Российские и казахстанские историки будут совместно изучать наследие Чингисхана
19 февраля 2019, 20:09 1199 0

Казанский федеральный университет (фото из открытых источников)
В январе советник министра культуры и спорта Республики Казахстан Берик Абдыгалиулы сделал российским историкам интересное предложение.
«Если у российских ученых, занимающихся историей Казахстана, есть документы, которых у нас нет, или они готовы нам помочь в их нахождении, мы готовы финансировать эту работу и выделять гранты. Наш научно-исследовательский центр «Сакральный Казахстан» рассчитывает на долгосрочное сотрудничество с историками. И не только России, но и других стран», - пояснил Берик Абдыгалиулы.
Понимание народом своего происхождения и места в мире зависит от усвоенного набора представлений о ключевых моментах истории своего становления.
Предназначение любой национальной интеллигенции состоит в том, чтобы уметь снять противоречия в этногенезе своего народа.
В этом году исполняется 750 лет со дня проведения Великого Хурала на р. Талас (Южный Казахстан), формально закрепившего независимость Улуса Джучи на территории империи Чингизидов.
Российские и казахстанские историки решили совместно отметить эту дату проведением научной конференции, которая пройдет в Казани на базе Института истории им. Шигабутдина Марджани. Хотя охват значительно шире - здесь и Москва, и Санкт-Петербург, Нижний Новгород и т.д. Об этом сообщает Лаборатория общественно-политического развития стран ближнего зарубежья.
Институт истории им. Шигабутдина Марджани, г. Казань
Весьма важным представляется сделать решающий шаг по преодолению идеологических искажений и тенденциозного подбора исторических фактов в рассмотрении некоторых событий XIII-XV веков.
Российские историки предлагают казахским выйти на путь включающего наследия и принять сложность этногенеза казахов.
Наконец, можно поставить задачу пробить броню сложившихся оценок, умаляющих в тенденции роль народов России и Казахстана в дальнейшем историческом прогрессе. Среди них такие концепты, как «монголо-татарское иго», «защита цивилизации от варварства» и т.п.
Несомненно, историки могут выпустить в публичное пространство новые смыслы в оценке исторического материала наследия Чингисхана.
Масштаб и разнообразие полученных в разных научных дисциплинах материалов, включая естественно-научные, заставляет уже прямо ставить вопрос о неадекватности термина «ига», тем более, этнически обозначаемого как «монголо-татарское», применительно к сложным взаимоотношениям между социальными и государственными образованиями того времени.
Не менее важным представляется показать роль государства и потомков Джучи в остановке «Крестового похода» Запада против духовной свободы народов Евразии и их права выбирать свою веру. Это создало условия для возникновения государственности народов России и Казахского ханства.
Комментарии ()