку воздействия на окружающую среду и план переселения по автомагистрали «Центр-Юг» республиканского проекта «Нурлы жол».
Логика ценообразования в экологическом бизнесе
Особенность работы на крупных проектах - масштабируемость рисков. Например, если в работе автомойки можно обнаружить два источника загрязнения, то на крупных предприятиях они могут исчисляться сотнями. Практически в этой пропорции растет и цена: если анализ и оценка одного источника стоит 150−200 тысяч тенге, то для большого предприятия счет умножается пропорционально количеству обнаруженных угроз. Минус «скидка на опт», которая нивелируется высокими текущими расходами: командировочные, перевод документации и так далее.
«Мы выезжаем на производство, делаем инвентаризацию, изучаем технологию, обследуем территорию, буквально заглядываем в каждый дымоход, - рассказывает Нурлан Даиров. - Анализируем рабочий проект, выявляем источники загрязнения, изучаем техническую документацию оборудования. Если маленький проект можно разработать за неделю, то на большом проекте трудозатраты увеличиваются в 10 и 20 раз, он может занять нас на 9−10 месяцев».
Малые компании - самые ответственные
Выход на подобный уровень работы значительно подстегнул обороты компании. Если поначалу годовой оборот составлял 3−5 млн тенге, то текущий достигает 150 млн тенге в год. При этом, говорит Нурлан Даиров, компания по сей день не чурается сотрудничества с маленькими проектами. Он объясняет это тем, что в последнее время сформировался класс предпринимателей, которые демонстрируют крайне ответственное отношение к следованию экологическим нормам.
«Если на крупных предприятиях ответственность работников размыта, то владельцы маленького бизнеса очень ответственно подходят к соблюдению закона. Прежде чем открыть предприятие, они изучают законы, требования и нормы. Я вижу, что они делают это не под угрозой штрафов, а осознанно», - отмечает Нурлан Даиров.
Существующие нормы загрязнения не могут сделать окружающую среду безопасной?
Первый опыт создания программного продукта Нурлан Даиров получил, когда КазЦЭП стала развивать направление проектирования в области связи на установку радиоэлектронных средств. Он придумал программу «Коктем», которая автоматически составляла санитарную оценку антенн связи. В специальных окнах программы достаточно выбрать основные параметры оборудования.
«С каждым годом оборудование все сложнее, расчеты увеличиваются в геометрической прогрессии. Если 5 лет назад один инженер делал 10 проектов в день, то сейчас - 2. Объемы не уменьшаются, сложность увеличивается, стоимость остается прежней, - говорит Нурлан Даиров. - Автоматизация процесса помогла уменьшить штат, улучшить качество и увеличить работы. Проект формируется автоматически, подписывается ЭЦП на портале и передается в госорганы. Если раньше на подготовку проекта уходило 4 часа, теперь - не более 15 минут».
Сейчас Нурлан Даиров полностью охвачен реализацией программы мониторинга окружающей среды «Коктем-2». По мнению собеседника «Капитал.kz», существующие нормы загрязнения не могут сделать окружающую среду безопасной.
«Мы регулярно получаем анализы текущего фона воздуха в Алматы. И видим, что показатели загрязнения превышают безопасные не в 2−3 раза, а в 10 раз. Поэтому, получая разрешения на каждое новое предприятие, невольно задумываешься, чем будут дышать наши дети, — говорит Нурлан Даиров. — Выбросы каждого нового предприятия суммируются, накладываются и суммируются на общий фон. По официальной статистике, в воздухе Алматы порядка 25 кг загрязняющих веществ на человека. А в Павлодаре 715 килограммов! Мы хотим показать, люди должны видеть, каким воздухом они дышат. Мы хотим дать людям инструмент, с помощью которого они потребовали бы от государства ужесточения норм».
Проект «Коктем-2» очень дорогой и рассчитан на сотрудничество с государством в формате ГЧП.
«Программа есть, теперь надо производить оборудование и устанавливать его в крупных городах, вокруг производств. Как разработчики мы хотим зарабатывать на техподдержке, на этих условиях вложенные средства могут вернуться в течение 5−7 лет, — говорит Нурлан Даиров. — Суть его в том, чтобы люди в режиме онлайн через мобильные приложения получали информацию об изменениях окружающей среды, о качестве воздуха. И в случае чрезвычайного выброса могли предпринять меры безопасности».
Общая стоимость проекта будет зависеть от себестоимости приборов учета и их количества. Но сам бизнесмен работает не только над программным приложениями и предлагает государству сотрудничать.
Комментарии ()