Почему преследуют хазарейцев?

06 июня 2018, 22:47 43680 1 Автор: Золотая Орда

Почему преследуют хазарейцев?

фото: unisa.edu.au

Хазарейцы появились на территории Афганистана в 13 веке и представляют собой особый этнос, большинство из которых имеют монголоидную внешность. Традиционно считаются потомками улуса чингизида Нишкудери, внука Чагатая. Ведут как кочевой, так и оседлый образ жизни. Народ образовался в результате смешения воинов монгольской армии с местным населением. Самоназвание «хазара» образовано от иранского «хазар» - тысяча.

Почему преследуют хазарейцев в Афганистане?

Говорят хазарейцы на дари с включением (до 10 %) лексики монгольского и тюркского происхождения. Проживают на территории Афганистана (2,5 млн), Ирана (1,7 млн) и Пакистана (1,0 млн). В Иране расселены, преимущественно в районе восточного Хорасана. Кроме того, в ряде западных стран распространена диаспора примерно от 400 000 до 500 000 человек.

Данные генетической генеалогии (Y-ДНК) хазарейцев достоверно подтверждают их смешанное происхождение, в котором имеется две основные составляющие: монгольская (С3 - 33,3 %) и коренного населения Иранского плато до арийского проникновения (J2 - 26,6 %), при том, что арийская R1a и туркменский подтип Q - лишь по 6,5 %, остальных ещё меньше.

Почему преследуют хазарейцев в Афганистане?

По причине внешней «инаковости» и духовной толерантности, подвергались гонениям со стороны других этнических групп, большей частью со стороны пуштунов. В конце 19-го начале 20 века их часто продавали в рабство.

Однако во времена Монгольской империи ситуация была совершенно иной. По мере ослабления Монгольской империи, хазарейцев всё сильнее вытесняли из благодатных долин северо-востока. В результате, хазарейцы оказались зажатыми в центральных, сплошь горно-каменистых частях Афганистана.

Знаменитый российский географ и военный исследователь А.Е. Снесарев (1865-1937), в своей работе «Афганистан», вышедшей в свет еще в 1921 году и до сих пор не потерявшей своего значения, так описывает хазарейцев (он их называет газара):

«…содержание их религии, как и душа народа, замкнутое, говорит о забитости, скрытности и подозрительности. Однако, в то же время это очень живой, гостеприимный и любознательный народ».

Хазарейцы оказались в Иране сначала при Надир-шах Афшаре (перв. пол. XVIII в.), следующая крупная группа хазарейцев проникла во время правления Насираддин-шаха Каджара (вт. пол. XIX в.). В своё время они сослужили службу персидским правителям, остановив постепенное продвижение туркменских грабительских набегов вглубь иранской территории на севере страны. Последние десятилетия также наблюдается устойчивый поток беженцев хазарейцев в Иран из Афганистана. Именно они составляют большинство нелегальных мигрантов, спасающихся в Иране от притеснений со стороны белуджей и пуштунов в соседних странах.

Исследователи отмечают, что хазарейцы всегда отличались отсутствием единства и делением по родоплеменному признаку.

Всего выделяют 8 главных племён: шейхали, бесуд, дайзанги, урузгани, джагури, дайкунти, фулади, якауланг, но каждая этнотерриториальная община живет своей отдельной жизнью. Так, например, соседствующие поселения хазарейцев двух разных родов у Калаи-Нов в Хорасане почти не поддерживают связи друг с другом.

Однако в последнее время наметился процесс национальной консолидации, вызванный, в первую очередь, переживаемыми трудностями, создан Всемирный Совет хазарейцев, но значительная разница в социальном и культурном развитии, особенно между эмигрировавшими и оставшимися на родине хазарейцами, является препятствием этому процессу.

Основные традиционные занятия - пашенное земледелие и скотоводство. Они почти не смешиваются с соседними народностями и ведут полуизолированный образ жизни. По вероисповеданию хазарейцы, в подавляющем своём большинстве, шииты-имамиты, хотя в Афганистане местами можно встретить также незначительные группы хазарейцев суннитов и исмаилитов. Местами сохраняются пережитки доисламских верований и анимизма.

Будучи шиитами, они становятся объектом религиозных преследований со стороны суннитов, особенно после появления в Афганистане движения Талибан (запрещенная террористическая организация). Именно этим отношением вызвана массовая миграция хазарейцев в близкий им по конфессиональному признаку Иран.

На территории Ирана на основе хазарейцев-беженцев из Афганистана в рамках Корпуса стражей исламской революции создана добровольческая бригада, а затем дивизия «Фатимиюн». Её бойцы, после прохождения специальной подготовки на военных базах в Иране, направляются в Сирию для борьбы в составе правительственных войск против боевиков.

Хазарейцы имеют долгую историю преследования со стороны пуштунских племен, которые зафиксированы с XVI века.

В эпоху Амира Абдула Рахмана (1880-1901), который считается основателем современного Афганистана, тысячи хазарейцев были убиты, изгнаны и порабощены. Почти половина населения хазарейцев была перемещена в соседний Белуджистан из Британской Индии и Хорасанской провинции в Иране. Хазарейцы мигрировали в Кветту из Афганистана в 1840 году. Чтобы отомстить за зверства, они присоединились к британской армии.

В 1904 году британцы сформировали из хазарейцев подразделение пехоты «106-я пионеры Хазары», в состав которого вошли беженцы из Кветты. Хазарейцы сражались за англичан во время англо-афганских войн. Следовательно, они несут исторический багаж, в результате которого пуштуны Афганистана не терпят их присутствия в пуштунских районах. Поэтому по умолчанию места соприкосновения пуштунов и хазарейцев стали линией разлома, которая каждый раз воспламеняется от пуштунов. И как только она воспламеняется, вскоре становится неконтролируемой и непредсказуемой благодаря собственным импульсам и темпам. До сих пор хазарейцы воздерживаются от организации организованной вооруженной борьбы против нападающих групп.

Учитывая многочисленность и главенствующую роль пуштунских племен в системе государственной власти Афганистана на протяжении более чем двух веков, остановимся также на характеристике этой этнической группы, которая и сегодня в лице радикального исламистского Движения Талибан (запрещенная террористическая организация) претендует на реставрацию своего господствующего положения.

Почему преследуют хазарейцев в Афганистане?

В книге афганского ученого Мухаммада Анвара Нумйалая «Основы социальной истории пуштунов» содержится следующее наблюдение о пуштунах:

«Пуштун - хранитель патриархально-феодальных традиций в племенном обществе. По характеру пуштун республиканец - он выступает за выборность власти и равноправие. Пуштун очень хороший друг, но жестокий враг. Пуштун любит и уважает женщин, но не терпит, чтобы ею любовались другие. Поэтому он считает необходимым придерживаться правила: «Место женщины дома или в могиле».

Вот, например, как отзывался о пуштунах участник первой англо-афганской войны военный врач, британец Г. У. Беллью:

«Как народ они пользуются дьявольски дурной славой как неверующие, необузданные, вероломные и жестокие люди. Поговорка "афган бе-иман" - "афганец без веры" - распространена среди их соседей...».

Даже мусульмане Британской Индии (нынешний Пакистан) опасались пуштунов:

«Да хранит тебя Бог, - гласила поговорка, - от мести слона, очковой змеи и афганца».

О непростом характере пуштунов можно судить и по словам «железного эмира» Абдуррахман-хана, который, желая подчеркнуть необузданный характер своих подданных, признавал, что «дикими лошадьми нельзя управлять посредством шелковых вожжей».

Почему преследуют хазарейцев в Афганистане?

В течение этого года хазарейцы Кветты были беспощадно нацелены на уничтожение и насилие, как будто их жизнь не имеет никакой ценности. Раньше также, хазарейцы находились под постоянным преследованием, и это считалось нормой.

Так, хазарейцев принудительно высаживают из общественного транспорта, их могут убить без разбора на пол и возраст.

Почему преследуют хазарейцев в Афганистане?

Систематическое насилие в отношении хазарейского населения сегодня имеет много аспектов: местное соперничество (хазарейцы являются хорошими торговцами), сектантские настроения, региональная динамика и трещины, создаваемые игрой иранских разведывательных агентств через свое консульство в Кветте. В результате удар в спину каждый раз получают хазарейцы.

Почему преследуют хазарейцев в Афганистане?

Запрещенные террористические организации, включая освободительную армию Белуджистана, Лашкар-и-Джангви и Ахле-Суннат-Вал Джаммат, также способствуют убийствам хазарейцев. Мафии и преступные элементы также участвуют в похищениях хазарейцев и занимаются грабежами в местах проживания хазарейцев на границе Тафтана и Кветты, где расположены торговые склады Чаммана.

В результате нападений и полной безнаказанности хазарейцы выходят на улицы, чтобы выразить протест против этих беспощадных убийств членов их общин. Недавняя акция протеста на Аламдар-роуд в Кветте показала активное участие в них граждан, представляющих племя хазара, включая женщин, детей и старейшин. Протест, в связи с недавним потоком целенаправленных убийств в городе, был отменен только после встречи лидеров общины Шина-Хазара с генералом армии Камара Джавед Баджвой, который уверил хазарейцев в принятии соответствующих мер.

Почему преследуют хазарейцев в Афганистане?

В течение 46 инцидентов, связанных с убийствами и бомбовыми ударами в Кветте с января 2012 года по декабрь 2017 года, были убиты 525 человек, 734 получили ранения. Более 200 человек из общины Хазары были убиты только в результате двух терактов-смертников.

Несмотря на то, что масштабные атаки против террористов привели к снижению убийств, целенаправленные убийства хазарейцев никогда не прекращались полностью.

Источник : zolord.ru

Реклама

Комментарии ()

  1. Почему преследуют хазарейцев в Афганистане? Махди 06 февраля 2024, 05:50 # 0
    это не правда, хазарейцы тюркский нород и они жили на территории нынешнее Афганистана и их империя было кушанское царство а пуштуны это нород из восточной индий которые ведут кочевую жизнь и цыганы которые вы в европе видите они все пуштуны

    Написать комментарий

    Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены символом *

    Похожие материалы
    Вера и власть: как монголы относились к христианству на Руси
    502 0
    Вера и власть: как монголы относились к христианству на Руси

    Монгольская «интеллектуальная империя» строилась не только на мечах, но и на идеях.

    24 октября 2025
    Джунгарский миф: война, память и политика в истории Казахстана
    715 1
    Джунгарский миф: война, память и политика в истории Казахстана

    Разрушая миф: что на самом деле стояло за казахско-джунгарским противостоянием.

    12 октября 2025
    История о Джучи, Чингисхане и расколе в семье
    2802 0
    История о Джучи, Чингисхане и расколе в семье

    О том, как сын Чингисхана Джучи поссорился со своим отцом, и чем это обернулось для всей империи.

    31 августа 2025
    Монгольские истоки казахской кочевой культуры: Историко-культурный анализ
    10341 1
    Монгольские истоки казахской кочевой культуры: Историко-культурный анализ

    Кочевая цивилизация Великой степи, охватывающая территорию современного Казахстана, сформировалась в результате длительных этнокультурных взаимодействий. Однако именно в XIII–XIV веках под влиянием Монгольской империи и её наследников на территории будущего Казахского ханства произошёл качественный цивилизационный сдвиг.

    05 июня 2025
    Монголия сегодня: между ресурсным бумом, реформами и политической нестабильностью
    65 0
    Монголия сегодня: между ресурсным бумом, реформами и политической нестабильностью

    2025 год стал для этой уникальной страны годом резких контрастов.

    29 ноября 2025
    Властелины Великой степи: Как калмыки-ойраты покорили Прикаспий и бросили вызов Крыму
    217 0
    Властелины Великой степи: Как калмыки-ойраты покорили Прикаспий и бросили вызов Крыму

    О формировании Калмыцкого ханства в Прикаспийских степях — как ойраты, покинув Джунгарию, отстаивали своё место под солнцем среди могущественных соседей.

    22 ноября 2025
    Дзэн и цветы свободы: рождение духовной революции 1960-х
    250 0
    Дзэн и цветы свободы: рождение духовной революции 1960-х

    Эта статья рассказывает, как дзэн-буддизм, интеллектуально открытый для Америки японскими мастерами и мыслителями, стал духовной основой для революции свободы 1960-х годов.

    18 ноября 2025
    Борьба с коррупцией в Сингапуре: Как государство стало одним из самых честных в мире
    321 0
    Борьба с коррупцией в Сингапуре: Как государство стало одним из самых честных в мире

    Как Сингапур превратился из бедной коррумпированной колонии в один из самых честных и процветающих финансовых центров мира.

    15 ноября 2025
    Инбридинг в тюркских странах: невидимая угроза генофонду
    343 0
    Инбридинг в тюркских странах: невидимая угроза генофонду

    Статья посвящена проблеме инбридинга (близкородственных браков) в тюркских странах. В работе анализируются масштабы явления, его причины и возможные пути решения.

    15 ноября 2025
    Монгольское завоевание территории Казахстана: Рождение нации из пепла империи
    199 0
    Монгольское завоевание территории Казахстана: Рождение нации из пепла империи

    Эта статья подробно исследует, как монгольское нашествие в XIII веке стало поворотным пунктом в истории Казахстана.

    12 ноября 2025
    Статьи
    Почему монголы не оккупировали Русь
    377 0
    Почему монголы не оккупировали Русь

    Русь и Орда: форма зависимости, которая сформировала российскую государственность.

    08 ноября 2025
    История