Казахские и татарские историки поспорили из-за наследия Золотой Орды

10 мая 2018, 22:21 4252 0 Автор: Золотая Орда

Казахские и татарские историки поспорили из-за наследия Золотой Орды

Кадр из российского сериала "Золотая Орда"

В 2015 г. коллективом татарских ученых из Академии наук Республики Татарстан была завершена работа над семитомным академическим изданием «История татар с древнейших времен». Этот труд был создан под эгидой и научно-методическим руководством Института истории им.Ш.Марджани АН РТ при участии более 200 видных ученых, представляющих институты РАН, ведущие научные центры стран ближнего и дальнего зарубежья. В 2016 году его авторы получили государственную премию Республики Татарстан в области науки и техники.

В 2016 г. казахским историком, специалистом по средневековой истории Улуса Джучи и этногенезу тюркских народов из Евразийского университета в Астане Жаксылык Сабитовым была написана рецензия на данную работу. В частности, в рецензии критически были оценены некоторые положения 4-го тома семитомника "История татар с древнейших времен", касающиеся раздела Казахского ханства.

Данная критика спровоцировала дискуссии в среде татарских ученых-историков, в том числе, и в среде историков Казахстана.

Чтобы прояснить ситуацию Жаксылык Сабитов сказал, что в 2016 году он написал положительную рецензию на этот огромный труд, однако раздел о Казахском ханстве содержит немалое количество ошибок, что неизбежно при написании такого огромного научного труда. Ошибки были описаны им в отдельной рецензии в 18-ти пунктах. В целом Жаксылык Сабитов положительно оценил данный труд.

По мнению Ж. Сабитова, при написании такого труда как "История татар" к разделу о Казахском ханстве все же нужно было привлечь именно историков, изучающих Казахское ханство, а не А.Г. Нестерова, который напрямую Казахским ханством не занимался.

«Он является хорошим специалистом в смежных темах, но информацией о Казахском ханстве владеет неглубоко. Тем не менее, это никак не снижает научной ценности всей коллективной монографии "История татар", – сказал Ж.Сабитов.

Руководитель Центра исследований Золотой Орды и татарских ханств им. М.А.Усманова Института истории им.Ш.Марджани Академии наук Татарстана Ильнур Миргалиев высказал встречную претензию: якобы в казахстанских исследованиях татар стараются не замечать.

Чтобы прояснить ситуацию Ж. Сабитов пояснил следующее: «В принципе, согласен с этим. Но это вызвано не тем, что Казахстан намеренно не хочет замечать историческое наследие Улуса Джучи (это название я использую вместо термина "Золотая Орда"), а тем, что в Казахстане историческая наука находится на плохом уровне. Ученых, занимающихся средними веками, очень-очень мало. За 25 лет независимости республики по Улусу Джучи защитилось всего три человека. Интереса, что к татарам (к примеру соотношению таких этнонимов как "казах" и "татар"), что к Золотой Орде, почти не было. Улусом Джучи начала интересоваться новая группа ученых – последователи Вениамина Петровича Юдина. А в советское время, как и у татар, Золотая Орда не приветствовалась как поле для исследований казахских историков. В свое время за это некоторых даже репрессировали».

 

Далее приводим продолжение интервью Ж. Сабитова данное Рамилю Сафину (источник: idelreal.org.)

 Р.С.: А насколько, по-вашему, Казань ангажирована в этом вопросе? Пытается ли Татарстан перетянуть, что называется, одеяло на себя и показать, что именно татары являются наследниками Улуса Джучи?

- Знаете, есть два уровня истории: профессиональный и национальный. Профессиональная история занимается мелочами - Л.Н. Гумилев презрительно называл профессиональных ученых мелочеведами, а их попытки разобраться детально во всех аспектах истории мелочеведением. К примеру, когда начал править Берке? В 1262 году или в 1259-м? Это интересно только нескольким профессиональным историкам. А национальная история начинается тогда, когда ее пытаются использовать в политических целях. Это есть не только у татар, казахов или русских, это в той или иной степени наблюдается у всех народов мира: у кого-то больше, у кого-то меньше. С точки зрения национальной истории считаю, что вообще не стоит политизировать ваш вопрос: "Кто главный наследник Золотой Орды?". Улус Джучи – это огромное государство. Для казахов, татар и других тюркских народов Золотая Орда - то же самое, что Киевская Русь для русских, украинцев, белорусов и русинов, например. Не стоит вырывать первородство и бороться за это в политическом плане. Нужно заниматься реконструкцией нашей общей истории, научным мелочеведением, а не политическими играми, "кто главный и единственный наследник".

Р.С.: Вы критикуете Нестерова. За что?

- Он внес вклад в исследование Сибирского ханства. Но по Казахскому ханству он во многом попросту не владеет современной историографией. В Казахстане недавно отметили 550-летие Казахского ханства. Обнаружено много новых фактов. Причем, исследованиями занимались не только казахские и российские историки, но и западные ученые. Моя основная претензия к А.Г.Нестерову – научная. Заметьте, это именно моя претензия конкретно к А.Г.Нестерову. А не претензия казахских ученых к татарским ученым. Тем более, А.Г.Нестерова именно татарским историком назвать-то нельзя. Это не политический конфликт казахских и татарских историков, а научная дискуссия Ж.М. Сабитова и А.Г. Нестерова. В конце концов, А.Г. Нестеров всегда может написать ответ на мою рецензию.

Р.С.: Как воспринимают Золотую Орду простые казахи?

- Простые казахи считают себя одними из наследников Улуса Джучи. Еще Чокан Валиханов – один из первых казахских историков – написал фразу, которая, как мне кажется, характеризует отношение казахов к Золотой Орде. Он написал: "казахи считают себя потомками татар Золотой Орды". Под татарами имеется в виду все кочевое население Улуса Джучи XIII-XV веков от Алтая и Иртыша до Румынии и Болгарии. Вообще, наследниками "Золотой Орды" в равной степени является большинство тюркских народов кыпчакской группы, которые унаследовали определенные части этого великого государства. И бороться за первородство здесь, конечно, не стоит. Повторюсь: просто нужно медленно, научно заниматься и реконструировать нашу историю, а не пытаться что-то делить.

По моему мнению, в Улусе Джучи было 92 племени, зафиксированных в восточных источниках. Из этих 92 племен 20 с чем-то на данный момент находятся в составе современных казахов. Остальные племена попали в состав других тюркских постордынских народов. Племя Минг есть среди татар, башкир и узбеков, племя Аргын есть среди крымских, касимовских татар, а также среди казахов, возможно, также среди узбеков. Племя Мангыт есть среди татар, узбеков, ногайцев, каракалпаков, казахов и даже среди русского дворянства (князья Урусовы). Племя Тама (потомки известного Чуры Нарыкова) есть среди татар, казахов и ногайцев и т.д. Поэтому невозможно изучать историю любого постордынского народа в отрыве от других соседних постордынских народов. Помимо ощущения сопричастности к истории Улуса Джучи у простых казахов есть и понимание родственности всех постордынских народов Золотой Орды между собой. Конечно же, есть среди казахов люди, считающие, что казахи единственные наследники Улуса Джучи, но их мало и профессиональных ученых среди нет.

Р.С.: Можно ли сказать, что в Казахстане Золотая Орда принята в качестве государственной идеологии?

- Как я уже сказал, в принципе, население Казахстана понимает, что оно происходит из Улуса Джучи. Это понимание есть на каком-то низовом уровне, на уровне фольклора и самоидентификации народа. Но в научном плане исследования Золотой Орды у нас активизировались только недавно, наверное, в последние лет десять. Развитие концепта Золотой Орды у нас, казахов, случилось позже, чем у татар. Тема Золотой Орды государством была принята где-то в 2013 году. Считаю, что в политическом плане принятие такого концепта выгодно как Казахстану, так и Татарстану, и даже, наверное, всей России. Однако целенаправленной деятельности по политизации Улуса Джучи в казахстанской истории нет. У нас до сих пор сильна советская традиция историков, которые довольно параллельно относились к Золотой Орде. На данный момент в Казахстане идет борьба между старой советской парадигмой и новой парадигмой средневековой истории Казахстана.

Р.С.: А можете вкратце описать в чем состоят ваши не согласия со старой парадигмой средневековой истории Казахстана?

- Я назову два главных противоречия. Во-первых, в советское время считалось, что существовало некое государство Ак орда (Белая орда), которое было идентично улусу Орда эджена и было предшественником Казахского ханства, а Золотая Орда была ее западным соседом, то есть еще с 1940-х годов нам в учебниках истории внушали, что Казахское ханство наследник некоего государства Ак орда. Во многом этой точки зрения придерживаются старые советские историки. Я же со своими коллегами поддерживаю точку зрения Чокана Чингисовича Валиханова (в честь кого назван институт истории и этнологии в Алматы) и Вениамина Петровича Юдина. Они оба писали о том, что и Ак орда и Алтын Орда (Золотая Орда) - это не официальное название государства, а название ставок ханов Улуса Джучи. Ак орда и Алтын Орда - это резиденции, а не государства. Поэтому на данный момент я предпочитаю использовать в научных статьях термин "Улус Джучи" или "Улуг улус" для обозначения государства, известного в популярной культуре как "Золотая Орда". И поэтому, когда представители советской парадигмы средневековой истории Казахстана пишут о том, что Казахское ханство - это наследник государства Ак орда, это звучит смешно. Это то же самое, что называть Московский Кремль государством-предшественником Российской империи.

Во-вторых, в советское время в Казахстане считалось, что Улус Джучи состоял из двух частей: Золотой Орды и Ак орды. Границу проводили по реке Урал. Причем, население Золотой орды были "татары", а населением Ак орды были "узбеки", они же "кочевые узбеки". Согласно этой довольно примитивной схеме казахов производили от этих "узбеков". На данный момент вышло некоторое количество статей в Казани, согласно которым данная примитивная советская схема рушится. "Узбек" и "татар" были внешними названиями (экзотнонимами) для единого золотоордынского этноса. Аналогом такой же ситуации будут названия "немцы" и "германцы" для народа, который сам себя называет "дойче". На территории Германии жил все-таки один народ, а не три народа под названиями "германцы", "немцы" и "дойче". То же самое в Улусе Джучи: был один народ, известный в русских, арабских и европейских источниках как татары, а в среднеазиатских источниках как узбеки.

Р.С.: Участвовали ли чагатайские тюркские кочевники Семиречья в этногенезе казахов?

- Это чисто научный вопрос. Моя позиция – нет, не участвовали. Семиречье находилось на границе трех улусов: Улуса Джучи, Улуса Чагатая и Улуса Угедея. Советская научная традиция говорит, что часть могулов (потомки кочевников Улуса Угедея с правившей династией Чагатаидов) принимала участие в этногенезе казахов. Но это наследие старой советской парадигмы. А оно мало аргументировано. Это чистый научный вопрос, о котором нужно дискутировать в научных журналах. Политизировать его не стоит.

Р.С.: Ильнур Миргалиев с своем интервью заявил, что был бы рад, если бы дискуссия была продолжена профессиональными историками. Планируются ли какие-либо круглые столы по дискуссионным вопросам золотоордынской и казахской истории в Казахстане?

- Как ученый-историк, в научном плане я вырос в Казани, в Татарстане. Я с 2009 года каждый год участвую в казанских научных конференциях. И это помогло мне вырасти в научном плане. Меня многие называют больше казанским ученым, чем казахским. Большая часть моих научных трудов публикуется в столице Татарстана. Казань – место, где производится историческая наука, где выходят главные научные статьи по истории Улуса Джучи. Это объективное состояние дел в современных исследованиях истории Улуса Джучи. В Казахстане в разы больше тратятся денег на исторические исследования, но КПД от этих потраченных денег в разы меньше, чем у коллег в Татарстане. Дискуссии казахских ученых по истории Улуса Джучи по большей части происходят именно в Казани. Это вызвано слабым качеством исторической науки об Улусе Джучи в Казахстане и тем, что в Казахстане многие ученые не привыкли дискутировать по научным вопросам посредством рецензий и научных статей. Какая может быть дискуссия, когда оппоненты просто молчат и делают вид, что "не в курсе". Если ученый критикует другого ученого - в нормальной науке это нормально. Все нормальные ученые должны руководствоваться принципом "Платон мне друг, но истина дороже". В Казахстане же на научную критику обижаются до конца жизни или просто ее игнорируют, делая вид, что не читали ее.

Источник :

Реклама

Комментарии ()

    Написать комментарий

    Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены символом *

    Похожие материалы
    Божественный ветер: японские пилоты-камикадзе времён Второй мировой войны
    207 0
    Божественный ветер: японские пилоты-камикадзе времён Второй мировой войны

    За каждым пилотом-камикадзе, отправляющимся на верную смерть, стоял обычный человек, часто с женой или возлюбленной дома, и у которых было много причин для жизни.

    21 апреля 2024
    Секрет открытия русского фарфора или первый опыт промышленной разведки
    332 0
    Секрет открытия русского фарфора или первый опыт промышленной разведки

    В 1746 году Д. Виноградов в своей лаборатории получил первую партию опытного состава русского фарфора. Однако секрет у чуда был прост — свершиться ему помог русский разведчик в Китае.

    13 апреля 2024
    Первые контакты русских и бурят, и процесс интеграции (XVII—XIX вв.)
    1364 0
    Первые контакты русских и бурят, и процесс интеграции (XVII—XIX вв.)

    В ходе экспансии на восток в 1628 г. русские землепроходцы вышли в Предбайкалье, где впервые соприкоснулись с бурятским населением.

    18 декабря 2023
    Постылая жена: царица Евдокия Лопухина, первая супруга Петра I
    347 0
    Постылая жена: царица Евдокия Лопухина, первая супруга Петра I

    Страшная судьба была у этой сильной женщины. Проведя в монастырях почти 30 лет, она пережила не только мужа, и любимого человека, но и своих детей и внуков.

    02 декабря 2023
    Жаксылык Сабитов о наследии Золотой Орды и скандале в Монголии
    150 0
    Жаксылык Сабитов о наследии Золотой Орды и скандале в Монголии

    Почему власти РК инициировали написание новой академической истории Казахстана? Является ли Россия наследницей Золотой Орды? За что судили Жаксылыка Сабитова в Монголии? На эти и др. вопросы ответил известный казахский историк, д-р полит. наук Ж. М. Сабитов.

    23 апреля 2024
    Божественный ветер: японские пилоты-камикадзе времён Второй мировой войны
    207 0
    Божественный ветер: японские пилоты-камикадзе времён Второй мировой войны

    За каждым пилотом-камикадзе, отправляющимся на верную смерть, стоял обычный человек, часто с женой или возлюбленной дома, и у которых было много причин для жизни.

    21 апреля 2024
    История
    Ещё раз о наследии Улуса Джучи: «приватизация» наследия Золотой Орды её потомками недопустима»
    378 0
    Ещё раз о наследии Улуса Джучи: «приватизация» наследия Золотой Орды её потомками недопустима»

    11 апреля в Институте истории им. Ш. Марджани Академии наук Республики Татарстан прошёл международный круглый стол «Актуальные проблемы средневековой истории Евразии».

    14 апреля 2024
    Секрет открытия русского фарфора или первый опыт промышленной разведки
    332 0
    Секрет открытия русского фарфора или первый опыт промышленной разведки

    В 1746 году Д. Виноградов в своей лаборатории получил первую партию опытного состава русского фарфора. Однако секрет у чуда был прост — свершиться ему помог русский разведчик в Китае.

    13 апреля 2024
    История
    В Чернобыле появились дикие коровы: хищники обходят их стороной
    605 0
    В Чернобыле появились дикие коровы: хищники обходят их стороной

    По виду они напоминают домашних, но их поведение значительно отличается.

    03 апреля 2024
    Какие народы возникли из Золотой Орды
    679 0
    Какие народы возникли из Золотой Орды

    Сегодня эти народы сохраняют свои уникальные культурные и исторические особенности, хотя они имеют общие корни в Золотой Орде.

    30 марта 2024