Ученые доказали мадхьямику Дхармы
20 марта 2019, 00:05 3806 0
фото: zlrd.com
Физики давно подозревали, что квантовая механика позволяет двум наблюдателям видеть разные конфликтующие реальности.
Теперь их впервые наблюдали экспериментально.
В 1961 году американский физик Юджин Вигнер провел мысленный эксперимент, продемонстрировавший один из парадоксов квантовой механики. Он показал, как странная природа Вселенной позволяет двум наблюдателям - скажем, самому Вигнеру и его другу - испытывать опыт разных реальностей. С тех пор ученые применяют мысленный эксперимент «Друг Вигнера» для проверки возможности существования объективных фактов.
Мысленный эксперимент Вигнера начинается с одного поляризованного фотона, который при измерении может обладать либо вертикальной, либо горизонтальной поляризацией. Но прежде измерений, согласно законам квантовой механики, фотон существует в обоих состояниях одновременно, в так называемой суперпозиции, пишет MIT Technology Review.
Вингер представил себе друга, который в соседней лаборатории измеряет состояние этого фотона и записывает результаты, тогда как он сам наблюдает со стороны.
У «Вингера» нет данных об измерениях друга, так что он вынужден предположить, что фотон и его измерения находятся в суперпозиции для всех возможных исходов эсперимента. «Вингер» может даже провести эксперимент, чтобы определить, существует ли эта суперпозиция.
С точки зрения «Вингера», существование суперпозиции - факт. И этот факт указывает на то, что измерение не могло иметь место. Но с точки зрения его друга, который на самом деле измерял поляризацию фотона, это не так. «Друг» может даже позволить «Вингеру» и сообщить ему о факте измерения. Но если он не раскроет результат, реальность «Вигнера» не изменится.
Итак, две реальности конфликтуют друг с другом, что ставит под сомнение объективный статус фактов, к которым пришли наблюдатели.
До нынешнего момента эта была лишь теория. Но в прошлом году Каслав Брукнер из Венского университета придумал способ воспроизвести эксперимент с «Другом Вингера» в лаборатории при помощи нескольких спутанных частиц.
Сейчас группа ученых из Эдинбурга под руководством Массимилиано Проиетти провела его. Ученые эдинбургского Университета Хариота-Уатта создали различные реальности и сравнили их. Они использовали шесть спутанных фотонов для создания двух альтернативных реальностей. «Друг Вингера» измерял поляризацию фотона и записывал результат. Затем «Вингер» проводил измерение помех, чтобы определить, находятся ли измерение и фотон в суперпозиции.
Результат оказался однозначным: обе реальности сосуществуют даже несмотря на то, что дают основания сделать конфликтующие выводы, как и предсказывал Вингер.
Отсюда ученые делают вывод, что объективной реальности не существует. А также не существует, например, свободы воли и идеи локальности.
Однако буддисты и ученые буддологи считают, что открытие ученых только подтвердило мадхьямику Дхармы (Учения Будды).
Открытие ученых комментирует доктор буддийской философии, доктор исторических наук, первый патриарх российского чань-буддизма, профессор Н.В. Абаев.
Согласно учению Будды все описываемое не является реальностью, ибо язык связан с представлениями-понятиями, «ярлыками, одетыми на реальность», а не с реальностью.
Обычный человек видит мир через свой опыт, через мир концепций. Иначе говоря, человек видит то, что хочет видеть или то, что познал его опыт. Мозг автоматически преломляет реальность через фильтр концепций. Если двум людям показать одну вещь, то каждый из них опишет его по своему. Методы дхармы (понимание и созерцание) призваны разрушить эти концепции-фильтры и достичь ясного видения.
Искажённее всех мир видят ученые, потому что в них сидят сложнейшие конструкции различных концепций; их ум полон, как они считают, верными знаниями.
Есть дзэнская пословица: «Ученый каждый день приобретает, а мудрец – теряет». То есть становится проще.
В индивидуальном сознании - составной части огромного «вместилища» всех сознаний – эти «отпечатки», несущие в себе силу привычки прошлых ложных представлений и идей, проявляются в виде ложной веры в реальность существования индивидуального "Я" и внешнего мира объектов. Так возникают «неведение» и «непросветленный» аспект сознания, которые «омрачают» изначально чистое сознание человека и мешают ему постичь свое единство с истинной реальностью.
Развиваясь и укрепляясь, эти ложные идеи и представления порождают привязанность к дискурсивно-логическому мышлению, которое является, согласно шастре, одним из основных факторов, «омрачающих» сознание человека и приводящих его в противоречие с татхатой.
Из-за дискурсивно-логического мышления, основанного на «различении», выделении отличительных признаков, вербализации и концептуализации вещей и явлений действительности, которые на самом деле свободны от всего этого, «омраченное» сознание не может воспринимать мир таким, какой он есть, а видит его расколотым на оппозиции, разделенным на индивидуальные признаки и формы, увешанным ярлыками с наименованиями, принимая все это за истинную реальность.
«Все дхармы, – говорится в шастре, – изначально лишены всех вербальных признаков, всех форм описания, обозначения и наименования, всех форм концептуализации, и в конечном итоге все они равны друг другу (т.е. ничем не отличаются друг от друга. – Н.В. Абаев), не подвержены изменчивости и не могут быть уничтожены. Все это есть лишь единое сознание, поэтому и называется «истинной таковостью».
Комментарии ()