Почему чиновники боятся цифровизации?
07 июня 2018, 10:03 1357 0
картинка: uitp.org
Государство всегда являлось эпицентром общественной жизни населения. Именно с сильным государством и политической волей Президента большинство россиян связывает свои надежды на решение наиболее волнующих их проблем (остановка роста цен, бедность, защита от преступности, здравоохранение, образование).
Сильное государство в глазах большинства россиян - это прежде всего государство с эффективно работающим аппаратом, который в первую очередь способен обеспечить интересы граждан, стабильность, порядок и социальную справедливость.
В настоящее время работа аппарата оценивается низко из-за того, что административная система не способна на должном уровне оказывать услуги обществу.
Истоки недоверия:
- Аппарат работает, прежде всего, на себя, а интересы граждан находятся на последнем месте.
- Аппарат работает не эффективно в силу плохой организации труда и ориентированностью на первоочередное исполнение аппаратных поручений, а не интересов граждан.
- Не видны конечные результаты работы государственных структур, так как нет ориентированности чиновника на результат. В итоге, такие показатели, как борьба с бедностью, здравоохранение, образование, поддержка предпринимательства, борьба с преступностью, граждане оценивают низко.
- Граждане плохо информированы о деятельности институтов власти, так как не налажена система, позволяющая вести диалог власти с населением. Функции общественных советов диктуются требованиями госорганов, а не потребностями общества. Общественные советы целиком зависят от госслужащих.
- Отсутствует четкий и быстрый механизм дачи ответов на обращения граждан, при одновременном отсутствии прозрачности работы госорганов.
Чтобы повысить производительность труда госслужащих, в недрах правительства РФ разрабатываются мероприятия по скорейшей цифровизации органов государственного управления. По словам экономиста Алексея Кудрина, 80% госслужащих не готовы к этому, при этом он заявил страшную для чиновников фразу о том, что в результате цифровизации количество чиновников будет сокращено на треть.
07 июня под знаком цифровизации состоится прямая линия с президентом В. Путиным. Президент в прямом эфире будет переадресовывать вопросы из регионов напрямую их главам, которым рекомендовано во время прямой линии находиться на рабочих местах, пить валидол и переживать.
Таким образом, цифровизация государственного управления продвигается не для того, чтобы быть в тренде, а для того чтобы чиновники мгновенно реагировали на запросы населения. А единственным выходом, чтобы избежать волны недовольств, является максимальная открытость в работе и ведение равноправного диалога.
Именно в этом ключе я понимаю основной посыл цифровизации органов государственного управления. Если чиновники хотят «выжить», они должны будут быстро перестроить свою работу на результативность, открытость и взаимодействие с обществом и гражданами.
С развитием всемирных информационных технологий и развитием интернета, когда подавляющее число управляющих систем в мире носит транзакционный или учетный характер, государство не может не считаться с этими изменениями. Ведь цифровая трансформация нацелена на решение все тех же задач, которые стояли перед экономикой и органами государственной власти всегда - это оптимизация процессов, сокращение затрат, повышение качества ради интересов населения.
По прогнозам The Boston Consulting Group доля цифровой экономики к 2035 году возрастет с 6 до 33% и достигнет 16 трлн $, а существующая экономика потеряет 6%. Ожидается, что в ближайшие годы традиционные устои и существующие системы претерпят большие изменения. При этом цифровые технологии трансформируют не только бизнес-процессы, но и органы государственного управления.
Новые цифровые технологии сделали возможным создание принципиально новой модели отношений между органами государственной власти и населением. Цифровизация государственных услуг подразумевает организацию процессов в государственных органах по совершенно новым принципам, потому что они позволяют понимать процессы глубже и управлять ими на принципиально новом качественном уровне.
Если несколько лет назад цифровизация бизнеса и государственных услуг была чем-то условным, то сегодня - это данность. Бизнесмены проводят цифровую трансформацию своих предприятий с тем, чтобы не отстать от конкурентов и не потерять клиентов, а органы государственной власти, чтобы не потерять доверие населения.
Большинство госслужащих не только осознает ненормальность положения с открытостью и прозрачностью деятельности властных структур для граждан, но и имеет достаточно четкое представление о системе мер, которые могут способствовать решению проблемы. Эти меры касаются как общей перестройки работы властных структур (в первую очередь более четкое регулирование процедур принятия управленческих решений с нацеленностью на конечный результат), так и непосредственно информационной составляющей (прежде всего ответы на обращения граждан по существу; диалог с населением; регулярные встречи руководителя с общественностью; электронное взаимодействие с населением).
Поэтому, на мой взгляд, цифровизация органов управления повлечет:
- Внедрение электронных общественных мониторингов по таким вопросам, как ремонт дорог, благоустройство, мониторинг цен на товары первой необходимости, работа общественного транспорта, строительство жилья, деятельность ТСЖ и УК и т.д.
- Сотрудничество между властью и населением с помощью социальных сетей и технологий (Facebook, мобильные приложения, блоги).
- Проведение регулярных общественных слушаний.
- Налаживание новых каналов взаимодействия с бизнесом и потенциальными инвесторами.
- Активизацию работы общественных советов (необходимо выводить их из под доминирующего влияния госорганов).
- Цифровизацию госуслуг (клиентоориентированный подход к оказанию госуслуг).
- Внедрение новых форм контроля за деятельностью властных структур со стороны граждан и их объединений.
Работа государственного аппарата должна стать прозрачной для общества при процедуре принятия решений. Если нет ясности, кто и на каких основаниях принимает решения, то нет и того лица, которое несет ответственность за последствия.
Комментарии ()