Бурятские имена - это традиции нашего народа

08 апреля 2019, 22:40 5973 0 Автор: Золотая Орда

Бурятские имена - это традиции нашего народа

фото: Олег Жук

На протяжении веков у бурятского народа формировались определенные традиции. Их богатство свидетельствует о духовном здоровье народа.

Рождается в степи новый человек и первое, что он получает от родителей – это улгы (люлька) и нэрэ (имя). Сколько бы ни было раньше детей в бурятской семье, но колыбель одна. Делали ее к рождению первенца, и служила она до тех пор, пока в юрте слышался детский крик и смех.

У бурят есть даже такое благопожелание «ходол олон боложол байгты!» (пусть в вашей семье рождается больше детей!). В семье, где улгы не пустует, нет места тоске и унынию.

Старики говорили: нельзя малышу долго без имени, его душа беспокоится, он будет мучиться, плакать. И родители старались не затягивать с выбором имени.

Сегодня у бурят немало родных, прекрасных имен. В них история рода, семьи, в них отражение Тоонто нютаг (родимого края).

Рождение ребенка, как и у всех других народов, является самой большой радостью у бурят. Однако выбор имени для новорожденных у наших предков имел свои традиционные особенности, к этому относились очень серьезно.

Имя по бурятским традициям, как правило, давал наиболее опытный и мудрый член семьи - дед или бабушка по матери либо отцу, чтобы имя, в первую очередь, малышу подошло и в будущем ему сопутствовала удача и счастье. С давних времен, называя ребенка тем или иным именем, наши предки верили, что оно закладывает основу для будущего характера и судьбы.

Ареал распространения бурятского народа очень широк и поэтому буряты очень богаты различными традициями. Исторически Бурятия оказалась местом встречи и взаимодействия разных культур – буддийской культуры Востока и христианской культуры Запада. И следы этих культур обнаруживаются в наших именах.

Так, составители словаря «Тайна вашего имени» пишут:

Современный состав личных имен обнаруживает значительные различия в именах забайкальских и прибайкальских бурят. Прежде всего здесь сказалось влияние разных культур и различие в вероисповедании.
Забайкальские буряты, территориально граничившие с Монголией, находились под влиянием восточной культуры и исповедовали буддизм.
Прибайкальские буряты, живущие в пределах Иркутской области несколько оторванно от монголоязычного мира, исповедовали в основном шаманизм и христианскую религию. Влияние разных культур и различие в вероисповедании нашли определенное отражение в личных именах бурят.
Основная часть личных имен забайкальских бурят - это исконно бурятские, а также тибетские и санскритские, которые не воспринимаются сейчас носителями как иноязычные. С распространением буддизма в Забайкалье в ХVII-ХVIII вв. тибетские и санскритские имена прочно вошли в лексику бурят.

Совсем недавно среди бурят широко бытовали двойные имена: Цырен-Дулма, Бадма-Ханда, Цырен-Еши и т.п., в которых один из элементов, а иногда и оба выражали определенные смысловые понятия, такие как разум, вера, алмаз и т.д., или второй элемент имени усиливал значение первого. Буддийские астрологи убеждены, что в имени заложена судьба человека. По их мнению, чем длинее имя (двойные имена), тем дольше и счастливее живет человек.

Например, я встречал человека вот с таким ФИО: Жамбалдагбаев Санжай-Жамсо Батомункуевич.

У прибайкальских бурят после присоединения Бурятии к русскому государству получили большое распространение личные имена из христианского календаря, например: Николай, Василий, Михаил, Кирилл и т.д.

Среди бурятских имен большое место занимают имена, которые давались по характерному признаку человека (Ардай, Балдак, Номгон, Сэсэн), т.е. слова с нарицательным значением нередко использовались в качестве личных имен. Присваивались также имена, взятые из скотоводческой и другой терминологии. Например: Баян (богатый), Сагадай, Саган, Буха, Тыхэ.

Большой пласт бурятских личных имен был связан с традиционными верованиями и нес в себе охранительную, оберегательную функцию. Имена типа Шоно, Онгон давались для устрашения злых духов. Сейчас все эти имена вошли в лексику фамилий. Среди фамилий Ардаев, Балдаков, Сагадаев, Саганов, Бороев, Шоноев и др.

Мужские и женские имена в бурятском языке в принципе не имеют грамматических различий, но в некоторых именах женские имена отличаются по формальным показателям, заимствованным из тибетского ( - ма, - су) и русского ( - а) языков.

Современные русские имена воспринимаются как истинно русские и многие не осознают древнегреческого происхождения имен Василий, Алексей, Федор и т.п., так же как и древнееврейского и латинского происхождений, связанных с христианизацией Руси (Х в.).

У бурят существовали самые разные варианты наречения детей. Например, связанные с хозяйственным укладом, топонимикой края, особенностями телосложения и здоровья, со временем года, многочисленными приметами или знаменательными событиями и т.д.

Часто в качестве имени давались названия нежных растений: Сарнай, Сэсэг (цветок); драгоценных металлов и камней: Алтан (золото), Болор (хрусталь), Номин (изумруд), Тумэр (железо), Субад (жэмчуг).

Чтобы девочки росли несказанной красоты, их называли именами небесных божеств: Бальжима, Дарима, Наран, Гоёхон. Когда рождалась долгожданная дочь, ее называли Балма (мед), Хонгор (милая, обаятельная).

Если в семье рождались только дочери, самой младшей давали мужское имя в надежде на то, что следующим родится сын.

К именам мальчиков отношение было другим, так как на плечи мужчин ложились основные трудности жизни. В первую очередь желали, чтобы они в лихолетье были защитниками родного очага и рода - Батар (воин), Алдар (слава), Бата (крепкий), Балта (молот), Тамир (сила, энергия), Тумэн (тысячник), Аян (путь, путешествие).

Как известно, в прошлые века смертность детей была очень высокой, что породило массу специфичных имен. Если ребенок заболевал, то ему давали другое имя и он шел на поправку. В семьях, где младенцы умирали часто, новорожденных называли особыми именами: Элбэг (обильный), Мунхэ (вечный), Амгалан (спокойный), Ардай (щуплый), Арюун (чистый), Ашата (благодарный), Бадархан (процветающий). Эти имена оберегали ребенка, являлись словно защитой от сглаза, порчи.

Когда рождался долгожданный ребенок, то его называли Толон (сияние), Жаргал (счастье), Санал (соскучились), Айдар (милый), Сарюун (прекрасный).

Известны случаи, когда после смерти нескольких младенцев, очередного мальчика назвали Улэмжэ (пусть остановится, останется).

Часто выбор имени сопровождался особенностями кочевого быта: Дархан (кузнец), Дэлгэр (обширный), Булаг (родник), Хулэг (скакун), Мэргэн (меткий), Тунгалаг (прозрачный), Тунгалан (чистый), Тургэн (быстрый).

При этом немалую роль играли и места нашего обитания. Например, Саян, Байгал, Далай, Шынгыс.

Из далекого прошлого, когда животные были тотемами, дошли имена Аюхан (хан медведь), Арсалан (лев), Барас (рысь), Боро (волк), Булган (соболь), Боржон (утка), Бургэд (орел) и др.

По традиции имена отражали черты характера и особенности человека, например, Амарсана (благонамеренный), Буянта (добродетельный), Балхан (пухлый), Балдак (приземистый), Бардам (чванливый), Баярта (радостный), Гоохон (красавица), Сэсэн (мудрый), Бичихан (маленький) и т.д.

Таким образом, у нашего народа сформировались свои национальные имена, отражающие особенности языка и культуры.

В наше время родители стараются дать своим детям распространенные либо, напротив, необычные имена, чтобы еще с рождения как-то выделить их.

Сегодня бурятское имя услышишь нечасто. «Наши имена устарели», – говорят молодые родители. Может быть и не все старые имена привычны слуху современного человека, но многие очень красивы. Какое звучное имя Баян-Далай! По-русски – богатый океан.

Нашему народу нужен новый большой словарь бурятских имен (в том числе новых, современных), чтобы молодежи было легче в выборе родного имени. Это запрос нашим ученым, этнографам, литературным деятелям.

В древние времена было так: сколько жителей в степи, столько и разных имен. Их звучание нужно сохранить.

Согласно официальной статистике органов ЗАГС за 2018 год, самыми популярными именами в Бурятии стали: Артем, Александр, Софья, Виктория.

Руководитель «Координационного центра по изучению региональной ономастики Северного Кавказа» Роза Намитокова отмечает:

«Традиция давать национальные имена уже возрождается повсеместно, ведь в них заложена история народа. Имя накладывает отпечаток на жизнь. Думаю, если родители называют дочь Пелагея, значит, предполагают, что она будет хранительницей русских традиций».

Роза Намитокова считает, что имя должно быть благозвучным, соответствовать национальности, времени и менталитету. Детям обязательно необходимо объяснить происхождение и значение имени.


При написании статьи использовался словарь «Тайна вашего имени», составители: Ц.А. Дариева, Ю.Ж. Жабон, Б.Ж. Жабон / Улан-Удэ, БНЦ, 1991

Источник : zolord.ru

Реклама

Комментарии ()

    Написать комментарий

    Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены символом *

    Похожие материалы
    Судьба енисейских кыргызов
    4672 0
    Судьба енисейских кыргызов

    От эпохи кыргызского великодержавия до полной дефрагментации.

    30 апреля 2024
    Жаксылык Сабитов о наследии Золотой Орды и скандале в Монголии
    4579 0
    Жаксылык Сабитов о наследии Золотой Орды и скандале в Монголии

    Почему власти РК инициировали написание новой академической истории Казахстана? Является ли Россия наследницей Золотой Орды? За что судили Жаксылыка Сабитова в Монголии? На эти и др. вопросы ответил известный казахский историк, д-р полит. наук Ж. М. Сабитов.

    23 апреля 2024
    Ещё раз о наследии Улуса Джучи: «приватизация» наследия Золотой Орды её потомками недопустима»
    4775 0
    Ещё раз о наследии Улуса Джучи: «приватизация» наследия Золотой Орды её потомками недопустима»

    11 апреля в Институте истории им. Ш. Марджани Академии наук Республики Татарстан прошёл международный круглый стол «Актуальные проблемы средневековой истории Евразии».

    14 апреля 2024
    Какие народы возникли из Золотой Орды
    7080 0
    Какие народы возникли из Золотой Орды

    Сегодня эти народы сохраняют свои уникальные культурные и исторические особенности, хотя они имеют общие корни в Золотой Орде.

    30 марта 2024
    Джунгары и их кочевое ханство
    137 0
    Джунгары и их кочевое ханство

    В XVII–XVIII веках на значительной части Центральной Азии существовало Джунгарское ханство, которое было полностью независимым государством. Оно не подчинялось ни России, ни Китаю.

    22 декабря 2024
    Статьи
    787 лет назад началось монгольское нашествие на Русь
    182 0
    787 лет назад началось монгольское нашествие на Русь

    Декабрь 1237 года — один из первых эпизодов монгольского вторжения на Русь и западного похода монголов.

    21 декабря 2024
    История
    Самые умные страны мира в 2023 году
    4266 0
    Самые умные страны мира в 2023 году

    Исследователи указали исторический эпицентр максимума IQ на планете.

    12 мая 2024
    Путешественник во времени: художник показывает, как знаковые люди из прошлого делали свои селфи (28 фото)
    4673 1
    Путешественник во времени: художник показывает, как знаковые люди из прошлого делали свои селфи (28 фото)

    Прокрутите вниз, чтобы увидеть Авраама Линкольна, Чингисхана, Боба Марли и других известных людей прошлого в новом свете!

    05 мая 2024
    Сохранение генофонда во времени и пространстве у монголоязычных ойратов
    4210 0
    Сохранение генофонда во времени и пространстве у монголоязычных ойратов

    Международный коллектив ученых (N. Balinova et al.) в исследовании, опубликованном 11.04.2024 в European Journal of Human Genetics, генерировали новые данные полногеномной и митохондриальной ДНК современных ойратов.

    04 мая 2024
    Статьи
    Восстановлено генеалогическое древо загадочного народа авары — и в ней степные традиции
    4960 0
    Восстановлено генеалогическое древо загадочного народа авары — и в ней степные традиции

    Родословная за 250 лет, адаптация на новой территории, традиции, антропология и археогенетика аваров.

    01 мая 2024
    Судьба енисейских кыргызов
    4672 0
    Судьба енисейских кыргызов

    От эпохи кыргызского великодержавия до полной дефрагментации.

    30 апреля 2024