Ученые Курчатовского института выявили следы монгольского ига в геноме русских
30 декабря 2018, 18:25 2198 0
Антон Борисович Теслюк (фото: scientificrussia.ru)
Суперкомпьютерный центр Курчатовского комплекса НБИКС-технологий, или Центр обработки больших данных, внешне напоминает декорацию к фильму про будущее: сверхсложные машины, перемигивающиеся разноцветными лампочками, издают мерный гул, в своем хоре чем-то похожий на песню, язык которой простому смертному непонятен, а специалисту говорит о многом. Отдел перспективных компьютерных технологий и систем занимается целым рядом важнейших задач – от расшифровки молекул и вирусов до исследования дальних галактик. Именно об этом произошла беседа с молодым ученым, руководителем группы вычислительных технологий Антоном Борисовичем Теслюком, сообщает «Научная Россия».
- Антон, какова ваша основная исследовательская задача?
- Наша задача связана с анализом больших данных и применением суперкомпьютерных технологий для прикладных исследований, в которых вся мощь этих технологий может проявиться в полную силу.
Одно из главных направлений в нашей работе – поддержка больших экспериментов, того, что называется установками мегакласса: это масштабный международный проект, в котором мы участвуем, когда десятки стран совместно строят крупную экспериментальную установку. Типичный пример – Большой адронный коллайдер. Характерная особенность этого проекта – то, что во время его работы генерируются гигантские объемы данных, петабайты. Работа с этими данными очень сложна с точки зрения как информационных технологий, так и алгоритмов для анализа данных.
- Есть ли что-то принципиально новое в расшифровке генома человека?
- Есть, и эта работа еще не опубликована. В Курчатовском институте был проект, когда мы генотипировали представителей более 40 этносов и исследовали их генотип, пытаясь понять, чем они отличаются друг от друга. Интересная задача – попробовать найти по генетическим данным возможные исторические взаимосвязи между различными этносами, понять, насколько изменился за века генотип, например, русского человека и, в частности, есть ли в нем заметные следы монголо-татарского ига. Мы могли сравнивать их, например, с современными бурятами и монголами, а в качестве усредненных русских, живущих в центральных регионах, взяли популяцию староверов из Новосибирской области, которые, как известно, не практикуют браки с представителями других этносов и национальностей и живут замкнуто. Иначе говоря, староверы должны быть чисто русскими.
- И что же выяснилось?
- Оказалось, у староверов азиатские следы видны чуть лучше, чем у современных русских. Поэтому можно предположить, что если такой след и был, то сейчас в популяции он уже практически растворился, а вот, например, у староверов его еще немного видно. Любопытный результат: мы-то предполагали, что будет как раз наоборот.
- Можно ли по геному определить склонность к каким-либо патологиям или особенностям? Например, сказать, что представители той или иной этнической группы в чем-то больше рискуют, чем другие?
- Да. Мы, например, исследовали, какими мутациями один этнос отличается от другого, и обнаружили, что африканские пигмеи, для которых характерен очень маленький рост, имеют частую характерную мутацию rs484959, связанную с дефектом костей. Эту особенность они передают генетически. Другой хорошо известный пример – способность у разных этносов вырабатывать фермент лактазу, который отвечает за расщепление молока. Известно, что молоко лучше усваивается жителями Европы, чем жителями Африки, Азии или американскими индейцами, которые исторически не усваивают молоко. Считается, что способность вырабатывать лактазу во взрослом возрасте и перерабатывать молоко появилась у северных людей – датчан, шведов, финнов. Но она часто напрочь отсутствует как у южных этносов, так и у восточных. Например, китайцы практически не усваивают молоко. Кстати, похожим образом себя ведут и коренные северные народы, например эскимосы.
- А алкоголь?
- С алкоголем наоборот. У юго-восточных народов, например, у тех же китайцев есть характерная генетическая особенность, благодаря которой они расщепляют алкоголь в токсичный ацетальдегид гораздо быстрее европейцев, но при этом выводят его из организма медленнее. Ввиду этого употребление алкоголя дает им больше неприятных ощущений и проходит тяжелей, чем у большинства европейцев.
Комментарии ()